Египет под управлением "братьев-мусульман" - это естественный выбор премьер-министра Турции. Военно-морские флоты обоих государств проводят в эти дни совместные учения. Учения "Море дружбы" проходят в Египте. Турецкий ВМФ представлен двумя фрегатами, двумя десантными суднами, судном снабжения, двумя вертолетами, ротой морских пехотинцев и группой моеских командос. Это второй раз, когда египетский и турецкий флоты проводят совместные учения. Заявленная цель - выработка взаимодействия и развитие потенциала сотрудничества двух флотов. В региональном балагане вокруг происходящего в Сирии, в который Эрдоган втащил Турцию, он ищет друзей, которые могут помочь советом и делом.
6 октября египетский президент Мурси выступал перед десятками тысяч офицеров и солдат на параде по случаю 39-й годовщины "победы" в "октябрьской войне" и по случаю 100 дней с его вступления в должность. Он хорошо осознает экономические проблемы Египта, навязывающие ему как зависимость от милостей других, так и проведение политики, не соответствующей идеологии "братьев-мусульман". Для увеличения независимости он просил у Турции экономическую помощь в миллиард долларов - и получил.
Мурси представил свои достижения со времени прихода к власти в конце июня в качестве первого президента Египта, избранного на свободных выборах, но подчеркнул вызовы, стоящие перед Египтом. Его критики говорят, что Мурси очень далек от совершенства и что победа на выборах не является залогом правильного функционирования на посту главы государства.
Мероприятия 6 октября, включавшие военный парад как часть церемонии празднования годовщины войны 1973г., были демонстрацией силы "братьев-мусульман" против их соперников внутри Египта и вовне. Мурси заявил, что 0н достиг 70% своих целей. Египет просил ссуду в 5 млрд долл у Международного валютного фонда для нужд экономики, но чиновники МВФ ответили, что вначале, в качестве условия получения ссуды, Египет должен провести реформу своей системы субсидирования. Смысл этого требования - повышение цен, что может вызвать напряженность между правительством и населением. Мурси предпочитает получать ссуды без повышения цен на базовые продукты питания. Он обвиняет режим Мубарака в коррупции и разворовывании миллиардов народных денег, но есть предел возможностям Мурси обвинять Мубарака - ведь он избран справляться с проблемами, а не плакаться о них.
Для Мурси Турция - модель успеха: исламское правительство, традиционное общество, развитая экономика, большая и сильная армия, крепкий международный статус и хорошие отношения с Востоком и Западом. Есть между Мурси и Эрдоганом разногласия в отношении Сирии: Мурси все время утверждает, что иностранным государствам нельзя вмешиваться в происходящее в Сирии, а Эрдоган призывает к международному вмешательству. Вместе с тем, обоим не нравится то, что творится в Сирии, и оба переживают из-за зверств, творимых перед телекамерами.
Они оба мусульмане-сунниты, стоят во главе суннитских государств и опасаются роли, которую шиитский Иран играет в Сирии, в частности, и на Ближнем Востоке вообще. Они опасаются иранского ядерного проекта, иранской подрывной деятельности, от иранского потенциала подтачивать режимы изнутри и устанавливать контроль над государствами, как например, то, что произошло в Ливане и Ираке.
Они оба контролируют важные морские пути: Суэцкий канал в Египте и проливы Босфор и Дарданеллы в Турции и оба могут нарушить морское движение шиитской коалиции и ее союзников (например, России и Китая) на их пути в Средиземное море на помощь сирийскому режиму. Видно, в этом причина того, что Турция и Египет проводят совместные морские учения, а не сухопутные.
Не ясно, изменят ли соотношение сил в регионе укрепляющиеся связи между Египтом и Турцией, но обязательно надо принимать их в расчет, например, когда речь идет о морской блокаде Газы. Что сделает Израиль, если Мурси и Эрдоган решат состричь купон симпатий за счет Израиля путем посылки "гуманитарной помощи" в Газу на кораблях ВМФ двух стран? Что сделают НАТО и США?
Турецкая экономика на спаде
С тех пор, как исламская "партия спреведливости и развития" пришла к власти в Турции 10 лет назад, она перенаправила свою внешнюю политику на Восток: связи с Сирией, Ираком и Ираном расцвели за счет Израиля. Политика "ноль конфликтов", сформулированная министром ин.дел Давут-оглу, должна была выставить Турцию в роли "ответственного взрослого", регионального посредника, который может отблагодарить подчиняющихся его дисциплине какими-то соблазнительными экономическими соглашениями. Турция отменила визы для сирийских граждан, а улыбающиеся Эрдоган и Асад сфотографировались в обнимку. Турецкая экономика цвела, темпы подъема составляли 8% в год. Все выглядело хорошо до конца 2010г.
Вопрос иранского атома и ряд катастроф, которые устроили себе жители Ближнего Востока (что называется "арабской весной"), выставили Турцию в ином свете: отношения Ирана с Западом ухудшаются, Иран страдает от санкций, а Турция не преуспевает в посредничестве и поиске компромисса. Предложения Эрдогана складировать в Турции обогащенный иранский атом остались без ответа. Ухудшение ситуации в Сирии усиливает напряжение в Турции между курдами и турками, между мусульманами и алавитами, навешивает на Турцию бремя в 100 тысяч сирийских беженцев.
К повторяющимся призывам турецкого руководства запретить полеты в Сирии над оппозиционными городами никто не относится всерьез. Иран угрожает Турции ударом, если та вмешается в происходящее в Сирии, - хоть турецкие компании помогают Ирану обходить международные санкции. Россия поддерживает Иран, а США не спешат поддержать Турцию, управляемую исламистской партией, хоть Турция согласилась разместить у себя радарные комплексы, предназначенные для защиты Европы от иранских баллистических ракет. Ухудшение отношений с Израилем и отказ Иерусалима извиниться за смерть 9 турецких граждан на судне "Мармара" выставляют турецкое руководство как слабое.
Турецкая экономика уже 2 года на спаде, иностранные капиталовложения уменьшаются, инфляция растет, находящаяся в кризисе Европа покупает меньше турецких товаров, а арабский рынок исчезает. Иран поставляет Турции нефть и газ, но напряженность между этими странами ставит под угрозу экономические связи. Энергетическая жажда подталкивает турецкое руководство давить на Израиль и Кипр "принять в расчет Турцию" при разделе газа на дне восточного средиземноморья. Европа не поддерживает это турецкое требование, а над отношениями Турции с НАТО витают тени: Турция еще не простила Европе отказ от принятия в ЕЭС, хоть задним числом этот отказ освободил Турцию от предоставления помощи Греции по выходу из экономического кризиса. Турция не помогает НАТО в афганском вопросе, как и не помогала Западу во вторжении в Ирак в 2003г.
Кризис в Сирии вскрывает правду о правительстве Турция, которое поставило себя в авангарде суннитского, анти-щитского и антииранского фронта. Резня мусульман алавитами выводит Эрдогана из себя, и еженедельно он выдает резкие высказывания против Асада и его режима. Но до сегодняшнего дня разговоры не перешли в область прямых военных действий, а лишь закулисных действий - поддержка оппозиционных организаций в Сирии, поставки оружия и оборудования, финансирование Сирийской свободной армии, создание тренировочных лагерей для противников Асада, передача оппозиции разведданных о передвижении войск Асада и его оперативных планов.
Турция все больше втягивается в усиливающийся вакуум власти в Сирии, при этом, с одной стороны, она действует для сваливания алавитского режима Асада, но, с другой стороны, не хочет развала Сирии. Эрдоган, как и Нетаниягу, опасается утечки оружия массового поражения в безответственные руки, и присутствие в Сирии Хизбаллы и иранских стражей исламской революции очень беспокоят в этом контексте. Турецкий парламент дал зеленый свет правительству начать войну против режима Асада, и Эрдоган говорит о войне против Сирии как о чем-то, что может произойти в любую минуту. После сбития турецкого самолета в июне этого года и слухов о хладнокровном расстреле двух пилотов этого самолета пограничные инциденты между двумя странами, в которых гибнут солдаты и мирные граждане обоих государств, легко могут перейти в большой конфликт со значительным количеством жертв, ведь Асад будет воевать, прижатым к стене, действуя по принципу Самсона - убить как можно больше врагов перед своей смертью.
Но у Эрдогана есть дополнительная причина избегать крупного конфликта с Сирией - турецкая армия: значительная часть солдат турецкой армии - курды, и они могут отказаться сражаться или даже повредить турецкую технику, или нанести другой ущерб турецким действиям, если почувствуют угрозу курдским интересам. Солдаты-курды не будут воевать против своих собратьев в Сирии, не будут участвовать в действиях по предотвращению получения независимости сирийскими курдами. И вообще не ясно, насколько турецкая армия воодушевлена идеей пойти воевать на сирийской территории.
Оппозиция в Турции обвиняет Эрдогана, что он сознательно ухудшает отношения с Сирией, чтобы начать победоносную войну, а затем в 2014г. пойти на президентские выборы в Турции. Оппозиция также обвиняет Эрдогана в намерении изменить конституцию и ввести президентскую систему власти, которая предоставит президенту большинство полномочий исполнительной власти, как в США и во Франции. Война против ослабленной сирийской армии, наверняка, принесет победу Эрдогану - на поле боя и на избирательных участках. Он, разумеется, отрицает эти намерения втянуть Турцию в войну против Сирии лишь для личного продвижения.
Курды - в самом большом выигрыше
Когда после Первой мировой войны державы делили Ближний Восток на государства, находящиеся под европейским влиянием или даже контролем, курды были забыты, заброшены и преданы. Они были поделены между 4 государствами: Ираком, Сирией, Турцией и Ираном. Никто не относился всерьез к их национальным чаяниям, все думали, что курды откажутся от идеи своего государства. Угнетение, от которого они страдали во всех этих 4 странах, а также их самобытные язык и культура хранили их в качестве живой и действенной этнической группы, имеющей свои национальные устремления, которые выражались к кровопролитной борьбе за независимость. Раздробленность и племенная организация курдов не способствовали им достичь их общих целей.
"Курдская весна" началась 22 года назад, когда авиации Саддама Хусейна было запрещено летать над курдской территорией в Ираке. Небо, чистое от врага, позволило курдам развить общественные и политические структуры, которые фактически создали независимый иракский Курдистам, в котором самой доминантной организацией является "пеш-мерга" (смотрящие в лицо смерти) - курдская армия самообороны. Иракский Курдистан уже немало лет наслаждается широкой автономией - фактически назависимостью - под прикрытием США, несмотря на турецкое недовольство. Иракский Курдистан превратися в организационную и тренировочную базу PKK (курдской рабочей партии), ведущей кровопролитную войну против турецкой власти в турецком Курдистане.
Фактическая независимость иракского Курдистана началась, в основном, после падения саддама в 2003г. и подтолкнула турецких курдов усилить борьбу за независимость от турецкого ига. Ослабление власти в Сирии с марта 2011г. принесло идею о независимости и сирийским курдам, большая часть которых проживает в округе Хасака на северо-востоке Сирии - вплотную к иракскому Курдистану.
В последние месяцы многие курды переходят из Сирии в Ирак для военного обучения в лагерях курдской армии, а затем возвращаются в Сирию, чтобы защищать свои кланы. Когда и сирийские курды реализуют мечту о свободе, Эрдогану придется воевать на 3 курдских фронтах: иракском, сирийском и местном - турецком. Эрдоган хочет, чтобы Асад удалился, но не заинтересован в том, что происходит на местности - Сирия разваливается и возникает еще один независимый Курдистан - сирийский.
Турция помогает сирийским арабам, бунтующим против Асада, а Асад в качестве мести помогает тирецким курдам, бунтующим против Эрдогана - PKK. Взамен бойцы этого курдского подполья помогают сирийской армии в тяжелых боях за Халеб (Алеппо на севере Сирии), и союз между Асадом и PKK является "колючками в глазах" сирийских курдов, заинтересованных в падении Асада.
В турецко-курдско-египетском треугольнике интересы побеждают принципы; враг врага - не обязательно друг, а вчерашний союзник сегодня может оказаться ненавистником; а пустые лозунги и предостежения не подкрепляются действиями; региональные державы угрожают друг другу; экономика слаба и прогнозы на будущее противоречат прошлым планам. Весь региональный пасьянс, который раскладывали Эрдоган и Давут-оглу, падает на головы турок, которые уже не приветствуют Эрдогана как вчера, когда считали его заместителем Всемогущего, восседающего на Небесах. В этой своей беде Эрдоган ищет новых друзей (например, египетского Мурси), но выясняется, что они нищие попрошайки.
Сирийское болото утопит в крови, огне и слезах режим Асада, но может затянуть в водоворот и Турцию. Всем ясно, что режим Асада падет, и вопрос кто ухватит там все, что сможет, от того, что останется от Сирии; кто выйдет с наименьшим ущербом из войны "всех против всех" в этом разваливающемся государстве; и кто делает сегодня ставки на лошадь, которая завтра придет первой или сдохнет.
("Макор ришон" 12.10.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ