Лозунги на плакатах демонстрантов в последние дни поразительно похожи на лозунги на плакатах двухгодичной давности против Мубарака: "Убирайся!", "Народ хочет свалить власть". Но на этот раз есть и новые лозунги вроде: "Удалить режим Бадии!" ("генеральный инструктор" "братьев-мусульман" в Египте), "Сбросить режим инструктора!", "Гражданский бунт", "Отменить диктаторские указы" и "Хотим конституцию".
Избранный президент Мухаммед Мурси, представитель движения "братьев-мусульман", получивший вначале большой кредит общественного доверия, теперь воспринимается как новый диктатор - после того, как опубликовал указы-"конституционные декларации", предоставлающие ему широкие полномочия в отношении других органов и ветвей власти, особенно по отношению к судебной власти. Он уволил генерального прокурора, несмотря на то, что у него нет полномочий на это. Согласно указам-"конституционным декларациям" Мурси, его решения неподсудны, в том числе неподсудны Верховному суду Египта.
Многие в Египте - даже те, кто верили ему, поддерживали его и проголосовали за него - живут сейчас с ощущением, что преуспели 2 года назад сбросить светского диктатора и получили вместо него религиозного диктатора. Летом, когда он уволил фельдмаршала Тантауи и других руководителей армии, его авторитет среди граждан страны поднялся, так как этот шаг воспринимался как окончание эпохи власти военных и начало гражданского правления. И жестокость армии при разгоне демонстраций добавила популярности этому шагу Мурси против армии. Но он быстро потерял значительную часть общественного доверия, не преуспев быстро собрать парламент вместо распущенного Высшим судом по административным вопросам и из-за провала с комиссией по выработке новой конституции.
Публичное столкновение Мурси с судейской гильдией вызвало гнев как его противников, так и сторонников: противникам не нравится его попытка подчинить себе судебную власть, которая должна быть независимой, профессиональной и непредвзятой; его сторонникам не нравится, что он не смог подчинить эту судейскую касту, неизбираемую на общих выборах и навязывающую свою повестку дня всей стране.
Многие египтяне злятся из-за оправданий или небольших наказаний, возложенных на офицеров полиции и армии, обвинявшихся в убийстве демонстрантов, а также из-за оправдания Мубарака и его сыновей по ряду обвиненительных пунктов. Каждые несколько дней раздается требование отдать под суд руководителей предыдущего режима даже по обвинениям, по которым они были оправданы, эти требования сопровождаются насилием; так что оправданные бывшие руководители могут вновь оказаться в суде, который осудит их, чтобы утихомирить улицу.
С армией Мурси смог избежать публичного конфликта, но лишь потому что не затрагивает принадлежащие армии экономические монополии, служащие кормушкой для армейских офицеров. (см. Армия Египта Ltd) Мурси же не посягает на собственность армии из-за нужды в займах из жирного кармана армии, неподотчетного министерству финансов и Налоговому управлению.
Опасение революции голодных
К ощущению развала страны присоединяется биржа, упавшая в последние дни на 10%. Смысл этого - многие граждане потеряли часть своих сбережений и усилилось их чувство неуверенности в себе. Кроме того, падение биржи означает уменьшение капиталовложений, источников занятости и заработка, включая тех, что не зависят напрямую от биржи. Египетская экономика, страдающая от прекращения иностранных капиталовложений и туризма, опирается сейчас по почти единственный источник твердой валюты - налог за проход через Суэцкий канал. По этой причине на этом этапе в правящей верхушке не слышатся разговоры о разрыве отношений с Израилем - ведь атмосфера напряженности (даже если не дойдет до военных действий) резко повысит страховку за корабли, проходящие через Суэцкий канал, уменьшит выгоду пользования им и нанесет серьезный ущерб этому важному источнику доходов.
Египет затрудняется теперь получить ссуды от Всемирного банка без гарантий на ссуды от других стран. Европа, погруженная в свои экономические проблемы, не может предоставить денежные гарантии Египту, а США обуславливают предоставление гарантий политической платой вроде сохранения отношений с Израилем и уважения демократических символов. Отсутствие зарубежного финансирования может вынудить египетское правительство сократить субсидии на продукты питания, в основном, на хлеб. Любое повышение цен на хлеб, даже самое маленькое, может вывести на улицы миллионы граждан, угрожающих власти лозунгами "революции голодных". Это уже происходило несколько раз в прошлом, и последнее, что Мурси позволит себе - это удар по слабейшим слоям населения Египта, тратящего почти весь свой заработок на покупку базовых продуктов питания.
Движение "братья-мусульмане", получившее львиную долю мест в парламенте и президентскую должность, потеряло в последние месяцы большую часть поддержки - египтяне утверждают, что "братьев-мусульман" интересует только власть, чтобы наслаждаться жирными зарплатами и распределять бюджет среди своих. И среди сторонников "братьев" есть ощущение, что дорвавшись до власти они отдалились от народа и превратились в группу, заинтересованную в удержании власти любой ценой за счет других.
Всеобщее разочарование
Президентские указы Мурси возвращают Египет в темную эпоху - ведь и в период военной диктатуры после революции "свободных офицеров" 1952г. подавление было "абсолютно законным" основывавшимся на президентских указах и правительственных распоряжениях. Либеральные круги опасаются намерения "братьев" ввести шариат в качестве закона страны и боятся, что представители власти начнут следить за их "моральным поведением" и проверять не пьют ли они спиртное, что противоречит законам ислама.
Ощущение политического упущения присоединяется к чувству голода, вновь толкающего египтян на площадь а-Тахрир в надежде, что оттуда придет спасение, но различные противоречивые тенденции, существующие срреди египетского населения, превращают эти демонстрации в кровавые столкновения, приносящие множество жертв на неясный алтарь. Об этой ли свободе они мечтали? Эта ли демократия им снилась? На такое ли государство они надеялись?
Больше всех разочарованы молодые светские либералы, имеющие высшее образование, своими телами противостоявшие режиму Мубарака и сбросившие его. Они ходят с чувством "украли у нас революцию", ведь вместо режима Мубарака они получили диктатуру "братьев-мусульман", управляемую "генеральным инструктором" движения. Они чувствуют, что тот правит Мурси, как куклой-марионеткой на веревочке.
Копты (представители христианского меньшинства), считающие себя исконными египтянами, чувствуют, как петля стягивается вокруг их шеи, их бизнесы разграбляются, дома сжигаются, постоянные нападения на их церкви, их мужчин убивают, женщины насилуют. Они массово бегут из Египта, пытаясь вывезти и свое имущество, в точности, как многие интеллектуалы, в том числе мусульмане, понявшие в последние месяцы, что Египет быстро скользит в горькую действительность, отличную от той, о которой они мечтали в последние 2 года. Любой бизнесмен или деятель искусства, покидающий Египет из-за ситуации там, усиливает чувство провала у остающихся и опасение оказаться крысами, не успевшими покинуть тонущий корабль.
Разочарование окутывает многие сектора. Провал президента с конституционной комиссией задерживает принятие правил политической игры, и каждая сторона видит в этом удар по целям революции: религиозные видят в конституции нечто, что будет гарантировать власть религии над всеми областями жизни, а светские видят в ней щит от подчинения религией их свободной жизни. Разочарование нефункционирующей системой находит выражение в общественном пространстве и выводит людей на демонстрации.
Демонстрации не ограничиваются площадью а-Тахрир в Каире. И в Александрии, Асуане и Суэце были буйные демонстрации в последние дни. Армия еще не брошена в бой. Она сидит в стороне и позволяет конфликтующим истощить друг друга. Президент пытается успокоить страсти, утверждая, что предпринимаемые им недемократические меры - и в первую очередь то, что он ставит себя на судебной властью - это временные меры, которые будут отменены с началом упорядоченного функционирования других органов власти, начиная с парламента. Мурси никого не убеждает и ряд его противников вернули палатки на площадь а-Тахрир, как бы говоря ему: "Не сдвинемся отсюда, пока не сбросим тебя, как мы сбросили Мубарака".
Страсти приводят к физическим столкновениям между группами демонстрантов, демострации с противоположными лозунгами сталкиваются друг с другом, проявляя насилие. Демонстранты пытаются ворваться в правительственные учреждения, полицейские участки, и западные посольства; полиция пытается понизить уровень насилия и использует слезоточивый газ, дубинки, но доходит и до стрельбы. Полицейское насилие приводит к росту насилия со стороны демонстрантов и приводит к росту числа пострадавших. Возникает общественное требование расследования полицейского насилия. Это требование, хоть и не выполняющееся, усиливает гнев демонстрантов против жестокой власти, черствой по отношению к пожеланиям граждан.
Аллах против фараона
Большая скученность, в которой живет египетское население, пеивидит к тому, что каждое сказанное египтянином слово слышат много людей. Слухи и домыслы распространяются среди населения с молниеносной скоростью, и чем более они фантастичные, тем больше люди им верят. Циркулирующие сейчас слухи говорят, что за нынешними проблемами Египта стоят люди из режима Мубарака, желающие, чтобы нынешняя власть провалилась, чтобы начали тисковать по дням Мубарака.
Более интересный слух говорит, что президент США поддерживал устранение Мубарака, чтобы привести "братьев-мусульман" к власти в стране, которую невозможно вытащить из болота проблем, и таким образом привести организацию "братьев-мусульман" к политическому банкротству. Согласно этой теории, весь процесс последних полутора лет, включая победу "братьев" на президентских и парламентских выборах, развивался по американскому плану - возможно, также сионистскому, чтобы бросить "братьев-мусульман" в экономический и административный капкан, в котором они истекут кровью.
Еще одно утверждение, озвучиваемое каждый раз, когда демонстрация превращается в массовое побоище, говорит, что "наша" демонстрация была тихой, упорядоченной, "сильмия", но притивники вкрались в ряды демонстрантов и устроили провокации против полицейских, чтобы полицейские поколотили нас и СМИ очернили нас как бандитов и некультурных. Это утверждение высказывается всеми сторонами.
Самая новая "теория заговоров" озвучена недавно представителями нескольких салафистских имамов. Они утверждают, что источник бед Египта - в остатках еретической фараоновской цивилизации, пережитки которой еще находятся в этой мусульманской стране - в первую очередь сфинкс и пирамиды. Сидящий на Небесах видит в этих статуях и монументах символы идолопоклонства и полагает, что оставляющие пирамиды на египетской земле увековечивают ересь фараона. Аллах гневается на Египет за это и посылает политические, социальные и экономические кары.
Нечто похожее мы видели в 90-е годы в Афганистане, страдавшем от длительной засухи. Чтобы утишить гнев Творца Вселенной, предствители Талибана, несмотря на протесты мира, разрушили две древние гигантские статуи Будды, высеченные в горах в районе Бамьян. Салафисты делают вывод, что египтяне должны устранить остатки фараоновской цивилизации, включая музейные экспонаты, - лишь тогда утихнет гнев Сидящего на Небесах и Египет вылечится от своих болячек. Блаженны верующие.
("Макор ришон" 30.11.2012)
Перевел Моше Борухович
МАОФ