Не следует предоставлять террористам гарантированное место, где они
могут укрыться от преследования, до тех пор, пока значительная часть палестинского
общества не отвергнет терроризм как аморальное, а не как контр-продуктивное
оружие. Размежевание приведет к увеличению насилия, как это случилось перед
фактическим возвращением армии на территории в марте 2002 года.
Мейрав Вюрмсер – директор Центра ближневосточной политики и старший
научный сотрудник Гудзоновского института. Ранее она была исполнительным
директором MEMRI (Института по исследованию масс-медиа Ближнего Востока)
и преподавала политические науки в университете Джона Гопкинса и в Военно-морской
академии США. Д-р Вюрмсер часто участвует в политических программах на
радио и телевидении, включая БиБиСи, Фокс ньюс, СиЭнЭн, ПиБиСи и СиЭнБиСи.
Предлагаемый ниже текст – выдержки из ее выступления перед MEF (Форумом
по Ближнему Востоку) в Филадельфии 28 июня 2005 г.
В День независимости Израиля в мае месяце 2005 года израильтяне, возражающие
против ухода Израиля из Газы, размахивали оранжевыми флагами вместо флагов
Израиля. (Оранжевый цвет, цвет районного Совета Газы, сейчас является символом
сопротивления размежеванию). Сторонники размежевания одеты в голубые, национальные
тона. Но «Люди сражаются не в войне цветов, а в войне идей, в которой не
видно ни ограничений, ни сдерживающих факторов». Проблема заключается в
том, что гражданское неповиновение, полыхающее по всему Израилю, может
перерасти в гражданскую войну.
Для основного большинства противников размежевания их борьба направлена
не просто на предотвращение эвакуации поселений, а представляет собой «борьбу
за суть сионизма как такового». Их главной заботой являются не столько
поселения Газы сами по себе, которые никогда не были частью библейского
Израиля – хотя я совсем недавно узнала, что они, на самом деле, входили
в библейский Израиль. Однако, Газа не воспринимается в такой же степени
святым местом, как некоторые другие места на Западном Берегу. Объяснить
все это не так просто, поэтому я предлагаю вам исключить слова «которые
не являются частью библейского Израиля» и вместо них написать «сколько
возможность дальнейших отступлений с Западного Берега». Представляя в Израиле
лагерь «современных ортодоксов», поселенцы видят себя единственными, кто
следует заветам Бога и являются пионерами еврейского государства. Поселения
создавались этим лагерем в сложнейших условиях по распоряжению правительств,
возглавляемых как партией Труда, так и партией Ликуд, и последующее поколение
поселенцев составляет значительную часть боевых офицеров и пилотов израильской
армии.
Их убеждения и принесенные ими жертвы подвергаются теперь сомнению
со стороны нерелигиозных израильтян, но также и со стороны премьер-министра,
принадлежащего к правому лагерю. «Их идеологическое смятение, их душевная
боль, несомненно, очень глубоки и искренни». Они борются не только за землю,
но и за идентификацию – как свою собственную, так и самого Израиля как
еврейской и сионистской общности.
На другом фланге находятся израильтяне, которые убеждены в том, что
оккупация – позорное и деморализующее явление. Интересы сионизма требуют
ухода из таких мест, как Газа и Хеврон, чтобы нормализовать жизнь евреев
и превратить Израиль в общество западного типа, живущее в мире с его соседями.
Для одной из партий такая стратегия является предпочтительной по той причине,
что она предоставляет возможность полностью покончить с влиянием иудаизма
и еврейского национализма в Израиле и создать секулярное, пост-национальное
общество.
С 70-х годов, и особенно после соглашений Осло левое крыло израильского
общества сделало мир основой своей идеологии. Но после убийства премьер-министра
Рабина это приняло некую форму пост-национальной идентификации. «Быть израильтянином»
стало означать целый спектр культурного самосознания без принадлежности
к какой-либо формальной системе верований. Сегодня принадлежность к «лагерю
мира» предполагает замену еврейской компоненты израильской идентификацией
в пику израильтянам, соблюдающим традицию.
Сущностью конфликта между противниками и сторонниками размежевания
является идентификация израильтян, цель и суть сионизма, и взаимоотношение
между иудаизмом и национализмом. Демонстративное использование одежды оранжевого
цвета, проведение маршей протеста, блокирование шоссейных дорог и призывы
к солдатам не подчиняться приказам рассматриваются поселенцами как легитимная
кампания гражданского неповиновения. Но сторонники размежевания видят в
этом открытое сопротивление государству, которое должно быть подавлено
силой. Их ведущие представители среди левых, включая комментаторов и редакторов
масс-медиа, призывают к проведению контр-демонстраций и к использованию
всей силы закона по отношению к противникам размежевания, которые не желают
подчиняться государству.
Поселенцы убеждены в том, что основным средством, которое может остановить
размежевание, является мобилизация общественного мнения, и последние опросы
показали неуклонное снижение поддержки политики размежевания среди большинства
израильтян. Свыше 20 тысяч солдат срочной службы объявили, что они не будут
выполнять приказ об эвакуации поселенцев. Новый начальник Генерального
штаба, в свою очередь, выступил с угрозой закрыть ешивы современных ортодоксов,
которые позволяют своим учащимся сочетать свое религиозное образование
со службой в армии.
Поселенцы считают, что их отказ от насилия против своих сограждан-израильтян
и непрекращающиеся протесты приведут к снижению легитимности Шарона в глазах
общества и убедят солдат отказываться выполнять приказы о выселении. С
их точки зрения «оранжевая волна» заставит отступить «катастрофу размежевания».
Но их самый серьезный кризис связан с все увеличивающимся пониманием того,
что религиозный сионизм не смог пустить корни в израильском обществе. Их
усилия и их вклад не привел к легитимации их в глазах широкого спектра
израильского общества и даже принадлежащего к правому лагерю премьер-министра,
который отверг их как мессианских фанатиков.
Размежевание определит границы Израиля, но определит также и душу Израиля,
а именно, природу и цели израильского общества. Размежевание с Газой может
означать, что еврейское государство размежевывается с сионизмом, но оправдывается
ли это внутренним расколом, образующимся в Израиле? Реакция палестинцев
на происходящее может помочь определить, стоит ли платить такую цену за
размежевание.
Размежевание – весьма сомнительное политическое решение, поскольку
оно обеспечит, в лучшем случае, лишь несколько месяцев спокойствия. Арабы
рассматривают размежевание как отступление, как продолжение ухода из Ливана.
Такие группы, как Хамас, Хезболла и Исламский джихад используют его для
укрепления своего военного потенциала. Хамас постарается, в дополнение
к своим ракетным и минометным возможностям, создать свою армию, чтобы суметь
противостоять возможным попыткам подавления со стороны палестинской
администрации и удержать свою долю добычи после ухода Израиля.
Не следует предоставлять террористам гарантированное место, где они
могут укрыться от преследования, до тех пор, пока значительная часть палестинского
общества не отвергнет терроризм как аморальное, а не как контр-продуктивное
оружие. Размежевание приведет к увеличению насилия, как это случилось перед
фактическим возвращением армии на территории в марте 2002 года. Отступление
противоречит также революционному убеждению администрации Буша в том, что
наиболее важным является взаимодействие между правительством и обществом.
Мирное сосуществование между Израилем и палестинцами зависит от преобразования
палестинского общества из тоталитарного в свободное. Но размежевание угрожает
также американским интересам, поскольку оно будет способствовать превращению
Газы в убежище не только для Хамаса, но и для аль-Каеды. Некая местная
группа, принадлежащая аль-Каеде, уже совершала нападения на израильтян
и собирается нанести удары и по американцам.
Двенадцать лет дипломатического процесса оказали сильное давление на
демократическую ткань израильского общества, о чем свидетельствуют действия
обеих сторон. Признание палестинской стороной права Израиля на существование
остается отдаленной перспективой, и Израиль и Соединенные Штаты «сами создают
условия для своего поражения», предоставляя приоритет мирному процессу
перед внутренними реформами. Это создает условия для продолжения прежнего
коррумпированного националистического подхода ООП, а Хамас и Хезболла постараются
сделать его еще более смертоносным.