Каждый год перед Днем Независимости вновь на повестку дня арабского сектора поднимается оксюморон "ваша независимость – это наша накба". Это выражается в десятках митингов протеста, в стремлении увеличить напряженность между арабскими гражданами и государством Израиль.
Каждый год я проваливаюсь в усилии понять использование (которое разрешает государство) термина "накба" для отмечания противодействия возрождению еврейского государства. Противопоставление независимости Израиля и "катастрофы" арабов предназначено вызвать чувство коллективной вины и подорвать легитимацию существования Израиля. Мне кажется, что через 71 год после создания государства и нашей совместной жизни здесь, пришло время, чтобы арабское и еврейское общество критически рассмотрели термин "накба", чтобы понять его последствия для взаимоотношений между нами и на будущее, которое мы хотим видеть здесь.
"Законопроект о накбе", поданный депутатом Алексом Миллером в 2009г., устанавливал тюремное заключение для тех, кто будет отмечать День Независимости как траурный день. Несмотря на правительственную поддержку этой редакции законопроекта, общественное давление привело к смягчению формулировки и отмене уголовного наказания. Все наказание свелось к отмене финансирования тех учреждений, которые будут отмечать "накбу".
Для понимания моего сопротивления использованию термина "накба" я хочу объяснить читателям смысл этого слова: "большая беда". Напрашивающееся логичное поведение в таком случае – прекращение беды, война против нее. Т.е. борьба против существования государства Израиль.
Проблема с этой искаженной логикой усиливается, когда этот термин вбивается в головы арабских старшеклассников на этапе формирования их гражданских ценностей и их политического сознания в государстве Израиль. Отождествление независимости Израиля с арабской бедой подталкивает арабского подростка к действиям по прекращению беды, ликвидирует всякий шанс на формирование сознания лояльности суверену – и вот вам еще одно поколение арабской молодежи, чуждой государству вследствие навязывания идеологии, а не свободного выбора, поколение, слепое по отношению к возможностям, предлагаемым государством, несмотря на то, что оно еврейское и демократическое – а, возможно, именно потому что оно таково.
Такое лишение арабским руководством свободы выбора у целого сектора по пути к интеграции – это настоящая накба, бьющая по арабскому обществу. Потому что именно еврейская мораль защищает арабов так, как ни одно ближневосточное государство не защищало их. Каждый арабский гражданин Израиля знает этот секрет, который является источником нашей спокойной жизни в этой стране, которая может быть чудесной. Я уверен, что все лицемеры, распространять термин "накба", согласятся, что в той же мере можно распространять статистику о зависимости арабского сектора от социальных служб "накбы", а также от демократической власти, при которой арабы живут свободной жизнью.
Я хочу закончить эту статью месседжем, предназначенным выразить мою признательность и любовь к этому государству: я араб и палестинец, любящий Израиль и обязанный ему всем. Я солидаризируюсь со страданиями моих палестинских соплеменников и заинтересован к разрешении конфликта. Настоящая накба моих соплеменников началась с глупости отказа от признания плана раздела от 1947г. – если бы он был принят, то не было бы ни одного палестинского беженца в мире. Любое утверждение о сходстве "катастрофы" палестинского народа или любого другого народа с Холокостом, который пережил еврейский народ, - любое такое сравнение сомнамбулично. Ни одна беда не сравнима масштабно с Катастрофой еврейского народа, и в той мере возрождение ни одного народа не сравнится с Возрождением еврейского народа. У меня нет сомнения, что не только демократия позволила это Возрождение, но и еврейских дух тысяч лет.
Поэтому мой вывод заключается в том, что государство должно запретить законодательно использование преступного термина "накба" – не из пренебрежения к чувствам арабов, попавшим в лагеря беженцев по вине своих лидеров, призвавших их в 1947-8 годах покинуть свои дома, чтобы дать армиям арабских государств уничтожить Израиль. Наоборот – запретить использование этого термина из желания помочь им посредством создания другого отношения к Возрождению Израиля. Если будут евреи, которые увидят в таком запрете ущерб демократии, то пусть предложат альтернативу, которая позволит знакомство арабов с сионизмом и жизнь в качестве национального меньшинства, желающего жить, как вы.
Адв. Айман Абурие – основатель партии Арабский дом
("Макор ришон" 8.05.2019)
Перевел Моше Борухович