Комиссия экспертов во главе с президентом разделила страну на автономные районы. У каждого района будет местное самоуправление, но будет и общее правительство и страведливое разделение ресурсов. Йемен говорит "нет" колониализму
2 недели назад экспертная комиссия Йемена решила отбросить западные идеи о делении регионов на государства, а придерживаться признанной арабами системы (и самой лучшей с их точки зрения): племенное разделение. Это смелое и мудрое решение возвращает население Йемена к издавна знакомому ему языку общества и власти, согласующемуся с характеристиками и идеалами этого населения. Надо также обратить внимание, что это решение было принято на фоне гражданской войны между мусульманами в Сирии и других арабских странах, состоящих из разных групп населения, затрудняющихся в интеграции и сотрудничестве под единым руководством, которое бы не наделяло бы привилегиями своих за счет других.
На протяжении лет я утверждаю, что единственное, что может спасти население Ближнего Востока от погружения в болото насилия, слез и огня - это разделение нефункционирующих государств на эмираты с однородным населением и традиционным для каждой группы руководством. Не руководство, назначенное старыми или новыми колониалистами. Лишь традиционные рамки могут предложить людям сносную жизнь.
Я не знаю насколько это понятно принимающим решения у нас в Стране, в арабском мире и в мире вообще. Чаще всего я скептичен в этом отношении, так как поведение западных политиков свидетельствует о недостаточном понимании вопросов региона, а лидеры здешних государств предпочитают личные интересы общественным.
В последнее время блеснул лучик надежды: правительство Йемена решило разделить страну на 6 районов со своими столицами. Это получило массовую поддержку в органах и организациях страны.
В основе идеи стоят несколько принципов: равное гражданство для всех - т.е. нет предпочтения какому-либо племени, включая племя президента, по сравнению с другими племенами;
районы будут автономны, один район не будет вмешиваться в дела другого;
районы, обладающие природными ресурсами будут сотрудничать в разработке этих ресурсов с более бедными районами. Это касается, в основном, нефти.
Согласно идее, районы будут стремиться к социальной и экономической гармонии для удовлетворения нужд населения и обеспечения нормальных условий жизни.
Еще один принцип гласит, что полномочия местных органов власти будут определены федеральной конституцией.
Важной для нас деталью в этом плане является тот факт, что он является плодом усилий мысли самих йеменитов и основывается на их знании специфических социальных характеристик каждого района.
В каждом районе есть сплоченная социальная база с признанным руководством, способным поддерживать закон и порядок, которые будут принятыми и приемлемыми для подавляющего большинства населения. Каждый район может содержать себя экономически.
Столицей федерации будет Сана. Ее муниципалитет не будет в подчинении какого-либо района, конституция будет гарантировать нейтральность и самостоятельность столицы. И город Аден получит особое отношение в федеральной конституции, чтобы гарантировать, что порт будет обслуживать все районы.
Каждый район по внутреннему делению населения установит деление на подрайоны - это должно дать отражение племенам и племенному руководству на общественной арене.
У федерального государства будет парламент, в котором будут представлены все районы. Природные ресурсы богатых районов (т.е. нефть и рудники) будут управляться открыто для всех, чтобы вся страна могла получать пропитание от этого и чтобы бедные природными ресурсами районы не чувствивали себя на экономической обочине федерации.
Будет свобода передвижения граждан, товаров, капиталов и услуг без пошлин и запретов между районами - чтобы поощрить торговую деятельность и деловую инициативу.
Федеральное правительство будет отвечать за межрайонную деятельность, будет присматривать, чтобы не появились участки экономического запустения, которые могут стать источником социального гнева.
Есть и риск
Границы районов были определены комиссией экспертов, разделившей Сев.Йемен на 4 района, а Южный - на 2. Во главе комиссии стоит президент Йемена Абд Раббо Мансур Хади. На заседании комиссии в конце января он призвал членов комиссии быть нейтральными и предпочесть общее благо всех граздан страны местническим интересам.
Личное участие президента в работе комиссии очень важно, так как свидетельствует, что он действует противоположно провальной политике своего предшественника Али Абдаллы Салеха, придерживавшегося идеи единого государства под единой властью его и его племени. Хади пытается найти путь передать полномочия центральной власти местному руководству. Этим он отвечает чувствам населения, у которого не стерлась племенная идентификация.
У этого плана есть социальная логика и широкая база поддержки в такой расколотой стране как Йемен. Самое существенное, как известно, находится в мелких деталях. Например, кто будет заниматься вопросами торговли оружием, которое свободно продается на йеменских рынках? Будет ли это федеральное правительство или местные власти, зачастую руководимые родственниками этих торговцев? Это особенно важно, так как в Йемене у каждого мужчины есть, по крайней мере, одна автоматическая винтовка, и каждый раз, когда ему кажется, что у него взяли то, что, по его мнению, ему полагается, он задействует оружие.
Еще один вопрос: кто будет заниматься иностранцами, незаконно приехавшими со всего исламского мира под руководством аль-Каиды? Будет ли это федеральное правительство или местные друзья иностранных джихадистов? Особенно, если местным властям передадут полномочия в области безопасности, тогда местные милиции смогут навязать свою повестку дня, утверждая, что теперь они "районная полиция".
С одной стороны, местные вооруженные формирования (милиции) могут стать легитимной силой, определяющей в чем состоит районный интерес. С другой стороны, они могут стать преступными организациями под командованием "баронов", которые будут заниматься торговкей наркотиками и оружием и прочей контрабандой, налагая страх и террор на население под вывеской "местной полиции", действующей под прикрытием закона.
Идет с народом
Арабские интеллектуалы, видящие этот план, относятся к нему скептично и подозрительно. По их мнению, арабская нация должна идти по пути стирания различий между группами и объединения под идеей единой нации.
Похоже, что ситуация в Сирии, Ираке и Ливии (странах, в которых также развито племенное мышление) подталкивает президента Хади идти на раздел страны. Он и его окружение не хотят, чтобы социально расколотый Йемен скатился к ситуации тех стран и поэтому хотят "предварить лекарством болезнь" путем усиления районной автономии различных секторов населения хоть есть в этом признание традиционных рамок и отдача им предпочтения по сравнению с современными идеями объединения и слияния.
Хади и его друзья хорошо понимают, что они должны пошить государству одежку по его меркам в соответствии с культурными характеристиками населения, а не продолжать навязывать единое государство, не отражающее настроения большинства граждан.
Президент Хади принял стратегическое рехение: вместо искусственной генной инженерии народа по меркам государства он решил скроить государство по лекалам народа. Он идет с народом, с его наклонностями, а не пытается насильно навязать народу государственное устройство, которое не желает большинство йеменцев.
По моему мнению, Хади войдет в пантеон лидеров, понявших (иногда после тяжелой кровавой борьбы), что есть смысл бросить вызов искусственным государственным рамкам, установленным колониальными державами в соответствии с интересами Европы, и начать создавать рамки в соответствии с велениями сердец жителей Ближнего Востока. Если где-то общество верно племенным рамкам, то самым правильным будет предоставить этим рамкам управлять жизнью этого населения по его законам и посредством его традиционного руководства.
Можно ли сказать, что этот рецепт не содержит опасностей? Но рецепт современного государства полностью провалился в традиционном племенном арабском обществе. Сотни тысяч убитых в Сирии, в Ираке и Ливии - доказательство этому.
Хади готов дарь шанс племенной парадигме. Я уже годы утверждаю, что она единственная может обеспечить нормальную жизнь многим странам на Ближнем Востоке.
("Макор ришон" 14.02.2014)
Перевел Моше Борухович
МАОФ