Деловой подход Трампа сломал святую парадигму, согласно которой поселения являются преградой для мира
Я пишу эти строки в ночь со среды на четверг. После эйфории в Вашингтоне есть в воздухе витает чувство, что что-то упущено. Обещали немедленную аннексию, правые торжествовали, но сейчас – во время написания этих строк – выясняется, что нет быстрых решений. В государстве "или скандал, или фестиваль" этого достаточно, чтобы уменьшить величину достижения.
Нетаниягу – лидер исторического масштаба, потому что он живет историей. Сама сделка века – это начало реализации идей, выдвинутых им в книге "Место под солнцем". И кроме того у Нетаниягу есть терпение как у бедуина. Он понимает, что главное, а что второстепенное по пути к цели. Строительство и укрепление государства Израиль. Во многих смыслах он гораздо больше продолжатель Бен-Гуриона, чем Бегина.
Что общего между 29 ноября 1947г. и 29 января 2020г.? Как тогда, так и сегодня есть предложение о разделе, вновь мы получаем относительно малую часть из того, что делится (30% Иудеи и Самарии), вновь арабы получают больше.
Вновь мы рады нашей доле, вновь арабы бьют по ведру. Тогда это был план раздела Эрец Исраэль, сегодня это план раздела Иудеи и Самарии. Через 53 года после Шестидневной войны американцы "сменили дискету". От границ Освенцима (как бывший министр ин.дел Израиля Аба Эвен называл границы до 1967г.) мы перешли к совсем другой игре. Нет больше идей Клинтона, нет слов о незаконности поселений, есть суверенитет и есть признание наших прав на Эрец Исраэль. Обама в своей Каирской речи "оправдывал" существование государства Израиль Катастрофой. Это ужасное утверждение предполагает, что Земля Израиля не принадлежит нам по праву. Трамп в своей речи говорил о Библейской стране, о праве еврейского народа на свою историческую Родину.
Невообразимый ранее сценарий: американская администрация признает израильский суверенитет в Иудее и Самарии. Президент США проводит церемонию в присутствии послов арабских государств. Британия, Франция, Египет и Саудовская Аравия приветствуют. Нет больше линий 1967 года, нет "права на возвращение" "палестинских беженцев", нет сухопутной границы между ПА и Иорданией, есть аннексия, есть демилитаризация Газы, есть объединенный Иерусалим. Идея Клинтона мертва. Трамп – бизнесмен. Его подход: тронул – ходи. Не возьмете сегодня – проиграете завтра. Он сломал "святую" парадигму госдепартамента, согласно которой поселения – преграда миру.
Израильские левые пойманы в своей наготе и позоре. Мир приветствует план Трампа, а они пытаются троллить. С одной стороны, они говорят, что Трамп – мегалломан, псих с морковным загаром, что план нереализуем и что нет "невесты" (к сведению сватов – есть две палестинские невесты: одна – ФАТХ, другая - Хамас). Левые также говорят: кто заключает договоры поверх голов партнеров (ответ: так поступили с Германией и Японией после Второй мировой войны). С другой стороны, они саркастически утверждают, что план Трампа левее Осло. Если это в самом деле более левацкий план, чем Осло, то почему левые не ухватываются за него? Возможно, потому что он не предусматривает изгнание евреев? С точки зрения левых, если нет депортации евреев, то план ничего не стоит.
Левые упрекают: вдруг правые согласны на палестинское государство. Так вот: если палестинцы выдержат условия, включающие признание Израиля как национального государства еврейского народа, отказ от "права на возвращение" "палестинских беженцев", отсутствие сухопутной границы с Иорданией, столица – в Абу-Дисе, то они получат замечательную автономию, которую они могут называть хоть межгалактической империей. Между этим и палестинским государством по планам Клинтона, Барака или Ольмерта – огромное расстояние, и это исключает ракетные обстрелы Кфар-Сабы из Калькилии и полицию ПА в Старом городе.
Согласно публикациям, на исходе последней субботы Бени Ганц собирался отвергнуть приглашение Трампа, чтобы не быть статистом на представлении Нетаниягу. В последнюю минуту ему предложили прибыть на отдельную встречу с Трампом. В СМИ и в лагере "только-не-Биби" поспешили отпраздновать маневр Ганца как блестящий шаг. Реальность – иная. Ганц предоставил поддержку большому стратегическому шагу Нетаниягу.
Ганц и его лагерь в политике и в СМИ – жертвы собственной пропаганды. Они обязались участвовать в плане, включающем аннексию по параметрам, которые установил Нетаниягу.
Чтобы понять события этой недели, рекомендуется отойти от левацкой пропаганды ненависти и посмотреть куда на протяжении ведет Нетаниягу в своей политической деятельности, т.е. исходя из предположения, что он действует из соображений посланничества, понять каковы его цели и в свете этих целей взвесить последние события.
Нетаниягу вступил в политику до появления в мире ужасного ословского соглашения, и с тех пор он ведет постоянную войну против концепции Осло, смысл которой – палестинское государство в границах 1967г, что Нетаниягу воспринимает – справедливо – как свидетельство о смерти государства Израиль и сионистской мечты. В течение 25 лет Нетаниягу пытается исправить ущерб Осло.
На протяжение всего своего руководства Нетаниягу проявляет постоянную линию поведения, он готов на точечные уступки, которые бесят его избирателей, но он делает это только для одного – большой стратегии, предотвращающей создание палестинского государства в границах 1967г.
Будучи 8 лет премьер-министром параллельно с президентством Обамы Нетаниягу вел арьергардный бой по палестинскому вопросу и преуспел. В этом арьергардном бою замораживание строительства в поселениях было маневром по защите более крупных израильских интересов.
Еще один пример – это сражение, которое Нетаниягу вел против подхода администрации Обамы к Ирану и его ядерной программе. В этом сражении он не преуспел – ядерная сделка с Ираном тогда была подписана при поддержке израильских левых, среди них – Бени Ганц и Яир Лапид. Но своей упрямой борьбой Нетаниягу подготовил почву в США и в Израиле для выхода США из сделки, произведенного Трампом.
С избранием Трампа Нетаниягу увидел историческую возможность и набросился на нее со всей энергией. На повестке дня стояли 2 вопроса, которые он хотел полностью изменить: Иран и палестинское государство в границах 1967г.
По иранскому вопросу он достиг успеха – администрация Трампа отменила ядерное соглашение с Ираном и возложила на Иран серьезные санкции. Израиль и США находятся сейчас на войне против Ирана, который ушел в глухую защиту. По палестинскому вопросу целью был совместный с США план, который сломает концепцию Осло по отношению к созданию палестинского государства. План века отвечает этим требованиям.
Невозможно предугадать, что произойдет после ближайших выборов, но Нетаниягу действует из чувства посланничества и понимания важности и срочности дела, и было важно представить этот план пока Трамп является президентом.
Аннексия и распространение суверенитета – кто бы мог подумать, что это будут общеупотребляемые и реалистичные термины в Израиле вообще и даже в самой большой левой партии Кахоль-лаван? Важным фактом является то, что Ганц прибыл в Белый дом и предоставил легитимацию со стороны левых этому важному стратегическому шагу Нетаниягу – шагу, предназначенному вытащить Израиль из удавки Осло. Ганц исполнил маленькую роль в большой стратегии Нетаниягу.
31.01.2020
Перевел Яков Халфин