Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В то время, как международное сообщество перестало интересоваться палестинцами, и когда даже арабы видят в них обузу, программой израильской верхушки было и осталось создание для них государства

В номере в гостинице в Вене собрались представители иорданцев, палестинцев, саудовцев и израильтян. (прим.перев. - это не начало анекдота) Это была еще одна из встреч, инициируемых европейскими институтами в надежде установить мир в регионе. Но в течение краткого времени выяснилось, что спор идет не между евреями и арабами, а между арабами и арабами. Задолго до теракта на Храмовой Горе спор перешел на попытки Эрдогана протянуть лапы к святому месту. В то время, как иорданец и саудовец осуждали турецкого правителя, представитель ПА славословил его деятельность в пользу аль-Аксы и палестинских беженцев.

Для саудовца, который, как и вся его страна, презирает Эрдогана, это было чересчур, и он ответил нападками на палестинцев и на беды, которые они приносят расшатанному арабскому миру. До той минуты обсуждение велось на английском, чтобы европейские хозяева могли следить за происходящим. Когда спор стал горячим, палестинец перешел на арабский.

"Тебе не стыдно позорить араба публично?" - атаковал он саудовского представителя, осмелившегося нарушить неписанное арабское правило не ставить в неловкое положение араба перед чужими представителями. Саудовец не впечатлился и продолжил поливать палестинца. "Твои беженцы никого не интересуют. У нас есть много других беженцев, поважнее ваших беженцев", - бросил он палестинцу и перечислил миллионы бежавших из Сирии, Ирака, Йемена и других стран вследствие развала арабских государств. "Хотя бы не говори это по английски", - пытался защищаться палестинец и напомнил саудовцу, что палестинцы "хранят Иерусалим и аль-Аксу". - "Что такое Иерусалим? Мекка и Медина - вот святые города", - прояснил саудовец палестинцу исламский порядок приоритетов.

Израильский представитель д-р Дорон Данино слушал и понимал все. Арабский - родной язык. Инцидент, произошедший 4 месяца назад, отражал настоящие отношения между арабами и в значительной степени предвосхищал события Храмовой Горы. "Саудовская Аравия не интересуется Храмовой Горой, а только Меккой и Мединой", - говорит Данино, ставший представителем национально-религиозного лагеря на многих неофициальных беседах, проходящих в странах Европы. По результатам той встречи Данино рассказал мне об интенсивной деятельности Эрдогана поджечь Храмовую Гору и предупреждал, что "аль-Акса - последняя карта палестинцев". Его прогноз был точным. В последних событиях можно было увидеть как Абу-Мазен выжимает каждую каплю из святого лимона.

Из всех бесед, в которых участвовал д-р Данино, ясно, что арабские правительства видят в палестинцах обузу. Только опасение реакции арабской улицы подталкивает королей и президентов говорить в их пользу. "Палестинцы в беде и пытаются ухватиться за все, что может им помочь. Это сближает их с Эрдоганом. Та встреча проходила в мае, вплотную с днем накбы. Но и эта встреча и "день нахсы" прошли незамеченными. Кто говорил о них? Мы говорим о 50-летии Шестидневной войны. Иорданцы играют двойную грязную роль в отношении Храмовой Горы. Если мы успокоим Храмовую Гору, их карты падут", - говорит Данино, который использует любую предоставляемую ему трибуну, чтобы продвинуть право евреев молиться на Храмовой Горе.

Анализ Данино отражает вещи, как они есть. Палестинцы находятся в свободном падении. Европейцы заняты своими проблемами и перестали интересоваться палестинцами; международная помощь соктратилась вдвое; Трамп кричит на Абу-Мазена, сердится на подстрекательство и не произносит словосочетание "палестинское государство"; премьер-министр Индии прибывает в Израиль и не утруждает себя заехать в Рамаллу и т.д. Вопрос, который в начале десятилетия был в центре любой дипломатической беседы, которую вели израильские политики и послы, занимает сейчас считанные минуты на встрече. Иногда вообще не упоминается.

Палестинцы понимают это и переходят к обороне. Они играют в "бункер" против Америки и отказываются разговаривать с посланниками президента. В Африке они предпринимают отчаянную попытку остановить израильское проникновение. После того, как было опубликовано, что президент республики Кабо-Верде (острова Зеленого мыса) дал указание своим представителям в ООН не голосовать против Израиля, палестинцы обратились к Египту и Марокко с просьбой задействовать давление против маленького островного государства. Их усилия не увенчались успехом. И "первую конференцию Израиль-Африка", которая должна состояться осенью в Того, палестинцы пытаются торпедировать. Они играют на горьких воспоминаниях о белом колониализме и пытаются приклеить его к Израилю. Пока безуспешно. Еще один шаг, выглядящий самоубийственным: Абу-Мазен послал на этой неделе горячие приветствия северо-корейскому диктатору по случаю годовщины независимости той страны. Такую глупость палестинцы не делали со времени поддержки Арафатом Саддама Хусейна.

Да, мы можем

Много лет назад, в разгар ословского процесса, Йоси Сарид сказал, вследствие Осло поселенцы начали вести арьергардный бой. Он был прав, но очень высокой ценой и вопреки обычному течению, то арьергардное сражение изменило всю войну. Иерусалим не был разделен и палестинское государство не возникло. Ситуация дошла до того, что "палестинское национальное движение подходит к своему концу", как было написано во влиятельном журнале "Нью-Йоркер".

Эта действительность не скрыта от глаз израильского руководства и подчиняющегося ему бюрократическому аппарату. Еще 3 года назад высокопоставленный представитель МИДа, придерживающийся левых позиций, сказал мне, что палестинцы опоздали на поезд и международный интерес к ним угасает. Если тогда это была осторожная оценка, то сейчас никто в МИДе и в других министерствах не спорит, что это так. Любой израильский представитель, чья должность обязывает его зондировать за границей, чувствует поворот. Но странным образом Израиль не использует это.

В то время, как в международном сообществе уже никто не готов делать ставку на создание палестинского государства, директива МИДа и отдела планирования ЦАХАЛя была и остается создать это государство. И поскольку ЦАХАЛ - суверен в Иудее и Самарии, то эта директива решающая. Не важно, что не было правительственного решения, утверждающего концепцию создания палестинского государства, не важно, что Нетаниягу перестал напоминать Бар-Иланскую речь, и что общественность все более сдвигается вправо. Программой политической и армейской системы было и остается палестинское государство. Это директива Нетаниягу со дня его возвращения к власти (прим.перев. - т.е. с 2009г.), она не изменилась с уходом Обамы и угасанием интереса к палестинцам в мире. В этом вопросе, возможно, Нетаниягу правый, но проводит левую политику.

Есть серьезные причины опасаться, что упущение нами возможности сейчас будет плачем на поколения. Израильтяне и палестинцы более 100 лет соревнуются за внимание и симпатии международного сообщества. Полная победа не достигнута, и обе стороны смогли вернуться на арену из ситуаций, казавшихся полным поражением, - Арафат выбрался из ямы посредством спасительного каната Осло, а израильские правые вырвались из угла, куда были загнаны вследствие ословских соглашений.

Правое правительство, видящее происходящее, должно предпринять действия, которые воспрепятствуют возвращению песчаной палестинской птицы. Путь к этому - дать дипломатической и армейской системам другую дирелтиву. Пусть это будет автономия, конфедерация или провинции (решение, предлагаемое Моти Кейдаром) - изменение начинается изнутри. Нетаниягу будет с нами, по крайней мере, еще 2 года, а Трамп - еще 3. В нынешнем правительстве и нынеахней американской администрации есть достаточно людей, желающих и могущих повернуть руль, принести Израилю благую весть. Как говорил тот, которого ненавидели и Нетаниягу, и Трамп? "Да, мы можем".

("Макор ришон" 18.08.2017)

Перевел Моше Борухович