Освобождение террористов удерживает «палестинцев» на политических переговорах с Израилем. Они не ожидали, что им придётся заплатить цену в виде строительства в Иерусалиме и в Иудее и Самарии. Клеветническая кампания в ООН начнётся в тот момент, когда все разговоры завершатся провалом. Подготовка к этому уже на марше.
Когда американский министр иностранных дел ещё находился в самолёте по дороге сюда, получая информацию о последнем развитии событий, и у него мелькнула в душе мыслишка – а не попросить ли у пилота, чтобы он пропустил этот визит и доставил его сразу на следующую станцию прибытия на Ближнем Востоке. Три месяца переговоров породили нулевое продвижение во всех беседах и взаимные обвинения. Американский представитель заявил, что обеспечит «палестинской автономии» многомиллионную денежную помощь, может быть, как плату за молчание.
У пессимизма по поводу переговоров есть достаточно причин, но приближённые из канцелярии Абу-Мазена указывают на главную, по их мнению, причину: «Серьёзная проблема, которая до сих пор вела к провалу переговоров, заключалась в отсутствии американцев в комнате ведения переговоров во время обсуждений. Израильское упрямство не вмешивать американцев привело к отсутствию результатов. Они назначили Мартина Индика, яркую и способную личность, знающего, опытного в деле ведения переговоров, чтобы добиться компромисса между сторонами. У него есть связи с обеими сторонами, он должен был служить мостом между различными мнениями, чтобы посодействовать обезвредить мины, осложняющие переговорный процесс. На деле же Израиль упорно настаивал, что Индик не будет присутствовать на встречах Ципи Ливни и Ицхака Молхо с Саибом Арикатом и Махмудом а-Шатья. Поэтому мы никуда и не продвигаемся».
«Палестинские» комментаторы определяют американское поведение как тушение пожаров. «Они знали, что в Израиле правое экстремистское правительство, - говорит комментатор Мохаммед Иад Аувад, - и всё-таки решили, что обе стороны обязаны встретиться. Они принудили израильтян и палестинцев к переговорам, ограничив их определённым промежутком времени. Но с тех пор по сути они отставили в сторону палестинский вопрос, перескочив на другие темы: Сирия, переговоры с иранцами и тысячи прочих тем… Эту тему попросту забросили, полагая, что стороны придут к прогрессу и пониманию, а США будут себе наблюдать издалека. Но это не работает.
Американцы пытаются урегулировать все вопросы на Ближнем Востоке, но всё просто взрывается им в лицо. Самый большой страх Обамы и Керри в том, что переговорный процесс, который они сами же подтолкнули, завершится взрывом и эскалацией в военной области, а США снова будут выглядеть как приводящие к балагану на Ближнем Востоке. Из-за этого Керри прибыл сюда в такой панике. Главный вопрос – что он намерен делать и может ли он изменить существующее положение?»
Официальные лица в канцелярии Абу-Мазена говорят, что прогресс может быть достигнут только в случае усиления американского вмешательства. «С нашей точки зрения, нет никакого места надежде, пока позиция израильтян остаётся неизменной. Американское участие должно быть более активным в ходе переговоров. Если американцы хотят сдвинуть вопросы (с мёртвой точки), они должны выложить на стол свои предложения». Сотрудники канцелярии Абу-Мазена подразумевают, в основном, принуждение к замораживанию поселенческого проекта, а не американский диктат обеим сторонам. «Переговоры должны создать обстановку гибкости одной стороны по отношению к вопросам, важным для другой стороны. Не всегда тот, кто принимает решение, считается с этими вопросами. Поэтому предпочтительно, чтобы стороны сами решали проблемы».
Трюк Нетаниягу
Говорят, что в пиковых точках жизни кроется потенциал для падения. Абу-Мазен испытывал нечто подобное на этой неделе. Вторая очередь освобождения заключённых привела его к трибуне победителей, установленной в Мукате, к победной речи, которая должна была укрепить его статус. тогда поступило сообщение о строительстве Нетаниягу (в поселениях), что взорвало воздушный шар эйфории. Абу-Мазен и его администрация обнаружили себя стоящими перед нерешаемым уравнением. Посредством сделки о возвращении к столу переговоров председатель ПА добился освобождения 104 заключённых террористов – но параллельно, как оказалось, и строительства тысяч единиц жилья в поселениях. Так, в сущности, своими же руками он легализовал строительство, под покровительством и с согласия американцев. Даже если он и не знал, что вынужден будет проглотить эту лягушку…
Противники переговоров во главе с Хамасом набросились на эту находку, представив в своих СМИ Абу-Мазена этаким израильским соучастником не только в делах безопасности, но и в политической сфере, в расширении израильских владений «на палестинских землях». Абу-Мазен поспешил заявить, что «палестинская администрация» никогда не соглашалась на строительство в обмен на заключённых. Члены исполкома ФАТХа сразу же после упомянутого израильского решения собрались в Рамалле на экстренное заседание, чтобы подготовить палестинскую реакцию на израильское решение.
Еще до заседания выступил с сообщением «палестинский министр иностранных дел» Риад Аль-Малики, сказав, что администрация взвешивает возможность обратиться в международный суд в Гааге и прочие международные учреждения, чтобы заставить Израиль прекратить строительство в поселениях. Аргумент: спасение мирного процесса и решения о 2-х государствах. Он обратился к государствам-членам ООН, к Евросоюзу и к США, попросив их не удовольствоваться осуждением строительства в поселениях, но выступить с заявлением, что Израиль – это государство-агрессор, действия которого ставят под угрозу успех переговоров. Кроме того «палестинский министр» предложил потребовать от Израиля действовать в рамках международного права и даже предложил международное официальное определение, согласно которому строительство в поселениях приравнивается к военному преступлению.
Буквально перед самым прибытием Керри Абу-Мазен выступил перед Советом ФАТХ в Рамалле и провозгласил: «Мы отказались от американского требования не обращаться к международные организации в течение 9 месяцев ведения переговоров. Это наше, палестинское, решение – обращаться или нет».
Аль-Малики, символизирующий тех, кто стремится к обращению в международные учреждения, находился в то время в Каире на совещании с министрами Лиги Арабских государств. Он попросил их поработать в международных учреждениях для того, чтобы остановить Израиль в деле поселенчества, а также по вопросу мечети Аль-Акца. Похоже, Аль-Малики желает таким путём обойти палестинские обязательства американцам не обращаться в международные учреждения в течение 9 месяцев переговоров. Обязательство, которое, по словам Абу-Мазена, не было никогда дано.
«Все сообщения о договорённостях касательно строительства взамен на заключённых или о палестинских уступках в вопросе права на обращение в международные учреждения – это всё ложь!" - говорят сотрудники канцелярии Абу-Мазена. – "Поселения – это центральная тема", - полагают они. - "Весь мир понимает, что строительство на территориях, на которых должно быть создано палестинское государство, - это ясный посыл со стороны Израиля об отсутствии серьёзных стремлений к миру и к решению о 2-х государствах». США, Евросоюз и международное сообщество относятся к поселениям как к незаконным. Никто в мире не защищает поселения, кроме правительства Нетаниягу. Мы ожидаем от американцев предложение, которое включит в первую очередь условие немедленного прекращения строительства в поселениях».
Пессимизм также и в опросах
Палестинский запасной вариант на случай, если американский план не приведёт к результатам и переговоры провалятся – это международный блиц против Израиля. «Визит Абу-Мазена в Европу и мобилизация Арабской Лиги – часть этого процесса, - говорят официальные лица. – Он уже задействован, но окончательные этапы не запущены в соответствии с обязательствами перед американцами».
Увязка освобождения палестинских заключённых с ходом переговоров воспринимается ими как некий трюк Нетаниягу. Осталось ещё 2 очереди, третья и четвёртая, 29 декабря и 29 марта – как раз к концу 9 месяцев переговоров, установленных американцами. Взрыв переговоров означает, что в тюрьмах Израиля остаются все важные заключённые. Так Абу-Мазен оказывается в ситуации, когда он обязан продолжать переговоры до самого конца.
Разговор о возможности взорвать переговоры вызвал бурную реакцию «палестинского министра по делам заключённых» Исы Каракэ. Он заявил, что два последних этапа сделки по освобождению заключённых будут выполнены в срок. «Мы надеемся, что израильская сторона не будет делать в этом проблем», - заявил он спустя считанные минуты после речи Абу-Мазена, где тот намекнул на взрыв переговоров.
Председатель ПА подчеркнул в своей речи, что, согласно договоренностям с Израилем, террористы, которые должны будут освободиться в будущем, вернутся в места своего проживания. Это ещё один намёк на проблемы, которые могут возникнуть в дальнейшем. Ведь Израиль постарался оставить самых опасных заключённых, которых, конечно же, не захочет вернуть в Иудею и Самарию, на самые последние этапы.
Пессимизму касательно переговоров есть подтверждения. Из опроса, организованного Центром Опросов в университете ан-Наджах, следует: 70% «палестинцев» полагают, что переговоры провалятся. Несмотря на это, около половины опрошенных верят в необходимость их продолжения.
В отличие от своего руководства, палестинцы не жаждут усиления американского вмешательства в переговоры. Почти 60% утверждают, что американское давление в конечном итоге обернётся против «палестинцев».
Принцип "двух государств" всё ещё привлекает около половины опрошенных. Вместе с тем почти 60% верят, что окончание переговоров ознаменуется третьей интифадой. 58% опрошенных сообщили, что они вообще настроены пессимистично касательно положения палестинцев.
Иорданцы обижены
План строительства забора безопасности между Израилем и Иорданией добавляет кризису ещё один аспект. Палестинцы протестуют против строительства забора «на землях будущего палестинского государства». Нетаниягу объясняет это нуждами безопасности из-за наводнения Иордании беженцами из Сирии.
В Иордании видят в этом заборе нанесение ущерба отношениям между двумя государствами и мирному соглашению между ними. «Политика нынешнего правительства чревата стратегическими ошибками, которые повредят Израилю, - говорит д-р Хамди Мурад, ведущий лектор в Исламском университете в Аммане. – Иордания ясно высказала свою позицию в отношении палестинцев и сказала, что верит в право палестинцев на своё независимое государство на территориях 67-го года. На территории Израиля осуществляются действия, которые можно определить как установление границ – в полном противоречии с обсуждениями на переговорах».
«Помимо ущерба израильско-палестинским переговорам тут имеет место отрицательный посыл в адрес Иордании. Забор безопасности строят обычно между враждующими странами. Израиль тем самым сообщает Хашемитскому королевству и иорданцам, что он не верит в мир между нашими странами, что не уверен в Иордании, что она будет соблюдать всё, чтобы сохранить мир. Иорданский гражданин, который смотрит со своей стороны на то, что делает Израиль, задаётся вопросом, и справедливо, видит ли Израиль в Иордании мирное государство или враждебное».
Во всех разъяснениях Нетаниягу он видит лишь отговорки. «Ведь если кто-нибудь захочет ударить по Израилю, этот забор его не остановит. Особенно если нынешние угрозы – это современные ракеты, боевые самолёты и танки, способные с лёгкостью преодолеть такой забор. Тут есть ясное политическое высказывание, что Израиль устанавливает свои границы. И эти границы включают в себя весь «Западный берег». Это агрессивный забор, который направит против Израиля весь арабский и мусульманский мир. Израиль приведет к объединению всего арабского мира против него – вместо того, чтобы использовать возможность добиться политического урегулирования с палестинцами и нормализации отношений со всеми арабскими государствами».
(«Макор ришон» 08.11.13)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ