Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
(Об одной важной причине длительности арабо-израильского противостояния)

Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
В. Маяковский, «Послушайте»

Предупреждён – значит, вооружён.
Древнеримский народ


Лечение болезни тем успешнее, чем яснее её происхождение и вызвавшие причины. Оно начинается с постановки диагноза. Мы, пациенты, как и врачи, иногда не можем поставить диагноз, и тогда лечение сводится к попыткам воздействовать на досаждающие внешние проявления болезни. Врачей приходится понимать. Далеко не всегда можно найти причину того или иного состояния. Что ж делать, не обрекать же пациента на страдания, отказывая ему в помощи, пока не выяснится механизм возникновения его болезненного состояния!

Есть очевидная и глубокая причина сходства отдельного организма и человеческого сообщества. Конфликты в нём постоянны, проявления их нередко драматичны, иногда трагичны. И точно так же, как в медицине, в политике всегда предпочтительно понимать глубинную причину, вызвавшую тот или иной конфликт. Нередко, не понимая его причины, приходится воздействовать на внешние проявления, но всегда предпочтительно понимать, что вызвало рассматриваемый конфликт. Тем более, что совсем нередко причины бывают разные, а их внешние проявления – одинаковы.

Цель данной заметки – рассмотреть отнюдь не все причины длительного и устойчивого арабо-израильского конфликта или противостояния, а одну из них, однако действующую впечатляюще сильно уже более сорока лет. Не могу даже ставить перед собой цель выяснить все причины – это мне явно не по силам и знаниям. Поэтому сосредоточусь на той, которая, на мой взгляд, ясна, и есть одна из важнейших причин. А именно, я хочу пояснить, что этот конфликт существует столь долго потому, что он, как это ни странно на первый взгляд, выгоден почти всем его участникам, включая мощнейшие державы и международные организации. И без осознания этой причины искать пути преодоления конфликта, его разрешения к всеобщему удовлетворению, совершенно бесполезно, сводя реальную деятельность лишь к её внешней имитации.

Предваряя обсуждение и доводы, отмечу вывод, к которому пришёл – этот конфликт не имеет внешне желаемого решения и на обозримом отрезке времени в будущем именно из-за своей выгодности. А что произойдёт на необозримом отрезке времени – я не могу ни судить, ни даже предполагать. Этот вывод, огорчительный и не сулящий счастливого и быстрого конца конфликта, есть плохая новость. Она, как и положено, сопровождается хорошей – существованию Израиля как государства на том же отрезке времени ничего не угрожает, если вследствие чисто внутренних трений и дрязг, включая бесплодные поиски способов разрешения неразрешимого конфликта, он сам не обессилит настолько, что просто свалится в руки соседей.

Из новостей следует вывод – проблема «два государства для двух народов» и им подобные абстрактно - теоретичны, и страдания вокруг них не более содержательны, чем переживания на тему, верно ли, что «Бриан – голова», или нет. Хотя даже на словесном уровне с идеей «двух государств» следует бороться.

Подчеркну, что безопасность Израиля как государства отнюдь не подразумевает безопасности его отдельных граждан, которые, как и ранее, будут находиться под угрозой террористических атак, интенсивность которых будет по-прежнему колебаться со временем. Можно лишь стараться уменьшать эту интенсивность, среднее значение которой по заметному промежутку времени на нуль не выйдет никогда.

Те считанные люди, которые читают меня постоянно и помнят, что я писал и ранее, в этой заметке найдут не слишком много нового. Действительно, обдумывать всерьёз эту проблему я начал давно, когда приехал в Израиль в 1998 с тем, чтобы здесь работать и жить. Тогда же пришёл к указанным выводам, и прошедшие с тех пор почти двадцать лет лишь добавляли доводы в пользу сделанных тогда выводов. Поскольку тогда мы с женой совершили определённый шаг, в те времена вполне, однако, обратимый, и сами были, понятное дело, много моложе, следовало понять уже на месте, не допущена ли нами серьёзная ошибка. С радостью отмечаю, что ошибки никакой не нашёл и тогда – так же как и сегодня.

Обычно, обсуждая арабо-израильский конфликт, говорят о несовместимости иудаизма и мусульманства, т.е. о его религиозной причине. Этим объясняют неустанную борьбу мусульман вообще и арабов в первую очередь, с «чужеродным образованием», некой «раковой опухолью» иудаизма на «здоровом теле» сплошь мусульманского Ближнего Востока. По мнению сторонников такой точки зрения, только захватив Израиль, сбросив евреев в Средиземное море, арабы успокоятся. А до того нет, поскольку они гордый и непримиримый народ, который можно только победить силой, но нельзя «купить».

Я ни в малейшей мере не знаток арабов и мусульман, как, впрочем, и большинство высказывающихся на эту тему. Отмечу, что, исходя из видимого и читаемого мною сегодня, никаких признаков, проявлений и доказательств их особой гордости и непримиримости не вижу. На мой взгляд, теологическая причина как важнейшая в арабо-израильском конфликте - это всё в большой мере литературщина, не находящая подтверждения на местности.

Конечно, периодически с громовыми заявлениями выступает, например, высшее духовенство Ирана, уже своим положением политизированное просто до мозга костей. Так, 22.02.17 верховный лидер Ирана, аятолла Хаменеи назвал израильтян «фейковой нацией» и призвал «убивать, убивать и убивать евреев». Аятолла заявил, что создание государства Израиль является «одной из грязных глав в истории, которая будет закрыта благодаря божественной благодати». Ну, насколько понимаю, эта благодать сродни пришествию Мессии, и в обсуждаемый мною отрезок предвидимого будущего явно не входит. А потому в рамках практического подхода, применяемого мною в данной заметке, может не рассматриваться, если, разумеется, «держать порох сухим». Последнее означает способность сильно ударить в ответ, если политиканы в аятоллах уступят место сумасшедшим.

Говорят и о том, что арабам Палестины, опять же исходя из гордости, позарез нужно своё государство. Они, как и любой народ, просто реализуют своё право на самоопределение, вплоть до образования независимого (мол, как же иначе?!) государства. А потому надо его создать как можно быстрее, и тогда конфликт сразу исчезнет. Раз и навсегда. Сторонников «палестинского государства», назовём их «государственниками», совершенно не тревожит тот факт, что такого народа, как «палестинцы» никогда не было, да и нет сейчас. Однако точка зрения «государственников» весьма вредна – ведь ошибка в такой оценке ситуации со стороны Израиля могла бы привести к опасным и трудно устранимым последствиям, вроде отдачи Голанских высот и/или основных частей Иудеи и Самарии. Такие шаги со стороны Израиля просто привели бы к тому, что он сам упал бы в руки буйных соседей.

К той же группе людей, к «государственникам», отношу и тех, кто причину затянувшегося противостояния видит в наличии еврейских поселений на «исконно арабских» землях. Это не может быть причиной из-за того, что ничья конкретно земля, хоть в каком-то массовом порядке, поселенцами никогда не захватывалась.

Кстати, от внимания «государственников» ускользает то упорство, с которым арабские лидеры, в первую очередь, бандит Арафат, отказывались принять от руководства Израиля, в частности и в первую очередь от Э. Барака, почти все земли, освобождённые евреями в ходе оборонительной войны 1967 года – более, чем 98% их.

Иногда говорят, что своё государство для палестинских арабов хотят создать эти арабы сами и наши агрессивные государства-соседи лишь как плацдарм для последующего захвата всего Израиля и дележа его богатств. В такую цель, однако, может серьёзно поверить лишь плебс, а люди у власти прекрасно понимают, учитывая соотношение размера и населения, сколь мало бы они получили, разделив всё, что есть у Израиля, между собой.

Сам по себе добровольный отказ от почти полной «реализации мечты», получения фактически всего просимого, со стороны Арафата мне многое прояснил. Не берут – значит, не нужно «реализовывать мечту», а нужно нечто иное. «Сами отказываются» – для меня ключ к пониманию арабской тяги к сохранению статус-кво. Попытаюсь свою точку зрения обосновать.

Конечно, говоря о причинах конфликта, нельзя пренебрегать и тем, как они менялись со временем. Не уходя в слишком далёкое прошлое, отмечу, что уже первые столкновения между арабами и евреями чуть до провозглашения государства Израиль в 1948, а особенно после этого события, питались прямым корыстным интересом здешних, палестинских арабов. Надеясь, что через пару недель евреи будут разбиты, соседи вульгарно рассчитывали поживиться их добром. Именно поэтому столь много местных арабов согласились с просьбами военно-политического командования напавших на Израиль стран покинуть свои городки и деревни и отойти вглубь арабских территорий. Именно они образовали группу «палестинских беженцев», судьба которых до сих пор беспокоит больные души по всему миру. Местные арабы не виноваты в том, что арабские армии были разбиты, но в результате своей корысти стали жертвами поражения и механизмом поддержания конфликта, который мы обсуждаем.

Надежды на реванш во имя восстановления пошатнувшегося вследствие поражений от евреев авторитета среди своего населения требовали от арабских лидеров военного ответа Израилю. Реванш стал важнейшей причиной нападений арабских армий на Израиль вплоть до сокрушительного их разгрома в войне Судного Дня в 1973. После этого у арабов возникает понимание, что ещё от одного поражения, весьма вероятного при сложившемся соотношении сил их режимам не выдержать, а шанса на военную победу нет. Это их понимание было достигнуто мастерством армии Израиля, стойкостью его народа. Арабы осознали ситуацию и постепенно увидели пользу от сохранения статус-кво.

Прежде всего, наличие и консервация образа врага стало эффектным оружием в руках руководителей соседних стран. Есть враг - Израиль. Вот в нём и причина низкого уровня жизни арабов, неэффективности хозяйства, огромных неравенства и воровства среди власть имущих. Успехи Израиля – военные и хозяйственные объяснялись лишь помощью богатых стран – США в первую очередь. Отсюда прямо следовала цель политики – доить богатые страны. Этот план арабам удался.

С годами выяснилось, что и главари палестинских арабов поняли ситуацию – позиция «жертвы» агрессии, карателей, чего хотите, оказалась крайне доходной. Посмотрите, что делает Абу-Мазан. Он непрерывно болтается по миру в отличных самолётах, ездит с эскортом в очень дорогих машинах, останавливается в первоклассных отелях, таскается в ООН. Его сотрапезники (притом, за их счёт) – премьеры, президенты, а кой-где - и оставшиеся короли с королевами! Огромную часть бюджета автономии составляют внешние вливания, которые, я уверен, прекрасно находят дорогу к личным счетам вожаков.

Получи Абу-Мазан государство «Палестина» под своё начало, кто бы с ним в мире стал разговаривать? Кто из «всеблагих» пустил бы его на свой пир? Каждый Божий день его терзали бы местные Ахмедки, требуя срочной починки водопровода и канализации. Свободных денег не оставалось бы даже для жалованья членам «правительства», не говоря уже об армии для почётных караулов, и полиции. И кто-то хочет, чтоб он от своего счастливого сегодня отказывался во имя сомнительного завтра в должности мастера-на-все-руки, начальника какой-то дыры? Он, что, с ума сошёл? Неправ был Абба Эвен, говоря, что арабы не упускают шанса упустить шанс. Хлёстко, но неверно. Они, т.е. руководители палестинских арабов, уже которое десятилетие держат этот шанс крепко в руках, и, думаю, ещё долго из рук не выпустят.

Способ поддержания такого состояния – сохранение напряжённости на «малом огне», чему как повод служат все перечисленные выше причины, включая якобы захваченные поселенцами земли. А эффективным орудием стал террор. Никакой цели «уничтожения Израиля» у него нет и, просто исходя из имеющегося соотношения сил, не может быть. А вот цель сохранения постоянной напряжённости – есть. Ибо эта напряжённость суть источник корма. И так просто вожаки автономии от своего сегодняшнего куска не откажутся, если по внутренним причинам Израиль не ослабнет настолько, что станет ненужной добычей соседей, от которой, тем не менее, им не отвертеться. А такого ослабления Израиля, надеюсь, не будет никогда.

Знатоки Востока и мусульманства, почерпнувшие свои познания на алайском рынке в Ташкенте, скажут, что я пренебрегаю сложной натурой мусульман. И будут правы. Я этим полностью пренебрегаю, поскольку сложности просто в упор не вижу. Ведь не считать же, в самом деле, проявлением глубокого понимания мусульман сентенции вроде «на Востоке уважают только силу», как будто где-нибудь в подлунном мире уважают и слабость.

Той же цели, что и вожаки автономии, придерживаются работники ряда международных организаций, в том числе, и ООНовских, занятых передачей и распределением помощи «палестинским беженцам» и палестинским арабам. А это только распределителей 20-30 тысяч человек, частью, вполне влиятельных, с отличным обеспечением. Они сделают всё, что в их силах, чтобы не дать себя закрыть, и лишить хорошего довольствия и красивой работы.

Вообще, думаю, что весь Ближний Восток, его дипломатия понимают свою задачу однозначно, по крайней мере понимали так до недавнего времени, пока не начали интенсивно грызть глотки не только друг другу, но и самим себе. Подпадает под это правило и, например, Хезболла, военизированная организация, набитая оружием, приобретённым только на конфликте с Израилем. Люди Хезболлы не сеют и не пашут, но каждый из них питается три раза в день. А на это кто-то должен деньги дать, а затем другой - распределить. Замечу, что «распределители» никогда не остаются в убытке. Они-то и составляют набор, отнюдь не маленький, людей, заинтересованных в том, что для них – стабильность, а для нас почти постоянное состояние войны.

Можно легко проследить интересы политиков в их бесчисленных, беспредметных и, понятное дело, безрезультатных встречах по поводу разрешения здешнего конфликта. Уверен, что они описанную ситуацию понимают лучше меня, поскольку видят её не только снаружи, но и из внутренности кухни. Но им эта вся толкотня, имитирующая серьёзную деятельность, даётся гораздо проще и безопаснее попытки обуздывать разные диктаторские режимы. Вовсе не хочу сказать при этом, что важных деятелей ведущих стран мира просто привлекают дармовые банкеты и приёмы. Нет, конечно. А вот имитация деятельности, придание ей огромной важности, демонстрация запредельной интенсивности - ещё как привлекает своей безопасностью и популярностью среди зевак. Это прекрасно проявлялось в беспрестанных вояжах туда-сюда Д. Керри, когда казалось, что он просто вот-вот поселится где-то между Иерусалимом и Рамаллой.

Что касается ООН, то деятельность этой организации уже давно посвящена в большой мере задаче самосохранения позиций её аппарата, что обеспечивается только сохранением всей этой организации. Это важный фактор, влияющий и на принятие ООН и её отделов множества резолюций, осуждающих Израиль. Они помогают поддерживать перманентное состояние конфликта в нашей части мира, стабилизируя тем самым положение аппарата ООН.

Предлагаемый подход, основанный на анализе вполне приземлённых факторов, таких, как личная чисто коммерческая выгода участников, может быть успешно приложен и к анализу многих других современных конфликтов. И в них при ближайшем рассмотрении проступает чистоган, едва прикрытый пеленой более или менее высоких слов.

Игривые французы пустили в свет формулу «Ищите женщину». Я думаю, однако, что они лукаво просто заменил ею куда более существенную и помогающую не только объяснять прошедшее, но и предвидеть будущее: «Ищите выгоду».

Сказанное совсем не отрицает других факторов, например, воспитанной с детства всей школьной системой той же палестинской автономии ненависти и неприятия к евреям и Израилю. Однако стоит помнить, что кто-то же упорно сохраняет это воспитание, а значит и вопрос «Кому выгодно?», т.е. латинское "cui prodest", уместен и содержателен. Сюда же можно отнести и врождённый антисемитизм многих граждан Европы и США. Он нередко и сейчас поддерживается церковью, что делает приземлённый анализ "cui prodest" опять-таки уместным.

Иногда, глядя на то, что происходит непосредственно вокруг нас и в высоких международных салонах в связи нами, я думаю, что если бы Израиля не было, миру пришлось бы его выдумать. А пока он есть, и его место ещё долго никто не займёт, так что покоя тут, в наших палестинах, ещё долго не будет.

05.03.17
Мирон Я. Амусья,
профессор физики
Иерусалим