Кровавая баня в Ираке не стихает. В Багдаде просят у Обамы еще оружия для усиления власти, но усиление шиитов означает сближение Ирака с Ираном и Асадом и поворот спиной к американским друзьям - саудовцам
Премьер-министр Ирака Нури аль-Малики прибыл неделю назад в Вашингтон, чтобы рассказать Обаме о достижениях правительств Ирака, особенно последнего правительства под его руководством: увеличение добычи нефти и доходов от этого; снижение уровня бедности и безработицы; возвращение беженцев, покинувших страну в последнее десятилетие; улучшение качества детского питания, а также еды для взрослых, снижение детской смертности; улучшение качества питьевой воды; увеличение процента детей, получающих систематическое образование; улучшение статуса женщин и предоставление права быть избранными в парламент; почти полная ликвидация малярии; проведение демократических выборов в парламент и местные органы власти.
Чтобы сохранить эти достижения и продвигаться к новым, аль-Малики нуждается в американском оружии, которое позволит ему эффективно воевать против сил, угрожающих превратить Ирак в суннитский джихадстан при саудовской поддержке. Проблема в том, что американское оружие, будучи переданным шиитскому правительству, поможет шиитам превратить Ирак в шиитский джихадстан при иранском покровительстве.
Аль-Малики был заинтересован, в основном, в беспилотных самолетах типа Predator, чтобы атаковать суннитских боевиков, не подвергая риску летчиков. Эти беспилотники доказали свою эффективность в Йемене, Пакистане и Афганистане. Но что будет, если аль-Малики даст своим иранским друзьям покопаться в этих беспилотных самолетах, чтобы приготовить средство против них? Как американцы смогут задействовать эти беспилотники против Ирана, когда и если захотят сделать это? И что будет, если иранцы передадут секреты этих беспилотных самолетов своим российским и китайским друзьям?
По соглашению о стратегическом сотрудничестве между Ираком и США, подписанному перед выводом американских войск, США обязались поддерживать устойчивость власти в Ираке, даже если эта власть будет не идеальной и не отражающей идеалы демократии и американские интересы в регионе. Аль-Малики постарался мобилизовать все свои ораторские способности, чтобы достичь согласие Соединенных Штатов (утомленных войнами и вмешательством в ближневосточные кризисы) предпринять шаги, могущие вновь затащить США в иракское болото.
Из тихой реки в бурлящее болото
Согласно книге "Бытие", две из четырех рек, орошающих райский сад, протекают в Ираке. Между реками прорыты многочисленные каналы - артерии (аль-Ирак по арабски) жизни, позволяющие задействовать основанное на орошении земледелие в жаркой и сухой пустыне. Тот, кто хочет выжить в палящей иракской пустыне, должен принадлежать к сплоченной, вооруженной, грубой группе, готовой к войне для защиты своих источников воды и пропитания.
Сочетание условий жизни и выживания в пустыне с множеством этнических, племенных и религиозных групп создает раздробленное, поляризированное, грубое и конфликтующее между собой население с долгой традицией поколений войн и кровавой мести. Это источник всех бед Ирака.
Британцы короновали над Ираком Фейсала 1-го в 1921г. (а его брата Абдаллу позже сделали эмиром Трансиордании) - своего рода "трудоустройство" сыновей Хусейна, шерифа Хиджаза, за помощь во время Первой мировой войны против Османской империи. Иракцы никогда не соглашались с этим коронованием пришлых, а также с тем, что Британия установила границы Ирака в соответствии со своими интересами, в основном, нефтяными, не считаясь с населением.
Войны, сопровождавшие современную историю Ирака, главным образом конфликт между арабским правительством и курдским регионом и постоянное напряжение между суннитским меньшинством и шиитским большинством, являются следствием демографии Ирака. Поэтому последние 90 лет эта страна управляется диктаторскими группировками, каждая из которых железной рукой подавляла всех, кто не принадлежал к правящей группе.
Два правителя, сформировавшие историю Ирака во второй половине 20-го века, это Ахмед Хасан аль-Бакр (1968-79) и Саддам Хусейн (1979-2003). Идеологически и организационно их власть основывалась на идеях БААС, но на деле это была система, балансирующая между жестоким угнетением и подкупом потенциальных оппонентов, а также созданием разногласий между противниками.
Для усиления власти и сполочения эти правители провоцировали войны против Ирана (вначале против шаха, а после исламской революции против аятолл). В 1990г. Саддам Хусейн вторгся в Кувейт. Он надеялся, что мир осудит захват, но в итоге примет его как свершившийся факт, но ошибся. После войны, продолжавшейся 5 недель в январе-феврале 1991г. и нанесшей ущерб иракской армии и инфраструктуре Ирака, он был вынужден отступить из Кувейта. Но война и последующие санкции против Ирака не привели к падению Саддама, так как диктаторы умеют перенаправить страдания на население, а сами обычно выходят без ущерба.
В 2003г. сформировалась международная коалиция во главе с США, атаковавшая Ирак. Саддам прятался, в 2004г. был арестован, отдан под суд и повешен в 2006г. Но трагедия Ирака в том, что несмотря на освобождение населения от диктаторской власти, не развились политические и гражданские механизмы, свободные от старых шаблонов мышления.
Вроде бы существуют партии, проводятся выборы, действует парламент и функционирует правительство, но если посмотреть, как действуют эти современные механизмы, то оказывается, что они представляют традиционные рамки, ведущие между собой традиционные войны с помощью современных политических средств. Еще хуже, что в политической системе, особенно после вывода американских войск в конце 2011г., нет одной балансирующей силы, способной навязать свою повестку дня всем конфликтующим сторонам. Вследствие этого правительство не действует, части страны - в первую очередь Курдистан - функционируют как независимые государства, суннитские джихадистские организации взрывают автомашины с взрывчаткой в шиитских районах, а в ответ шиитские джихадистские шайки взрывают грузовики с взрывчаткой на рынках суннитских городов.
Горе злодею и его соседу
Социальный балаган, политический хаос и властный вакуум фактически призывают внешние силы, и два соседа Ирака по горло погружены в кровавую баню Междуречья: Саудия финансирует, вооружает и обучает суннитские вооруженные формирования, а Иран - это деньги, оружие и тренировочные лагеря, стоящие за шиитскими милициями.
В течение 2013г. каждый месяц погибали в терактах в Ираке сотни людей. Силы безопасности страны нашпигованы агентами, действующими на благо враждебных стране организаций, и поэтому силовики не в состоянии эффективно бороться с терактами. Руки многих политиков запачканы кровью их противников, но их преданность своей этнической или религиозной группе позволяет им переизбираться заново самым демократическим образом. А поскольку в Ираке есть шиитское большинство, то там правит шиитская коалиция под иранским прикрытием, которая отбрасывает суннитское меньшинство на обочины политики, экономики и общества.
Суннитские политики арестовываются и исчезают в пыточных подвалах, которые по жестокости не уступают пыточным подвалам Саддама Хусейна, но сейчас власть поменялась: тогда тюремщики суннита Саддама пытали шиитов, а сегодня шиитские тюремщики Нури аль-Малики, шиитского премьер-министра, пытают суннитов. Несколько суннитских лидеров, в прошлом идентифицировавшихся с партией БААС ("партия арабского социалистического возрождения", действует, в основном, в Сирии и Ираке - прим.перев.), сидят сейчас в тюрьме и ждут повешения.
Тем временем Сирия, западная соседка Ирака, присоединилась к участникам "арабского балагана" и также стала кровавой баней. Суннитская Саудия помогает деньгами, оружием и боевиками салафистским и джихадистским суннитским организациям, действующим в Ираке против шиитской власти, а в Сирии против алавитской диктатуры - под влиянием идей аль-Каиды, хоть в этих организациях официально не называется имя аль-Каиды.
Во время визита аль-Малики в Вашингтон и кризис в Сирии был частью бесед с Обамой. Аль-Малики представлял иранскую позицию, и при его участии 2-я Женевская конференция по Сирии (если будет собрана), может склонить чашу весов в пользу Асада. С одной стороны, Обама не воодушевлен участием пары Ирак-Иран в конференции, так как видит в Иране большую часть сирийской проблемы, а не решения. С другой стороны, все знают, что решения конференции не будут иметь смысла, если парочка Ирак-Иран не примет их и будет противодействовать решениям.
Вопрос, стоящий на фоне событий в Ираке, заключается в том, прекратит ли кровь течь в Тигре и Евфрате, в Сирии и Ираке, и воды этих рек вновь начнут орошать райский сад, как в начале времен.
("Макор ришон" 8.11.13)
Перевел Яков Халфин