Maof

Sunday
Aug 07th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
«Поскольку признается историческая связь между еврейским народом и Землей Израиля, это является основанием для возобновления строительства национального очага на этой земле» (Из введения к документу о британском мандате). Центр стратегических исследований Ариэль. http://www.nfc.co.il/archive/003-D-2711-00.html?tag=9-17-06  (Опубликовано на сате журналиста Йоава Ицхака "Новости первого класса")

Начало – мандат на Землю Израиля  «современному» государству
Целью этой статьи является представить в максимально сокращенном виде, но с необходимой ясностью и точностью, юридические права и суверенитет еврейского народа на Землю Израиля (на Палестину) с точки зрения международного права. Эти права были международно признаны в контексте глобального политического и юридического соглашения, принятого во время Первой Мировой войны и сразу после ее окончания в 1919-1923 годах. В контексте развала Оттоманской империи эти соглашения учитывали национальные требования сионистов, арабского движения, курдов, ассирийцев и армян. По этим соглашениям, в рамках которых арабы получили большую часть стран, которые до этого были под оттоманским суверенитетом, вся Земля Израиля по обе стороны от Иордана отводилась для строительства еврейского национального очага и будущего независимого государства. В соответствии с соглашением, достигнутым первоначально между Британией, Францией, Италией и Японией, никакая часть бывшей турецкой территории не будет аннексирована ни одной из этих держав, как планировалось ранее в подписанном 9 – 16 мая 1916 года секретном договоре Сайкса – Пико. Вместо этого было решено, что указанные территории вместе с народами, для которых они предназначены, будут переданы под мандат и будут управляться одной из прогрессивных наций до тех пор, пока не будут готовы к самостоятельному управлению. Мандатное управление было создано в соответствие с п.22 устава Лиги Наций, являясь одним из пунктов Версальского договора и других сопутствующих договоров, подписанных с побежденными странами – Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией. Устав Лиги Наций был идеей президента США Вудро Вильсона и был принят в числе его «14 пунктов» 8 января 1918 года. П.22 был детищем Яна Кристиана Сматса, изложившего детали в так называемом меморандуме Сматса, официально принятом «комиссией десяти» 30 января 1919 года. В означенном решении было установлено, что Эрец-Исраэль будет одним из подмандатных государств, как было заявлено ранее в Декларации Бальфура.
Официальное провозглашение подмандатного государства произошло на мирной конференции в Сан-Ремо, на которой Декларации Бальфура была подтверждена высшим советом стран-победительниц в качестве основы будущего управления Палестиной, с этого момента признававшейся национальным очагом еврейского народа.
Таким образом, обновление юридических прав еврейского народа на Землю Израиля произошло вместе с обьявлением Палестины подмандатной областью, поскольку мандат предоставлялся исключительно для «обновленного строительства» древней Иудеи и осуществления Декларации Бальфура и общих рекомендаций п.22 устава Лиги Наций. Следовательно земля Израиля с самого начала была еврейской страной, а страна, осуществляющая мандат или гарант, действующая в качестве направляющего, должна была вести ее к самостоятельности и предпринимать политические, административные и экономические шаги для восстановления еврейского национального очага. Принципиальным средством решения этой задачи должно было стать всяческое поощрение еврейской репатриации, репатриации, долженствующей привести к превращению земли Израиля в самостоятельное еврейское государство не только с юридической точки зрения, но и с демографической и культурной.

Британский мандат юридически обязывался обеспечить создание национального еврейского очага (еврейское государство) на земле Израиля
Основные характеристики планируемого суверенного государства были описаны в трех документах, которые можно считать основными документами подмандатной Эрец-Исраэль и, в конечном итоге, государства Израиль:
- Решение конференции в Сан-Ремо от 25 апреля 1920 года
- Мандат на землю Израиля, предоставленный Великобритании странами-победительницами и утверденный Лигой Наций 24 июля 1922 года
- Конвенция о британско-француских границах от 23 декабря 1920 года
Три этих основных документа дополнил англо-американский договор от 3 декабря 1923 года по вопросу о мандате на Палестину.
Важно помнить, что вышеозначенные документы демонстрируют международное признание юридических прав еврейского народа на Палестину (Землю Израиля) в соответствии с международным правом. Это особенно важно в свете распространенного заблуждения о том, что известное решение ООН от 29 ноября 1949 года о разделе Палестины было отправной точкой создания еврейского государства. Если быть до конца точным, то это решение незаконным образом аннулировало юридическое право еврейского народа на суверинитет на всю территорию Палестины.
Решение конференции в Сан-Ремо превратило Декларацию Бальфура от 2 ноября 1917 года из простой политической декларации, поддерживающей сионистские устремления, в обязательный для исполнения международный юридический документ, предписывающий Британии осуществить строительство еврейского государства в тесном контакте с еврейским народом. В соответствие с Декларацией Бальфура, Британия лишь обещала «действовать настолько насколько в ее силах для облегчения» строительства еврейского государства на земле Израиля. Тогда как решение Сан-Ремо  от 24-25 апреля 1920 года, единогласно принятое крупнейшими державами, накладывало на Британию ответственность и юридическую обязанность провести в жизнь Декларацию Бальфура. Правительство Британии приняло на себя это обязательство с воодушевлением, так как во время составления Декларации Бальфура и конференции в Сан-Ремо Земля Израиля считалась важным стратегическим регионом, в котором находится перекрестье важных международных магистралей. Поэтому протекторат над этой территорией считался важным моментом в обеспечении стратегических международных интересов Англии, которые в то время простирались от Египта до Индии. Англия опасалась, что какая-либо другая мировая держава, в особенности Франция или Германия, получит плацдарм в районе Суэцкого канала.
На заседании Британского правительства 31 октября 1917 года, утвердившего Декларацию Бальфура, было введено определение «еврейского национального очага». Это определение соответствовало первоначальному смыслу, которое оно получило в качестве «Базельской программы» на первом учредительном сионистском конгрессе в 1987 году и смыслу, влагаемому в него Теодором Герцлем, основателем сионистского движения. Слово «очаг(дом)», появляющееся в Декларации Бальфура, а затем в решении Сан-Ремо, являлось не более чем эвфемизмом, подразумевающим страну и призваным не возбуждать излишнего сопротивления со стороны Оттоманской империи во времена, когда Земля Израиля входила в ее состав. Для участников Базельской конференции, как и для составителей Декларации Бальфура не было никакого сомнения по поводу смысла, вкладываемого в значение этого слова и оно лишь усиливалось присоединением определения "национальный" к слову «дом-очаг». К сожалению, поскольку не было впрямую заявлено о «государстве» и о том, что это  является смыслом понятия «национальный очаг», это предоставило козыри всем тем, кто намеревался предотвратить создание суверенного еврейского государства или предпочитал рассматривать еврейский "очаг" только в культурном плане.
Так же и понятие «земля Израиля», включенное в Декларацию Бальфура, ставшее поводом для горячих споров, имело в ввиду землю Израиля по обе стороны от Иордана. Абсурдным было допускать, что для национального еврейского очага предполагалось предоставить лишь часть земли Израиля на том основании, что и национальный очаг и Палестина были созданы параллельно и их названия были взаимозаменяемы, в то время как понятие «земля Израиля» указывает на географическое место, предоставленное для еврейского народа.  Если бы под «Землей Израиля» подразумевалась разделенная территория, это получило бы свое недвусмысленное отражение в Декларации Бальфура во время ее составления или утверждения странами-участницами. Ничто не указывает на такое толкование проблемы во время подписания Декларации.

Незаконность разделения земли Израиля
Итак, нет никакого юридического или фактического основания считать, что понятие «Земля Израиля» ограничило национальный еврейский очаг только частью этой земли. Более того эти два понятия являются синонимами, как явствует  из их использования во второй части Декларации Бальфура,  определяющей статус нееврейских этносов, проживающих на «земле Израиля». Аналогичные свидетельства можно найти и в постановлении о мандате и приложениях к нему.
Решение конференция в Сан-Ремо по Эрец-Исраэль объединило Декларацию Бальфура с п.22 Устава Лиги Наций. Смысл этого в том, что вышеуказанный пункт был полностью применим к еврейскому народу, который будет строить свой национальный очаг на земле Израиля. Не было никаких намерений применять этото пункт к израильским арабам в противоположность ложным выводам, к которым пришла государственная следственная комиссия по Земле Израиля, которая основывалась на п.22 как на юридическом обосновании разделения земли Израиля, используя различные объяснения.
Доказательство того, что п.22 распространяется на еврейский народ, включая всех тех, кто лишь в будущем мог прибыть на Землю Израиля, можно найти в меморандуме Сматса, превратившемся впоследствии в п.22. Этот документ упоминает Землю Израиля в качестве одной из стран, к которым он имеет приложение. Не было никакого сомнения, что когда Эрец-Исраль включалась в п.22, она связывалась лишь с национальным домом для еврейского народа. В то время ни у кого, включая представителей арабского национального движения, не было никакого сомнения в том, что земля Израиля предназначена только для еврейского национального очага. Это следует из договора между эмиром Фейсалом и доктором Хаимом Вейцманом от 3 января 1919 года и из письма эмира от 3 марта 1919 года к Феликсу Франкфуртеру, в будущем члену Верховного Суда США. Предложения сионистов, представленные Вейцманом и Нахумом Соколовым «комиссии десяти» на мирной конференции в Париже 27 апреля 1919 года, конференции, призвавшей к развитию Земли Израиля в качестве еврейского государства в широких границах, определены эмиром Фейсалом как «допустимые и желательные». Аргумент, который впоследствии приводился арабскими лидерами о том, что Декларация Бальфура и мандат не соотносятся с п.22 Устава Лиги Наций, не имеет по собой никакой почвы, посколько источник п.22 – меморандум Сматса - прямым образом указывал на Землю Израиля в качестве обьекта приложения этого пункта.
Решения конференции Сан-Ремо по поводу земли Израиля стали пунктом 95 декларации Севра, которые предназначались для юридического оформления завершение войны с Турцией. Несмотря на то, что эта декларация не была принята правительством Камаля Ататюрка, она осталась полноценным международным документом, являясь частью введения в документ о мандате на Землю Израиля и была утверждена 52 странами. Решения конференции в Сан-Ремо – это основание документов о мандате. Это первый обязывающий юридический документ в истории создания Израиля, являющийся венцом достижений сионизма. Этот документ упоминается, и заслуженно, как «Магна Карта» (Великая хартия) еврейского народа. Он – самое лучшее доказательство, соответствующее международной юрисдикции, принадлежности Палестины, всей Земли Израиля только еврейскому народу.

Фальсификация Британией международных обязательств по мандату
Мандат на Палестину являлся продолжением Декларации Бальфура, п.22 Устава Лиги Наций и решений мирной конференции в Сан-Ремо. Эти четыре документа явились юридическим фундаментом независимого еврейского государства. В Декларации Бальфура в конспективном виде представлены цели образования еврейского государства, решения Сан-Ремо придали этим тезисам статус международного документа, а мандат снабдил эту юридическую конструкцию перечнем средств достижения цели. Как засвидетельствовано выше, основной обязаностью Британии в качестве страны, осуществляющей мандат, должно было быть «обеспечение политических, административных и экономических условий, которые обеспечили бы создание еврейского национального очага» (п.2 договора о мандате). Все 28 пунктов договора были направлены на эту цель, и среди них и такие, которые не упоминают впрямую национальный еврейский очаг. Мандат обновил и обосновал  «право на возвращение» еврейского народа в Землю Израиля и право на поселение во всех ее частях для воссоздания предвещенного еврейского государства.
Договор на мандат создал договорные обязательства со стороны Британии по отношению к странам, передавшим ей мандат. Была установлено, что Совет Лиги Наций будет следить за точным соблюдением Британии пунктов договора о мандате. Сам мандат был составлен в форме документа, исходящего от Лиги Наций, а не в качестве одного из пуктов мирного договора с Турцией, как планировалось в начале. Страна, осуществляющая мандат обязывалась подавать в комиссию годичный отчет о проделанной работе и о выполнении ею обязательств по мандату. Это требование также усиливало отношения обязательства между Британией и странами Лиги Наций.
Первый проект договора о мандате был написан Сионистской организации и представлен британской делегации на Парижской мирной конференции в 1919 году. Содержание и стиль были определены Сионистской организацией. Британская делегация на мирную конференцию подготовила свой проект, и в последствии обе стороны кооперировались в выработке окончательной редакции документа.
Эта кооперация, плодотворно действовавшая в то время, когда министром иностранных дел был сэр Артур Джеймс Бальфур, прекратилась тогда, когда сменивший его 24 октября 1919г. на этом посту его сменил лорд Керзон, взял в марте 1920г. под свой полный контроль выработку документа о мандате. Он отстранил Сионистскую организацию от непосредственного участия в составлении документа, но дал возможность Хаиму Вейцману, тогдашнему председателю Сионистской организации, быть в курсе последних изменений и вносить свои предложения. Изменения, внесенные лордом Керзоном приуменьшили ярко выраженный еврейский характер договора о мандате, но не смогли полностью отменить главную цель – создание еврейского государства. Участие Сионистской организации в редактировании документа о мандате подтвердило, что еврейский народ – единственный обладатель прав, содержащихся в этом документе. До представления документа на утверждение комиссии Лиги Наций 6 Декабря 1920 года не была запрошена ни одна арабская страна или организация для консультаций по поводу мандата. Вместе с тем все «гражданские и религиозные права всех общин, населяющих Землю Израиля, обеспечиваются, невзирая на расу или религию» (п.2). Права арабов, как личности так и общины, но не народа, были обеспечены таким образом с юридической точки зрения. Кроме того на страну, осущестляющую мандат, возлагалась обязанность предотвращать экономическую дискриминацию «остальной части населения», могущую возникнуть в результате предполагаемого роста еврейского населения (п.6).

Вклад Франции в искажение границ еврейского государства
Первоначально предполагалось, что документ о мандате определит также и границы еврейского государства, но оказалось, что это может сильно осложнить процесс из-за споров с Францией о северных и северо-восточных границах Израиля с Сирией. Было решено, что границы будут определены в отдельном документе, и это было сделано в «Британско-французском соглашении о границах» 23 декабря 1920 года. Эти границы были установлены в соответствии с формулой, предложенной премьер-министром Британии Дэвидом Ллойд-Джорджем во время его встречи со своим французским коллегой Жоржем Клеменсо 1 декабря 1918 года. Они определили Землю Израиля, как пространство "от Дана и Беэр-Шевы". Это означало, что эти границы будут включать земли, занимаемые двенадцатью коленами израилевыми в период первого Храма и охватывать историческую Землю Израиля по обе стороны Иордана. Само использование термина «от Дана до Беэр-Шевы» недвусмысленно намекало на воссоздание Земли Израиля в качестве еврейского государства. Хотя конференция Сан-Ремо и не определила однозначно границ будущего государтва, но между учасвующими сторонами было полное понимание, что они будут установлены в соответствии с вышеозначеной схемой. Однако после конференции в Сан-Ремо, когда начались переговоры по границам Франция стала настаивать – в противоречие закону – чтобы северная граница была проложена по «линии Сайкса-Пико», к тому времени ушедшей в прошлое, и эти требования сопровождались традиционными французскими всплесками антисемитизма и антисионизма. Все же французы согласились расширить северные границы, чтобы они включали Галилею, но не водные источники Литани и территории, примыкающие к реке. В результате от территории национального еврейского дома были отрезаны части на севере и северо-востоке. Это «соглашение о границах» 1920 года было впоследствие дополнено англо-французским договором (от 3 февраля 1922 года) во всем что касается границы земли Израиля с Сирией. Этот договор вступил в силу 10 марта 1923 года. В соответствие с этим договором из пределов Израиля были выведены – в противоречие закону – части Голанских высот, которые прежде входили в состав подконтрольной британскому мандату территории по договору 1920 года в обмен на включение всего озера Кинерет в пределы Израиля и были сделаны другие незначительные изменения.У представителей Англии и Франции, участвовавших в переговорах не было никакого юридического права разделять или отнимать какие-либо территории из Эрец-Исраэль, а лишь подтвердить, что все территории включены. Они не могли менять одну часть Эрец-Исраэль на другую, поскольку это противоречило формуле Ллойд-Джорджа, утвержденной на конференции Сан-Ремо.

Американское вмешательство прокладывает дорогу «Белой книге»
Решения 1920 года включали в пределы Израиля и земли с востока от Иордана, но неожиданное вмешательство в последний момент Соединеных Штатов Америки оттянуло утверждение уже готового договора о мандате. Так Уинстону Черчиллю, новому министру по делам колоний предоставилась возможность изменить характер мандата: сначала с помощью введения нового пункта 25, позволявшего временное административное отделение восточного берега Иордана от западного, а затем переопределением понятия «национальный еврейский дом» таким образом, что можно было трактовать не в качестве независимого еврейского государства, а в виде культурного и духовного центра еврейского народа. Эти далеко идущие изменения, официально объявленные Черчиллем в "Белой книге" 3 июня 1923 года, нанесли непоправимый вред документу о мандате. Начиная с этого момента англичане ни разу не отклонились от этой ложной интерпретации понятия «национальный еврейский дом», которая похоронила любую надежду на независимое еврейское государство.