Англичане живут в не менее демократическом государстве, чем французы - возможно, именно из-за консервативности англичан * Тот, кто бьется головой о стенку, пусть не удивляется, что у него болит голова
Чжоу Энь Лай был премьером Госсовета коммунистического Китая на протяжении 27 лет до самой смерти в 1976г. Гос.секретарь США в 70-е годы Генри Киссинджер писал о нем с восторгом. Во время встречи между ними Киссинджер спросил Джоу Энь Лая: по его мнению, французская революция принесла пользу миру и или вред. Тот отверил: "Еще рано судить".
В самом деле чересчур рано? Я рискну предложить направление для ответа. Французская революция привела к 23 годам кровавых войн в Европе. Она привела к повторяющимся потрясениям власто во Франции на протяжении 150 лет, в сущности, до правления де Голля. Некоторые утверждают, что завоевательные войны Наполеона - законного сына революции - породили немецкий национализм, последствия которого мы знаем хорошо.
Может, все это стоило, чтобы принести свободу несчастным гражданам? Мне кажется, что граждане Британии сегодня не менее свободны, чем французские граждане, и у них никогда не было революции со всеми ее кровавыми последствиями. Каждый посещающий Англию обнаружит, насколько консервативны ее жители. Например, англичане производят особую модель такси - современную и усовершенствованную - выглядящую в точности, как старые такси. Можно высмеивать их консервативность, но их осторожный и медленный прогресс доказал себя в гораздо большей степени, чем французская революционность. Когда это формулировали так: эволюция предпочтительнее революции.
Какое это имеет отношение к нам? Много говорят о революции в Египте - той, что была два с половиной года назад. Что известна под названиями "арабская весна", "революция молодежи" и "революция лотоса". Что привела к власти "братьев-мусульман". А затем к их падению. И привела нашего крупнейшего соседа к анархии. Несмотря на весну, молодежь и лотос, мы должны были знать, что из революции не выходит ничего хорошего.
Primum non nocere
Базовое правило во врачебной этике гласит: Primum non nocere. В первую очередь не повреди. Т.е. до того как ты ищешь путь к излечению, будь осторожным, чтобы не убить. (Еврейский) философ Карл Поппер сказал: "Попытка создать рай на Земле всегда ведет в ад". Поэтому я остерегаюсь благовестников революций, которые, как правило, разрушают, а не строят. Это случилось во Франции. Это случилось в Египте. И у нас приближается йорцайт соглашений Осло. 20 лет минуло с тех пор, как несколько авантюристов решили взмахом авторучки решить сложнейший конфликт и втянули нас в кровавый круговорот - более тысячи погибших израильтян.
В свете этого горького опыта я с подозрением отношусь и к революционному решению моего коллеги Ури Элицура по аннексии Иудеи и Самарии с предоставлением гражданства тамошним арабам. Мне кажется, что нам достаточно тяжело с полутора миллионами "палестинцев", имеющих израильское гражданство. Каково мое решение? Жить с проблемами и отдаляться от "решений".
Равенство в несении бремени - во времена Машиаха
Мы силой пошли против харедим, бились головой о стенку и смотрите: какое чудо - голова болит. Подождите - увидите, как будет больно, когда обнаружится, что закон о "равенстве в несении бремени" разрушил достижения последнего десятилетия в призыве харедим в армию. Это дополнительный пример того, как постепенный шаги могут преуспеть, а революции обречены на провал.
"Закон о равенстве в несении бремени" - это согласованная ложь. Он не приведет к призыву харедим. Ведь их призыв отложен на 4 года. На языке политиков сказать: "через 4 года" - это как "во времена Машиаха". Через 4 года будет другая коалиция и, разумеется, харедим будут входить в нее и торпедируют реализацию закона.
Кто выигрывает от законопроекта? Представители Еш атид выигрывают популистскую повестку дня. Харедимные политические дельцы выигрывают сплочение вокруг них харедимного общества. Более того: согласно закону, они должны пометить 1800 гениев, которые получат освобождение от службы в армии. Харедим проявят верность политическим дельцам, которые определят судьбу их детей.
Кто еще доволен законом? Представители министерства финансов. Потому что закон хоть и не призовет ни одного хареди, но высвободит десятки тысяч харедим на рынок труда. С точки зрения министерства финансов, рабочая сила - это нечто реальное, а сказки о призыве в армию - лишь маска.
("Макор ришон" 19.07.13)
Перевел Ханан Фридман
МАОФ