Maof

Sunday
Jan 12th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
8 февраля верховный духовный лидер Исламской Республики Иран аятолла Али Хаменеи неожиданным образом публично выступил в поддержку переговоров Ирана со странами "шестерки" (государства-члены Совбеза ООН плюс Германия) по вопросу иранской ядерной программы. Хаменеи заявил, что поддерживает "справедливое соглашение с мировыми державами" по ядерной проблеме Ирана.

"Разумеется, речь не идет о плохой сделке, — отметил аятолла. — Лучше не заключать никакого соглашения, чем такое, которое противоречит интересам нашей страны".

До сего момента Хаменеи по поводу ведущихся Ираном переговоров хранил молчание, позволяя местным консерваторам, выступающим против переговоров с Западом, утверждать, что он, Хаменеи, не доволен курсом "президента-реформиста" Хасана Роухани.

Таким образом, Хаменеи поддержал усилия Роухани по достижению договоренности с США и другими станами "шестерки". Однако заявил, что Иран заинтересован в том, чтобы соглашения не носили, как это сейчас планируется, поэтапного характера, при котором постепенное снятие санкций с Ирана будет зависеть от выполнения им требований выработанного договора.

Иран, по словам Хаменеи, заинтересован в заключении всеобъемлющего соглашения по своей ядерной программе, вступающего в полную силу немедленно.

"Исламская республика хотела бы быстрой отмены всех санкций, — подчеркнул иранский духовный лидер, — а не постепенного их ослабления".

Параллельно с этим, в этот же день, выступая в кулуарах т.н. Мюнхенской конференции по безопасности, глава иранского МИДа Мохаммад Джавад Зариф, в ответ на настойчивые требования США ускорить выработку соглашения по иранской ядерной программе и достичь общих политических договоренностей уже к 31 марта, заявил, что, хотя Иран и не заинтересован в излишнем затягивании переговорного процесса — "ничего страшного не произойдет, если такое соглашение будет достигнуто не в марте, а, например, в июне".

Следует отметить, что после того, как госсекретарь США Керри встретился в Мюнхене со своим иранским коллегой Зарифом в пятницу и в воскресенье, премьер-министр Биньямин Нетаниягу вновь повторил свое обещание "не останавливаться ни перед чем, чтобы помешать Ирану достичь ядерного потенциала после сделки с Западом".

"Крупные державы... — сказал израильский премьер-министр на еженедельном заседании кабинета министров израильского правительства... — спешат подписать договор, что позволит Ирану заполучить ядерное оружие, которое будет угрожать существованию государства Израиль. Намерение США и Ирана завершить рамочное соглашение до конца марта, заставляет Израиль принимать меры... Отсюда вытекает актуальность наших усилий, чтобы попытаться блокировать это опасное соглашение. Мы будем продолжать принимать меры и вести международную борьбу против реализации иранской ядерной программы. Мы сделаем все и будем предпринимать все возможные действия, чтобы помешать заключить это опасное соглашение, которое ложится тяжелой тенью на будущее государства Израиль и его безопасность".

Комментарий

Происходящее в последние недели на международной политической арене, главным образом — вокруг иранской ядерной программы, заставляет думать, что глава израильского правительства в достаточно напряженный предвыборный период вынужден активно действовать "на иранском направлении" — вне всякой связи с предвыборной возней. Несмотря на попытки левого лагеря представить эти действия как "часть предвыборной кампании" израильского премьера.

Ничего не поделаешь: в израильской политике такое происходит не впервые. Когда премьер-министр Бегин в 1981 году, буквально накануне выборов, отдал приказ о бомбежке иранского ядерного реактора "Озирак" — левые круги в Израиле, ни минуты не колеблясь, назвали его действия "предвыборной агитацией" за Ликуд.

Между тем, как позже выяснилось, счет шел буквально на дни. Промедление с бомбежкой данного ядерного объекта грозило региону экологической катастрофой. Промедли Израиль еще хотя бы несколько дней — в Озираке начался бы цикл обогащения урана. Понятно, что премьер-министру Бегину в момент, когда решалась судьба Израиля и всего региона, было не до предвыборной агитации.

Удивительным образом, каждый раз, когда возникают подобные "совпадения" внешних угроз и обще-израильских выборов — в Израиле никто не вспоминает о предыдущих подобных примерах "предвыборной агитации" и о том стыде который, по идее, должны испытывать обвинители, когда реальная картина происходящего проясняется.

Яркий пример такого рода, как нам представляется — нынешняя ситуация с Ираном и, в частности — "скандальная история приглашения Нетаниягу для выступления в Конгрессе".

Что касается Ирана, то действия и даже заявления иранских лидеров, уже на раннем этапе анализа таковых, без привлечения недоступных нам данных израильской разведки, явно свидетельствуют о МОШЕНИЧЕСКОМ способе ведения иранцами переговоров с "шестеркой". Будь то заявление главы иранского МИДа о том, что "мы никуда не торопимся" и предложение в очередной раз отложить "на июнь" достижение призрачных договоренностей, или — откровенное заявление Хаменеи, требующего заключения с Ираном "одноэтапного" договора, с немедленной и полной отменой всех санкций. Без механизма проверки и контроля над действиями Ирана после заключения сомнительного соглашения.

Уже одно это может быть вполне весомым "маркером" истинных намерений иранского руководства — создать такую ситуацию с переговорами по иранской ядерной программе, когда уже ничто не помешает Ирану спокойно заниматься окончательным доведением своего ядерного потенциала до боевой готовности. Возможно — с помощью своих верных друзей на международной арене (в чем-то подсобят северокорейские друзья, в чем-то — российские и т.д.).

После этого Иран, уже имея ядерное оружие, преспокойно поставит международное сообщество перед свершившимся фактом. А международное сообщество, в свою очередь, получит возможность честно развести руками, заявив, что сделало все, что в его силах, чтобы не допустить подобного развития событий, но это ему, "к сожалению, не удалось"...

Что в подобной ситуации остается делать Израилю и его лидеру, который во всей полноте видит картину, обрисованную нами лишь в общих чертах? Как минимум — кричать об этом, не давая замалчивать угрозу, то есть, что называется — "бить во все колокола".

В этой связи, знаменитое (благодаря усилиям израильской прессы), непонятно кем (то ли республиканским большинством в Конгрессе, то ли — самим Нетаниягу) и как инициированное выступление израильского премьера перед американскими законодателями — предстает как раз таким отчаянным "криком" Израиля.

"Корректно" ли это выступление по отношению к администрации президента США? Многие, наверное, его осудят. Корректен ли, спросим мы тогда по аналогии — громкий крик жертвы бандитского нападения "Караул! Спасите!" посреди жилого микрорайона, с точки зрения спящих глубоким сном, соседей? Ведь такой крик явно помешает им спать.

Однако может ли позволить себе кричащий о помощи учитывать данное обстоятельство?

Ответ очевиден.

Вполне вероятно, что, можно было бы действовать более тактично и менее грубо. Оставим этот вопрос на усмотрение будущих историков. Однако в свете происходящего и МАСШТАБОВ реально возникающей перед Израилем глобальной угрозы — выяснение, оптимальным ли методом пользуется израильский премьер, стараясь спасти свою страну и остановить Иран "невоенными" способами пока это еще можно сделать — представляется нам несколько надуманным.

Перспективы

Оставив в стороне предвыборную возню политических пигмеев, не стесняющихся манипулировать серьезнейшей ситуацией, в которой оказался Израиль, отметим, что заявления Нетаниягу о том, что Израиль намерен остановить ядерную программу Ирана "любой ценой" — следует воспринимать в высшей степени буквально.

Можно лишь догадываться, каким будет возможный сценарий действий Израиля в тот момент, когда израильскому руководству станет ясно, что все дипломатические методы нейтрализации иранской ядерной угрозы — исчерпаны.

Возможен, например, вариант "частичной" военной акции в Иране, которая будет носить "анонимный" характер, и при которой израильские силы специального назначения, интенсивно готовящиеся к действиям на данном направлении как минимум последние 8-10 лет — уничтожат один из хорошо защищенных иранских ядерных объектов. Чтобы Израиль затем мог неофициально донести до сведения иранского руководства исчерпывающее и вполне серьезное предупреждение о том, что в дальнейшем, в случае, если Иран даст Израилю хотя бы малейший повод опасаться реальной угрозы — последует неминуемая и гарантированная гибель иранских лидеров.

В любом случае регион стремительно приближается к ситуации, которую исчерпывающе может описать метафора: корабли, стремительно несущиеся навстречу друг другу, когда все пытаются потопить всех.

В сложившейся картине происходящего Израиль, как ни странно, вполне может оказаться "вне игры". Уже потому хотя бы, что занят, прежде всего — самозащитой от возникающих угроз и не несет превентивной самостоятельной опасности ни одной из региональных держав. Разумеется, если та не предпринимает против еврейского государства агрессивных действий.

Эта позиция Израиля вполне осознается странами региона. И конкретным выражением этого понимания может оказаться относительно безопасное положение Израиля в назревающих событиях, "осколки" которых Израиль вполне сможет нейтрализовать при помощи уже имеющихся у него "слоев" ПВО — от тактического до стратегического (такого как, к примеру, система "Волшебный жезл").

evrey.com

Loading...