Вот приедет Байден - Байден нас рассудит.
Почти по Некрасову
Этого визита в Израиле ждали. С нетерпением. Если вообще не сказать - с замиранием сердца. И даже подарок приготовили. Президентскую медаль, которой награждают за выдающийся вклад в общественно-политическую и культурную жизнь еврейского государства. Или, на худой конец, за значимые результаты в деле поддержания мира. Повторяю по слогам: ре-зуль-та-ты. И каких же результатов успел добиться Джо Байден? Точно таких, как Барак Обама, тоже получивший авансом Нобелевскую премию мира. За так сказать горячее желание чего-то там добиться.
Это почему-то очень огорчило главного сиониста Америки Мортона Кляйна. Так огорчило, что он чуть ли не в категоричной форме потребовал от Яира Лапида и Ицхака Герцога отменить церемонию награждения. Утверждая, что Сонный Джо никогда не был и не будет искренним другом Израиля. Ведь это именно он назначил своим ближневосточным спецпосланником Хади Амра, которого все еще "вдохновляет интифада". А теперь и сам похваляется тем, что настоял, чтобы немедленно выделить "палестинцам" полмиллиарда долларов. Прекрасно понимая, что добрая половина из этих средств пойдет на содержание террористов и членов их семей. Включая и тех, на чьей совести убийства и американских граждан.
Можно понять и в какой-то степени разделить негодование президента Сионистской организации. Но только где был тот же Кляйн, когда этой медалью награждали Билла Клинтона и Обаму Барака? И почему в этом списке нашлось место Генри Киссинджеру, но не нашлось Дональду Трампу? Впрочем, в таких случаях лучше не задавать вопросов. Ведь жизнь напоминает эхо: с чем выйдешь в свет, то и получишь в ответ. А у евреев есть один маленький недостаток: они вечно хотят изменить мир, забывая, что сначала неплохо бы измениться самим.
Что ж, каждый смотрит на вещи так, как ему выгодно. Вот и Рональд Лаудер - президент Всемирного еврейского конгресса - вдруг увидел "прекрасную возможность". И в чем бы вы думали? В решении "одного из самый затяжных исторических конфликтов". Для этого, по его мнению, надо просто разработать новый план Маршалла. Специально для "палестинцев". Поднял же Трумэн лежавшую в руинах Западную Европу. Всего за четыре года и при каких-то нынешних 85 миллиардах. Теперь, по его рассчетам, и треть этой суммы с избытком бы хватило. Осталось подсчитать срок. Не освоения, то бишь присвоения средств, а вывода экономики из слишком уж затянувшегося кризиса. Но у миллиардера свое сугубо узкое видение мира. В основном сквозь призму денег. С его точки зрения, может, это и ключ к проблеме. Только не палестинской. Если б она решалась исключительно за наличные, то давно превратилась бы в элементарные расходы.
Подход, что ни говори, чисто еврейский подход. Правда, несколько запоздалый. Нечто подобное, помнится, уже предлагал Трамп. Причем речь шла о 50 миллиардах. И не из американской казны, а из мошны богатых нефтедобывающих арабских стран. И если можно было бы перевести эту политическую "партию" на шахматный язык, то наверняка родился бы еще тот шедевр. Но с карточными шулерами в шахматы не играют. Вот и получился облом: аббасовская клика от "подачки" отказалась. Мол, принципами не торгуем. Хотя проценты и с несостоявшихся сделок берем. Неужели Лаудер настолько наивен, что не видит разницы между рамалльскими "страдальцами" и арабскими государственниками? Хотя, где они, эти государственники?
И все-таки в чем же фишка? Хотите самый короткий ближневосточный анекдот? Сингапур в Газе. Смешно? Скорее грустно. Потому что Газа действительно могла бы стать вторым Сингапуром. Если бы ее населяли китайцы. А еще лучше - евреи, которых безжалостно изгнали отсюда в 1948 году. У истории нет сослагательного наклонения. И, тем не менее, в судьбах этих двух азиатских анклавов слишком уж много общего. Сингапур обрел независимость в 1965 году, отделившись от Малайзии. Этот малопригодный для жизни клочок земли площадью в 733 квадратных километра, окруженный недружелюбно настроенными соседями, испытывал нужду не только в питьевой воде, но даже в простом песке, который тоже приходилось импортировать. С чего начала молодая страна? С образования. Оно и стало фундаментом "сингапурского экономического чуда". Сейчас валовый внутренний продукт города-государства выше малайзийского - около 400 миллиардов долларов.
А что сектор Газа, который перешел под израильское крыло в результате Шестидневной войн? Его площадь в два раза меньше сингапурской. Как, впрочем, и население. До 1967 года это был захолустный египетский уголок, откуда постоянно совершались террористические атаки и набеги на приграничные кибуцы. Кардинальные изменения стали возможны только после благотворной еврейской "оккупации". Благодаря израильским инвестициям и инновациям буквально на глазах рацвело сельское хозяйство. Молодежь получила доступ к образованию, включая и высшее. Начался строительный бум. Сегодняшняя Газа с ее шестисоттысячным населением по красоте и комфорту не уступает лучшим городам Средиземноморья. Но это всего лишь парадный фасад. Сказка кончилась в 2005 году, когда волевым решением Ариэля Шарона из Газы были эвакуированы все проживавшие там евреи. Два года спустя власть в секторе захватил ХАМАС. И с тех пор успел трижды развязать войну. А чем может сейчас похвалиться этот благодатный край? Разве что безработицей да нищетой.
Но погодите. Газа - это же ведь неотъемлемая часть палестинской автономии, претендующей на независимость. При чем тут тогда ХАМАС? И вообще где голова, а где хвост? Слушая сказки, не задавайте лишних вопросов. Кому нужна самостийная Палестина? Всем, если верить страстным речам демагогов от политики. И никому, когда дело доходит до дела. Иначе какой смысл поддерживать два центра власти, которые к тому же терпеть друг друга не могут и тяготеют к разным полюсам? Формально предпочтение отдается Махмуду Аббасу, но фактически главную скрипку играет Исмаил Хание. Как показал последний опрос, проведенный Палестинским центром политических и обзорных исследований (PCPSR), если бы президентские выборы состоялись сегодня, то он победил бы с разгромным счетом. И вовсе не потому, что обладает какими-то уникальными способностями. Просто престарелый Аббас настолько всем осточертел, что от него готовы избавиться аж три четверти избирателей.
И что? Почему никто не стоит на ушах? Когда живешь в бедности и бесправии, ничего не умеешь и не хочешь уметь, то поневоле пойдешь на любые уловки, чтобы хоть как-то себя обелить. А еще лучше - вообще списать вину на других. Тем более, если этому охотно верят. Это во времена Линкольна нельзя было постоянно дурачить всех одними и теми же трюками. Теперь же в политику идут сплошь дальтоники. И с их легкой руки палестинская автономия превратилась в крупнейшую в мире прачечную по отмыванию денег. Иногда кажется, что без чека или чемодана наличных туда вообще никто не приезжает. Этого негласного правила пришлось придерживаться и Джо Байдену, пообещавшему добавить к уже объявленной сумме финансовой помощи еще сто миллионов. На содержание медицинских учреждений. От дара, понятно, не отказались. Но и приняли его с явным пренебрежением. Дескать, мы в ваших пропитанных кровью долларах особо и не нуждаемся, но если вы очень настаиваете, то так уж и быть - возьмем.
Этот незамысловатый жульнический ритуал продолжается на протяжении последних тридцати лет. С обязательным упоминанием двух государств для двух народов. И неделимым Иерусалимом, который каждая сторона считает своей столицей. С той лишь разницей, что претендующие на нее самозванцы открыто превратили свою тяжбу в прибыльный бизнес. Этого-то как раз и не хотят видеть те, кто беззастенчиво паразитирует на миротворческом поприще. Самозабвенно пытаясь развязать самими же затянутый палестино-израильский узел, они напрочь игнорируют неразрешимые внутрипалестинские противоречия. Усугубляя тем самым застарелые разногласия, которые опять же пытаются сгладить деньгами. Ибо какими бы сладкими ни были речи, варенья из них не сваришь. Это понял еще Ясер Арафат, который увидел в политическом хамелеонстве фактически неограниченные возможности по контролю денежных потоков, что позволило ему в кратчайшие сроки создать собственную многомиллиардную империю. Без каких-либо там государственных заморочек и прочего общественно-политического геморроя.
По тому же пути пошел и Абу-Мазен. Пойдет и его преемник. У него просто не будет другого выхода. Можно сшить одеяло из лоскутков, но ковром оно не станет. Никому еще не удавалось собрать стадо из кошек. Но желающих осуществить эту квадратуру круга не убавилось. Только кому охота взваливать на себя заранее неподъемную обузу? Ведь государство - не только некое географическое пространство или общность людей, но еще и огромная ответственность. Тяжелый каждодневный труд. Без отдачи. И без щедрых финансовых вливаний. Кому-кому, а "палестинцам", давным-давно вошедшим в роль несчастных беженцев, это точно и даром не надо. Полностью развращенные неиссякаемыми евродолларовыми подачками, они если б и хотели, то не смогли бы напряженно работать. Да и чего из шкуры вон лезть, когда до уровня жизни хотя бы израильских арабов им все равно никогда не подняться? Оттого и ненавистен Израиль, что вечно маячит немым укором перед глазами своих агрессивных соседей. Обидно жить плохо, но еще горше сознавать, что можно, оказывается, жить и хорошо.
Чтобы спасти народ, самое, наверное, разумное просто пожертвовать своими вождями. Палестинский политический ландшафт меняется гораздо быстрей, чем того бы хотелось. Причем не в лучшую сторону. И этот процесс мог бы вообще принять необратимый характер, если бы не Израиль, который не позволяет хамасовцам и прочим "народнофронтовцам" прибрать к рукам Рамаллу. «Они берут под контроль муниципальные советы, профсоюзы и университеты», - сетует бывший шеф палестинской разведки Тауфик Тирави. Тот самый, который вслед за муфтием "всея Палестины" Мухаммедом Хусейном убеждал саудовцев, что "Иисус был палестинцем и первым исламским мучеником". Но не зря говорят: не падай к ногам, и тебе не наступят на голову. Аравийцы - люди хоть и простые, но жёсткие. Их байками не проймешь. И когда Аббас хотел было в очередной раз пожаловаться королю Салману на "братьев из ХАМАСа", обвинив их в подготовке путча, позвонить ему милостиво разрешили, а вот в личной встрече решительно отказали.
Возможно, опасения Аббаса и не лишены оснований. Его службы безопасности все чаще находят схроны с оружием. Наиболее крупный недавно обезвредили в районе города Бейтуния. А теперь выявилась еще одна напасть - террористические тоннели, в которых помимо военной амуниции и взрывчатки обнаружены карты и подробные инструкции для потенциальных боевиков. И не где-нибудь, а чуть ли не в самой Рамалле. Кому они предназначены, догадаться нетрудно, учитывая, что в многочисленных молодежных лагерях не только интенсивно промывают мозги, но и учат обращаться со взрывчатыми веществами. Найти противоядие силовики пока не сумели (или не захотели?), а обратиться за помощью к израильским коллегам не пожелали.
И это наводит на подозрение, что столь кипучая антихамасовская истерия на самом деле не более чем политический трюк, специально приуроченный к визиту Джо Байдена. Ведь те же тоннели никто и в глаза не видел. К ним даже местных репортеров не допустили. И потом, где хоть один арестованный участник антиправительственного заговора? Почему о нем и слыхом не слыхивали ни в Аммане, ни в Каире? И наконец, что это за такая тайна, о которой не знает даже Бени Ганц, с глазу на глаз встречавшийся с Абу-Мазеном? Зато не успел он вернуться в Иерусалим, как с совершенно чудовищным обвинением выступил Мохаммад Штайе, заявив, что "Израиль использует трупы палестинцев для медицинских экпериментов в научных университетских лабораториях".
Удивляет не сам по себе этот очередной кровавый навет (сколько мы их уже слышали?), а то, что его озвучил не кто-нибудь, а премьер-министр. Человек, отвечающий за работу кабинета министров, и, стало быть, за процветание автономии и ее жителей. Прежде всего, экономическое. Но странное дело: Штайе занимается всем чем угодно, но только не своими прямыми обязанностями. К тому же, выяснилось, что он полный профан и в истории, хотя мнит себя большим ее знатоком. Особенно любит рассказывать титулованным гостям о том, что, несмотря на бесконечные археологические раскопки, Израилю так и не удалось доказать своей исторической связи с Иерусалимом и уж тем более найти следы существования Соломонова Храма. И посему настало время "прекратить 55-летнюю оккупацию палестинской столицы".
Тут он, конечно, явно лукавит. Ибо царь Давид завоевал Иерусалим еще три с лишним тысячи лет назад. Но повел себя как порядочный еврей, а не завоеватель, купив у йевусея Аравны место для жертвоприношений. Дабы остановить постигшую народ эпидемию. И вовсе не за 60 гульденов, как остров Манхэттен. Но поскольку речь идет о горе Мория, то она могла принадлежать только богатому и знатному человеку. В переводе с йевусейского "аравна" означает царь. Следовательно, купил не у абы кого, а у царя. К тому же, поверженного. На этой горе, названной впоследствии Храмовой, стояли два Храма. В общей сложности 830 лет. Кстати, по мнению Исаака Ньютона, Первый Храм стал прототипом всех храмов мира. Он вообще считал его моделью Вселенной, носителем сокровенных тайн мироздания, закодированных в самом строении, изучая детали которого можно приблизиться к их разгадке.
Для многих из нас Ньютон - великий ученый, заложивший основу классической физики. Однако не чужд он был и еврейской мистики. Всерьез увлекался каббалой. И живо интересовался книгами пророков, ничуть не сомневаясь в том, что их тексты тоже нуждаются в расшифровке. Именно в них - ключи от будущего. Да и сам, как выяснилось, не прочь был заглянуть за завесу этого самого будущего. О чем свидетельствуют рукописи, хранящиеся в Национальной библиотеке при Еврейском университете в Иерусалиме. В частности, он утверждал на основе своих расчетов, что в 1880-х годах евреи начнут возвращаться на землю предков. И не ошибся! Но еще невероятней его предсказание, что в 1940-х годах "после какого-то страшного катаклизма, в результате которого погибнут миллионы людей", на земле Израиля возродится еврейское государство.
А теперь подходит черед еще одного его "видения". Оно касается мечети Масджид Куббат ас-Сахра, которая больше известна как Купол Скалы. Она была возведена на том же месте, где располагалась Святая святых Иерусалимского Храма. Дабы еще сильней унизить евреев. К концу нынешнго года исполняется 1335 лет со времени начала ее строительства. И, согласно Ньютону, который в свою очередь ссылался на пророчества Даниила, это завершающий срок исламского владычества над Храмовой горой - "пупа" мироздания, отвечающего за всеобщую гармонию. Что ж, как говорится, пожуем - увидим. Однако интрига, мне кажется, все-таки в другом. Мир вошел в период глобальных перемен. Независимо от того, желаем мы того или нет. Так стоит ли нервничать? За это все-равно не заплатят. А кому нечего делать или наоборот чешутся руки, самое время взяться за благие дела. Но только как можно дальше от Ближнего Востока, где в чести верблюды, а не коты.