Председатель ПА Махмуд Аббас заявил недавно о намерении попросить о признании "палестинского государства" на генеральной ассамблее ООН, но в свете прошлогоднего провала ПА быть принятой в качестве члена ООН не ясно, что выйдет из нынешней просьбы.
В верхушке ПА спрашивают, соответствует ли сейчас палестинским интересам инициатива поднять статус ПА от "наблюдателя, не имеющего статус государства" до "наблюдателя-государства, не являющегося членом ООН". Месяц назад ответственный за иностранные дела в ПА Риад аль-Малики сказал, что палестинцы замораживают свою деятельность в этом вопросе.
Не ясно, чего "палестинцы" на деле достигнут от этого процесса, который продвигают Абу Аббас и Саиб Арикат, особенно в свете того, что, возможно, им придется заплатить за это, если американский Конгресс решит из-за этого прекратить американскую помощь ПА.
С точки зрения арабских жителей Иудеи и Самарии, техническое изменение определения палестинской делегации в ООН не приведет к изменению их положения и Хамас, без сомнения, использует это, чтобы посмеяться над Абу-Мазеном за его "успех".
Надо подчеркнуть, что, с юридической точки зрения, изменение статуса представительства с "наблюдателя" до "государства-наблюдателя, не являющегося членом ООН" не приводит к созданию государства. Новые государства, как, например, Косово или Южный Судан, возникли после того, как их руководители объявили о независимости, доказали способность управлять контролируемой ими территорией с поддерживающим их населением и после официального признания их независимости несколькими государствами обратились в ООН для принятия в эту организацию.
16 мая 2011г. Абу Мазен опубликовал статью в газете "Нью Йорк Таймс", в которой пытался объяснить, что побуждает его просить признания "Палестины" государством-членом ООН. Он раскрыл карты, сказав, что его цель - привести к "интернационализации конфликта юридически, а не только политически", и основываясь на этом, подавать иски против Израиля в международные суды.
"Палестинцы" приняли эту стратегию еще в январе 2009г. - в конце каденции правительства Ольмерта - когда ответственный за юриспруденцию в ПА передал прокурору Международного уголовного суда декларацию о признании юридических полномочий этого суда в "пределах Палестины". Эта декларация была сделана в рамках процедуры, которой могут пользоваться только государства, просящие вмешательства Международного суда, и поэтому прокурор Международного уголовного суда должен был решить отвечает ли ПА определению государства. Кроме того, ответственный за юриспруденцию в ПА не определил границы "Палестины".
После 3 лет размышлений постановил прокурор в апреле этого года, что у него нет полномочий решить этот вопрос, это может сделать руководство ООН, которое должно провести для этого консультации с различными международными органами, вроде генеральной ассамблеи ООН.
Палестинцы надеются, что изменение статуса ПА на генеральной ассамблее предоставит им право подавать иски в Международный уголовный суд, но будет ошибкой с их стороны полагать, что это право будет дано им автоматически. На прошлой неделе генсек ООН Пан Ги Мун сказал, что "процесс принятия палестинцев в ООН должен быть следствием соглашений, которые будут достигнуты в рамках мирного процесса на Ближнем Востоке".
Более того, палестинская инициатива в отношении Международного уголовного суда может обернуться обоюдоострым мечом. Поскольку ПА просит права подавать иски в качестве государства, включающего территорию сектора Газы, то ПА будет ответственна за ракетные обстрелы оттуда.
Абу Мазен и его ближайшие советники, как видно, озабочены израильским определением "Западного берега" как спорных территорий, на которые у Израиля есть легитимные территориальные требования. Поэтому палестнцы, возможно, попросят включить в резолюцию ассамблеи ООН пункт, устанавливающий линии 1967 года как будущие границы "палестинского государства".
Напомним, что линии 4 июня 1967г. никогда не были признаны международными границами, они, в сущности, были линиями прекращения огня в 1949г. Сразу после начала Шестидневной войны иорданский представитель в ООН декларировал в Совете Безопасности ООН, что соглашения о перемирии в 1949г. не устанавливали международных границ.
Поэтому резолюция Совета Безопасности 242, принятая после Шестидневной войны, не призывала Израиль отступить к линиям прекращения огня, существовавшим до войны.
С течением лет резолюция 242 стала краеугольным камнем мирного процесса на Ближнем Востоке и служила основой, на которой были подписаны мирные договоры Израиля с Египтом и Иорданией. 1 сентября 1975г. США передали Израилю гарантии, что Соединенные Штаты будут противиться любой инициативе, стремящейся изменить резолюции 338 и 242. Палестинцы, со своей стороны, заинтересованы нейтрализовать резолюцию 242 путем изменения статуса ПА.
Подытоживая, можно сказать, что ценность палестинской инициативы сомнительна для них. Техническое изменение статуса палестинской делегации, к чему они стремятся, даже если будет достигнуто, не будет иметь значения вне здания ООН и руководству ПА будет нечего представить "палестинской улице".
Кроме того, "палестинцы" не получат автоматически права подавать иски в Международный уголовный суд, чего они хотят, и даже если будет принято решение ген.ассамблеи ООН об изменении статуса делегации, оно не сможет изменить резолюцию 242.
Эта "палестинская инициатива" сыграет против инициаторов, так как напомнит главным действующим факторам в международном сообществе, что ПА не заинтересована в мире путем переговоров с Израилем, а также эта инициатива ударит по помощи государств-спонсоров ПА.
Перевел Яков Халфин
МАОФ