Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Не забывайте выбрасывать мусор из головы и из жизни.
(Из памятки для дилетанта)


Новости бывают двух видов: газетные и про других. Потому их почти безошибочно и называют сплетнями. Несмотря на вполне, казалось бы, осязаемую разницу. В том же пропорциональном соотношении. Или в заранее расставленных акцентах. Ибо только толстокожий не заметит различия между тем, что сделано, и какое удовольствие от этого получено. Но когда чувства трудно передать словами, их можно заменить и более полезной валютой. Главное - выбрать правильную кочку зрения. Все остальное - чистейшей воды идеологический альпинизм, от которого рукой подать и до упаднических политических настроений. А посему, как говаривал старина Черчилль, лучше самому делать новости, чем рассказывать о них.

Проблема лишь в том, как отделить зерно от мякины? Да еще не обидев при этом мечтателей и фантазеров. Исраэль Кац, который метит (и не без оснований) на место Биньямина Нетаниягу, презентовал свою новую "ближневосточную инициативу" - железнодорожную нитку от Хайфы до Эр-Рияда. Идея пусть и не новая, но, безусловно, интересная. Тем более, что реализация этого проекта тут же откроет "палестинцам" доступ к портам стран Персидского залива, которые в свою очередь получат взамен прямой выход к Средиземному морю. В итоге в выигрыше будут все. Ведь обходной путь из крупнейшего в мире нефтеналивного порта Даммам превышает шесть тысяч километров. А транспортная ветка через Иорданию и Израиль сократит его в десять (!) раз.

Выгоды и в самом деле очевидны. И политические, и стратегические, и экономические. Не случайно многие арабские компании не только крайне заинтересованы в новом ближневосточном "шелковом пути", но и готовы полностью взять на себя любые финансовые расходы и связанные с ними риски. Понимая, что железная дорога всего лишь начало более широкой и тесной интеграции. Тем более, что и без того призрачные надежды на транспортировку газа и нефти через Сирию рухнули, похоже, окончательно. Россия как раз для того и бросилась на выручку прогнившего режима Башара Асада, чтобы не допустить этого. А Европе, как воздух, нужны углеводороды, которых теперь с излишком и в Израиле. Поэтому Евросоюз уже готов даже оплатить строительство самого длинного в мире подводного газопровода из восточного Средиземноморья до Апеннинского полуострова. Несмотря на его гигантскую стоимость, превышающую шесть миллиардов долларов.

Есть у Израиля и еще одно геостратегическое преимущество. Через его территорию проходит транснациональный нефтепровод Эйлат - Ашкелон, построенный полвека назад для перекачки иранской нефти, львиная доля которой предназначалась для поставок в Европу. До исламского переворота, заставившего шаха Резу Пехлеви покинуть страну, по трубопроводам, длина которых в совокупности превышает 700 километров, было перекачено в общей сложности почти сто миллионов баррелей нефти. Ничто в общем-то по нынешним меркам. Для сравнения: сегодняшние израильские насосные станции способны ежегодно перекачивать до 20 миллионов тонн. Причем как от Красного моря до Средиземного, так и наоборот. А это выход в Индийский океан. Что делает давно забытый амбициозный российский проект "Обратный поток" весьма привлекательным для китайских и индийских компаний. С поправкой на израильскую сланцевую нефть, запасы которой не уступают саудовским.

Как это ни прискорбно для врагов и недоброжелателей Израиля, он - одно из тех немногих государств, которое превратило собственную экономику в уникальное искусство преобразовывать ограниченные ресурсы в безграничные возможности. Но почему же тогда его опыт не востребован соседями? И почему арабы вообще чуть ли не открыто игнорируют даже самые выгодные предложения? Тот же Исраэль Кац, к примеру, вынужден был просить содействия у Джейсона Гринблата, который обещал "продвигать проект перед Трампом". Что, как нетрудно догадаться, равносильно вежливому отказу. Ибо из нильского бишира куриного бульона не сваришь. Николя Саркози уже пытался создавать "Средиземноморский союз", который так и остался на бумаге. И похоронил его все тот же арабский саботаж: такой же бессмысленный и беспощадный, как русский бунт. Для арабских стран, включая и так называемые "дружеские", еврейское государство в лучшем случае - инородное тело, нелепая случайность, если вообще не раковая опухоль на Ближнем Востоке. И это, похоже, непоколебимо.

Несмотря на то, что жизнь диктует свои правила. Ведь на одной голой ненависти нынче далеко не уедешь. Оказавшись в глубоком кризисе, арабский мир лихорадочно ищет новые способы борьбы подлости с ложью и трусостью. На недипломатическом языке это называется mare's nest (гнездо кобылы). Сто лет оголтелой антисемитской промывки мозгов не прошли бесследно. И как теперь объяснить вечно полуголодному египетскому феллаху или полуграмотному саудовскому бедуину, не по своей воле отправленному выполнять чуждый "интернациональный долг" в Йемене, что во всех их бедах виноваты отнюдь не евреи? Но тогда кто? Не на себя же в самом деле показывать пальцем. Да и Трамп все-таки не Обама: кланяться в пояс чалмоносному королю не станет. И зятек его, которого он назначил своим главным советником, тоже, как ни крути, не из эфиопов. Обидешь - и беды потом не оберешься. Доверие - оно, как бумага: если скомкаешь, даже утюгом не разгладишь.

Меняются времена, а с ними и подходы арабских средств манипулирования идиотами. Теперь наряду с предложениями помянуть "зажигательным смехом" очередных израильских жертв палестинского террора особо продвинутые СМИ ненавязчиво призывают "избегать антисемитских обобщений по отношению к евреям". Так, сразу после скоротечной рабочей поездки Джареда Кушнера в Ирак популярная саудовская газета "Аль-Джазира" опубликовала статью известного журналиста Ясира Хиджази, в которой он приглашал читателей к совместной борьбе против... юдофобии. «В чем причина нашей ненависти к евреям? - вопрошал он. - В том, что они были и остаются врагами не только арабов, а всего человечества? Или в том, что несут в себе самые отрицательные людские качества? Кто вбил нам в голову эти мысли? Может быть, пришло время трезво взглянуть на реальность и перестать винить их во всех своих невзгодах?»

Мимолетное арабское согласие начинается не с взаимного понимания, а с негласных договоренностей. И определяется не глубиной отношений, а по интонации умолчания. Накануне визита в Вашингтон министра обороны Саудовской Аравии Мухаммеда бин Сальмана королевский официоз "Аль-Укат" осторожно сообщил, что слова Корана, осуждающие евреев за их склонности к предательству, обману и стяжательству, относились лишь к определенной "неправильной" группе, жившей в давние времена. И, тем не менее, этот навязчивый стереотип стал неотъемлемой частью арабской культуры. Но для подстраховки, опасаясь, видимо, праведного гнева правоверных, озвучить эту немыслимую "крамолу" поручили женщине. Сахам Аль-Катани и сделала это чисто по-женски. Признавшись, с одной стороны, что верит в "еврейский заговор против арабов", а с другой, - что этот заговор не смог бы так долго просуществовать без арабского невежества.

У каждой головы своя боль. Израиль не признают 17 государств. Более половины из них - арабские. В том числе и Саудовская Аравия с Кувейтом. Связь между ними уже давно переросла в передружбу, так и не достигнув уровня недоотношений. Поэтому трудно не согласится с кувейтским публицистом Юсуфом Абд аль-Карим аль-Зинкави, утверждающим, что главный враг арабов - сами арабы. Ведущий колумнист ежедневной газеты "Аль-Сиясса" - один из немногих, кто открыто призывает арабские и мусульманские страны немедленно признать Израиль и перестать называть его "сионистским образованием". Тем более, что нет такой сферы деятельности, где не использовались бы "вражеские" технологии. Не говоря уже об израильском оружии, которое арабы ежегодно закупают на сотни миллионов долларов. Под якобы американским брендом. И без какой-либо огласки.

Бывают такие мгновения, когда все решают секунды. И длится это годами. На Ближнем Востоке, во всяком случае, где так называемые "умеренные" арабские деспотии, как огня, боятся стремительно усиливающегося Ирана. Самостоятельно противостоять ему они не в состоянии. Поэтому не прочь заручиться поддержкой Израиля. Справедливо полагая, что только он способен обуздать непомерные амбиции Тегерана. Но как только наклевывается правильное решение, тут же срабатывает "синдром скорпиона": кто бы ни был твой благодетель, его непременно надо утопить. И это тот "верблюд", которого никому не переплюнуть. Посему, не гнушаясь, с одной стороны, помощью Израиля, с другой - они делают все для того, чтобы как можно сильней ослабить его. Предъявляя нереальные требования и настаивая на неприемлемых уступках.

И этот культурно-этнический племенной нигилизм - прекрасное удобрение для сионизма. Поскольку, похоже, сама природа арабского мира такова, что законы природы на него действуют не так, как на других: созреть-то он созрел, да так и не прозрел. А посему лучшее средство для избавления от этого идеологического кариеса - как можно быстрей удалить все зубы. Впрочем, в соседском глазу и мыло не помеха. Уже почти никто не вспоминает расхожий штамп времен Насера: "Скажи мне, кто твой враг, и я решу стоит ли иметь с тобой дело". Он умер вместе с панарабизмом, единственным приверженцем которого остается разве что безмозглый сирийский Асад. Об этом напоминает политический обозреватель еще одной кувейтской газеты "Аль-Анба" Салех Аль-Шайджи: «Кто наш враг? Израиль? Но в чем тогда проявляется его враждебность? Он что, оккупировал нашу страну, как Ирак? Нет. Почему же мы относимся к Ираку, как к родному брату, а в Израиле видим своего смертельного врага? Не кажется ли вам, что это старые отголоски все тех же давно обанкротившихся идей панарабизма? И если мы не освободимся от этого панарабского комплекса, то можем легко принять настоящего врага за друга, а искреннего друга за неумолимого врага».

Ничто так не отвлекает араба от праведной жизни, как борьба за выживание. И тут главное - не терять отчаяния. «Мы свыклись с миром, залитым кровью от Мосула до Адена и от Лидии до Ливии, как когда-то свыклись с Европой без евреев или с Руандой без тутси, - пишет Али Саид аль-Муса в катарской "Аль-Ватан". - Свыкнемся в случае чего и с миром без корейцев, обвинив в их геноциде Израиль. Но никогда не признаем, что от самого рождения несем в себе ген разрушения. И он размножается, словно вирус, вызывая неприкрытую ненависть, отчуждение и брезгливое презрение к себе подобным. За последние пять лет междоусобной борьбы в нашем регионе погибло в десятки раз больше мусульман, чем за все войны с Израилем за последние 70 лет. И нет конца этому безумию».

Тем и нетленны восточные деспотии, что на все острые жизненные вопросы отвечает только... эхо. Потому и слишком узок круг тех, кто их задает. И страшно далеки они от народа. Но для израильских "шалом-ахшавников" от политики такие статьи, как бальзам на душу. И переубеждать их в том, что важны не слова, а дела, все равно, что бороться с погодой. Не каждому по плечу трансформировать историю в природу. Видимо, не случайно лучшими эквилибристами пера всегда считались те, кто пишет самые реалистичные мифы. Однако когда из прошлого делают легенду, настоящее превращается в mare's nest. Интегрировать Израиль в распадающийся на глазах Арабский Восток такая же утопия, как привлечь йеменские племена к освоению Антарктиды. Потомки Ишмаэля никогда не уживутся с потомками Яакова. Дональд Трамп этого может и не знать. Но Джаред Кушнер знать просто обязан. Иначе будет постоянно попадать в нелепые ситуации. Вызывая лишь презрение и насмешки.

У всякой закономерности своя изнанка. Практически все антиизраильские кампании инициируют в ООН главные арабские союзники Америки - Египет, Иордания, Катар и Саудовская Аравия. Они плевать хотели как на рекомендации и советы, так и на грозные окрики Белого дома. Именно с их подачи ЮНЕСКО приняла очередную бессмысленную резолюцию о лишении Иерусалима израильского суверенитета. Да еще в тот самый день, когда еврейское государство праздновало 69-ю годовщину независимости. Хотя этот город вообще не упоминается в Коране - ни под именем Аль-Кудс, ни под наиболее распространенным в арабской литературе названием Аль-Макдис. За 13 веков мусульманской оккупации он ни разу не объявлялся столицей халифата. Даже турки предпочли ему заложенный халифом Сулейманом Рамле, сделав его цетром "палестинского" округа. Контролировавшие восточный Иерусалим иорданцы тоже не слишком его жаловали. А нынешнюю площадь у Стены плача, куда пророк Мухаммад якобы прилетел на своем крылатом Бураке, и вовсе превратили в гигантскую мусорную свалку. Да и молятся правоверные, почему-то по-прежнему повернувшись к нему спиной.

От шика до пшика - всего лишь одна буква. Остальное нюансы. От того, что Россия и прочие нигерийцы голосовали за то, чтобы очистить Иерусалим от евреев, Израилю в принципе ни холодно, ни жарко. Он определился со своей столицей, когда их предки еще сидели на деревьях. А если действительно кому и неуютно, то разве что Вашингтону: арабские "друзья" снова самым наглым образом проигнорировали все его увещевания. И теперь у Трампа появился дополнительный стимул для того, чтобы перевести посольство из Тель-Авива в Иерусалим. В противном случае он потеряет к себе всякое уважение. А у Каца, хочется верить, пропадет желание тянуть железнодорожную ветку в арабское никуда. Ибо, как сказал пророк: «Горе (вам), именующие зло добром и добро злом, называющие тьму светом и свет тьмою, считающие горькое сладким и сладкое горьким! » (Йешаягу, 5:20).