Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Спустя почти столетие после неудачной попытки достичь государственности в период после Версальского мира, курды сейчас начинают действовать. Создание Большого государства курдского народа на основе четырех стран, где имеется курдское меньшинство, маловероятно, но большей автономии добиваются курды Турции и Сирии, даже Ирана, а независимый Иракский Курдистан становится все более вероятным день ото дня. Курды, добившиеся значительных побед над "Исламским государством", представляют сегодня наиболее эффективную силу, сражаясь с ИГ как в Ираке, так и в Сирии.

Но они, похоже, намерены сохранить всю завоеванную у пресловутой террористической группы землю для собственного национального проекта, ставя под угрозу дело сохранения целостности этих двух побежденных государств и угрожая возникновению возможности новой войны, терпеливо ожидая итогов нынешней.

Нет никаких сомнений, что курды представляют наиболее могучую силу, воюющую сегодня против Исламского государства. Недавняя серия побед в Сирии иллюстрирует боевые возможности курдов. Через шесть месяцев после победы в Кобани, городе на границе с Турцией, где погибли не менее, чем 1000 боевиков ИГИЛ, бойцы сирийских курдов заняли еще один пограничный город, Тель-Абьяд, создавая коридор на северной границе Сирии и, что еще гораздо важнее, отсекая основную линию снабжения Ракки, столицы ИГИЛ, расположенной в 60 милях южнее. Но все эти усилия курдов также вызваны желанием достижения курдами государственности.

Курды так хорошо сражаются в значительной степени потому, что кроме стремления победить экстремистского врага, они борются за нечто большее - за свою собственную страну. Будущий Курдистан может встретить серьезную агрессию со стороны арабских стран Ближнего Востока. Но ни Сирия, ни Ирак не имеют эффективных и мощных центральных правительств, всегда ранее пресекавших курдское националистическое движение. Поэтому курды почувствовали прекрасную возможность построить сейчас независимый Курдистан.

Курды, несмотря на их большую численность, составляющую около 30 млн по всему миру, а также их общий язык, культуру и самобытность, никогда не имели государственности и были разделены, по соглашению Сайкса-Пико, на четыре страны, созданные после Второй мировой войны Англией и Францией. Но с каждой победой на поле боя они становятся все ближе к созданию своего государства.

С осени прошлого года курдские силы, вооруженные Ираном и США, захватили около 10 тысяч квадратных миль иракской территории, занятой ИГИЛ. Они также захватили спорный город Киркук, богатый нефтью и имеющий культурное значение и для курдов, и для арабов, а теперь не позволяют арабам вернуться в некоторые деревни. Дома помечены надписями "Зарезервировано для курдов", и курдские контрольно-пропускные пункты заявляют "арабы не пропускаются".

Эти действия отчетливо предназначены для создания "фактов на земле", политической реальности, на которую будут указывать курдские лидеры, строя свои отношения с иракским центральным правительством в Багдаде, с которым они сейчас связаны нефтяными контрактами, и не только. Курды доблестно и героически сражались с ИГИЛ, потеряв за последний год около 1000 мужчин и женщин, и они рассматривают конфликт как средство национального освобождения. Масуд Барзани, лидер Регионального правительства Курдистана, неоднократно заявлял, что курды не будут бороться за остальную часть Ирака и даже за идею об этом.

Иракские курды используют авиаудары США и политический вакуум на севере Ирака не только для того, чтобы дать отпор ИГИЛ, но и для того, чтобы вернуть спорные территории и нефтяные месторождения. Эти их намерения вызвали негодование арабов-суннитов после 2003 года. Что касается курдов, они говорят, что будут помогать иракским силам, стремящимся вернуть Мосул, но не будут возглавлять передовые части. Их цель - оборона, стремление обезопасить свои границы с остальной частью Ирака, особенно те, которые они расширили после лета, а не помощь Багдаду восстановить статус-кво.

Будущее независимого курдского государства сталкивается с множеством политических, экономических и административных проблем, но его успех может изменить положение сил на Ближнем Востоке. Тем не менее, суровая реальность состоит в том, что Запад не изменил своей официальной позиции относительно Ирака, Сирии и Турции, и по-прежнему хочет сохранить границы неизменными, что не совпадает с курдским стремлением к независимости.

Поэтому курдское руководство должно в ближайшее время обсудить свои отношения с Западом. Курдов нельзя игнорировать в существующем сценарии внутреннего переворота, а политические изменения во всем регионе сделали курдов критическими игроками на многих фронтах Ближнего Востока. Курды прошли через долгую историю маргинализации и преследования многими режимами, в частности, Ирака и Турции. Они неоднократно поднимались на борьбу за большую автономию или полную независимость, а в настоящее время они с каждым днем чувствуют приближение к своей конечной цели - независимого курдского государства. Курдские националистические устремления, которые на подъеме в настоящее время, могут изменить Ближний Восток.

Перевод: Elena Lyubchenko
Трансляриум