Война в Сирии будет продолжаться еще долго, но судя по тому, как это выглядит, Асад, а еще более - Путин - выйдут победителями * Похоже, что Асад всегда может полагаться на своих друзей, что они выступят за него, и на своих врагов - что они продолжат проявлять беспомощность
Химическая атака в Хан Шейхун на севере Сирии, оставившая после себя более 100 убитых, в большинстве - женщин и детей, присоединяется к длинному списку резни, осуществляемой сирийским режимом по отношению к своему народу на протяжение 6 лет гражданской войны.
В этом списке химическая атака к востоку от Дамаска в сентябре 2013г. с более, чем 1400 жертвами, длительная осада Халеба (Алеппо) в течение всего 2016 года, во время которой режим Асада и его союзники "выровняли" восточную часть города, удерживавшуюся повстанцами, убили тысячи жителей и изгнали десятки тысяч.
Похоже, что ДААШ является основным выигрывающим от войны на уничтожение, которую Башар Асад ведет против своего народа. Ведь и ДААШ нет таких убийственных возможностей, которые у Асада с подельниками.
Каждый раз, когда мир узнавал об еще одном таком массовом убийстве, устроенном сирийским режимом, казалось, что на этот раз Асад перешел красную черту, и мир не сможет заниматься обычными делами. Каждый раз казалось, что международное сообщество прервет молчание и прекратит резню в Сирии. Но каждый раз оказывалось, что именно холодные циничные расчеты Асада оказывались точными. Мир молчал, а Башар Асад продолжал свое.
Надо понимать, что бомбежка в Хан Шейхуне, как и предыдущие, не были точечными инцидентами, плодами решения или следствием ошибки командиров на местности. Это была часть общей стратегии Асада и его режима, в основе которой - превращение гражданского населения, поддерживающего повстанцев, или населения, в среде которого действуют повстанцы, в легитимную мишень для атак и даже уничтожения посредством конвенционального оружия и усовершенствованного, вроде бомб с авиационным горючим и хлором. Видно, и химическим оружием, часть которого Асад припрятал, когда Сирия "отказалась" от химического оружия.
Асад не раз высказывался, что недостаточно воевать против вооруженных групп, а надо "заниматься" и их родственниками, соседями, теми, кто предоставляет им убежище. Лишь так можно понять количество пострадавших - полмиллиона убитых, более миллиона раненых, более 10 миллионов (половина населения Сирии), потерявших свои дома и ставших беженцами.
8 миллионов из них бежали без ничего за пределы Сирии, оставляя за собой пустую страну. Ведь как постоянно объясняет Асад: нет жителей - нет повстанцев.
Сирия на серебрянном подносе
Несмотря на войну на уничтожение, которую ведет Асад против своего народа, чуть больше года назад казалось, что вследствие ряда побед повстанцев судьба Асада предрешена и его падение - вопрос дней или недель. Но в сентябре 2015 произошло чудо, которого он ожидал и на которое надеялся, - Россия и Иран вмешались в войну и, в сущности, начали воевать за него и вести за него войну на уничтожение против его врагов.
Это вмешательство основывалось на десятках самолетов и вертолетов, посланных русскими, которые безжалостно наносили удары по повстанцам, а на суше воевали десятки тысяч иранских стражей исламской революции, боевиков Хизбаллы и просто шиитских добровольцев.
Этого было достаточно, чтобы предоставить преимущество, если не победу, Асаду. А заодно превратить Асада в пешку на российско-иранской шахматной доске - его судьба в руках его партнеров.
Кроме поддержки, оказанной русскими Асаду, надо напомнить и бездействие США под руководством Обамы. Своим бездействием Обама подарил Сирию Путину на серебрянном подносе - ведь решение американского президента не вмешиваться в сирийский кризис дало попутный ветер режиму Асада и нанесло смертельный удар по надеждам оппозиции. Интервенция Москвы в Сирии началась в сентябре 2015 и привела к драматическому повороту в боях - пиком поворота было занятие в декабре 2016 Халеба - второго по величине города страны. С тех пор Башар продолжает по методу "салями".
Он действует, чтобы гарантировать свой контроль в Дамаске, в городах Хомс и Хама в центре страны, пытается "очистить" их от повстанцев. Оттуда он намерен направиться на юг и с помощью иранцев и Хизбаллы вернуть район под свой контроль.
Следующей целью будет провинция Идлиб, которую удерживают повстанцы при помощи Турции. Затем захват востока Сирии, удерживаемого боевиками ДААШ. Курдские районы вдоль турецкой границы, видимо, будут последними блюдами в меню.
В отличие от Асада, не придающего значения региональному и международному аспекту, русские хотят получить максимальную выгоду от своего присутствия в Сирии. Они готовы продемонстрировать прагматичность, когда надо, и высказываются о заинтересованности в урегулировании, учитывающем турецкие и американские интересы - чтобы усыпить своих врагов, а заодно и друзей.
Но на каждый шаг назад в виде демонстрации прагматизма и готовности к компромиссам русские и Асад делают 3 шага вперед - задействуя силу без тормозов по пути к воплощению идеи "Великой Сирии", какой она была до начала гражданской войны, под руководством Асада и при российском влиянии.
Сейчас Асад преуспевает в войне против повстанцев, хоть они проявляют стойкость. Но их время истекает. Региональная и международная поддержка повстанцев уменьшается, сирийское население устало и истощено, многие из повстанцев воюют друг с другом, вместо того, чтобы вместе сражаться против режима.
Победные российско-сирийские торжества может нарушить лишь Трамп. Новая американская администрация - это новая переменная в уравнении. Но, похоже, что Трамп сам не знает какова должна быть его политика в отношении Сирии (в предположении, что он уже выучил, где находится эта страна на карте).
Все, что должен Асад, - это не делать ошибок, вроде Хан Шейхун. Но даже в случае "ошибок" он всегда может полагаться, что его друзья-подельники мобилизуются в его пользу, а его противники продолжать проявлять беспомощность и бездействие. Война в Сирии продолжится еще много месяцев, но, судя по тому, как это видится сейчас, Башар - а еще более Путин - выйдут победителями.
07.04.2017
Перевел Яков Халфин