Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Этот судья-педант начертал на своем знамени борьбу за юридические права еврейского народа на Эрец Исраэль * Комиссия по проверке статуса строительства в Иудее и Самарии отвергла подход, согласно которому Израиль является "иноземным оккупантом"

1. Покойный судья Эдмонд Леви не вырос в среде старой "элиты". Его биография и образ жизни иные. И свое место жительства - Рамле - он не поменял и завещал, чтобы его похоронили там. От должности разносчика чая в суде он дошел до Верховного суда. Ни на одном этапе его жизни он не пригибался и не уничижался перед главами судебной системы или теми, кто обладал властными полномочиями. Своей жизнью он выполнил завещание Моше-рабейну из Книги Дварим (1:17): "Не делайте различия в суде: как малого, так и великого выслушивайте; не бойтесь никакого человека, ибо суд – Б-жий он"; а наши мудрецы истолковали: "не бойтесь никого - не изменяйте свои слова из страха перед кем-либо".

Когда он был назначен судьей Верховного суда, "добрые души" напоминали ему "грех" - детство в Рамле. Но он видел в этом преимущество. Он был представителем "второго Израиля" (не элиты), который всегда знал откуда он пришел, куда идет и перед Кем действительно он должен будет дать отчет. Глубокая связь со "вторым Израилем" привела его к бескомпромиссной войне против коррупции в общественном секторе. Он знал, что имеющие средства и связи выкрутятся, а главные страдающие от коррупции - обычные граждане, часть которых не имеет средств - будут страдать от коррупции, если не получат помощи от судебной системы.

Леви был примером и в отношении к основам нашего существования. Репатриировавшийся в возрасте 10 лет из Ирака он никогда не забывал чудо существования единственного еврейского государства в мире. Общественному-политическому диалогу о нуждах безопасности он противопоставил диалог о правах еврейского народа на свою древнюю страну. Не только об исторических и религиозных правах, но и - в рамках его многолетней работы судьей - о наших юридических правах на Эрец Исраэль.

Вскоре после ухода в отставку с поста судьи Верховного суда он был назначен председателем комиссии по проверке "статуса строительства в Иудее и Самарии". Полный отчет комиссии был опубликован в июле 2012г., и стоит рассматривать его как завещание Леви - человека права и правды, у которого честность перевешивала все другие соображения.

Важно читать отчет, учитывая юридическо-исторический фон. Это ключ к его борьбе на международной арене за справедливость нашего пути. В противовес распространенной позиции, что Израиль - "иноземный оккупант" в Иудее и Самарии и поэтому созданные там поселения незаконны - он противопоставил в своем отчете аргументированную позицию, отвергающую это мировоззрение.

2. "Принятое в международном праве понятие "оккупации" предназначено для определения короткого периода занятия территории суверенного государства до окончания конфликта между сторонами... Израильское присутствие в Иудее и Самарии отлично от этого по своей сути: удержание территории продолжается десятки лет, никто не в состоянии предвидеть окончание этого, даже если оно будет; территория отобрана у государства (Иордании), чей суверенитет на эти земли никогда не имел твердой юридическоий базы, и к тому же с тех пор Иордания отказалась от своих требований на эти земли, в то время как Израиль претендует на права суверена там".

Распространено утверждение, что поселения "нарушают" 4-ю Женевскую конвенцию, особенно 49-й параграф, в котором говорится, что "оккупирующая держава не может депортировать или перемещать часть своего собственного гражданского населения на оккупированную ею территорию". Но компетентный комментарий международной комиссии Красного креста (ICRC) прояснил, что этот параграф призван "предотвратить принятую во время Второй мировой войны практику, когда определенные государства депортировали части своего населения на оккупированные территории из политических и расистских соображений". Другими словами, этот параграф говорит о высылке силой или депортации населения оккупирующей страны на оккупированную территорию, как произошло с десятками миллионов в Европе.

В 1990г. мировой специалист по международному праву проф. Юджин Ростоу (Rostow) разъяснил, что конвенция запрещает негуманные действия, которые проводили нацисты и Советы во время войны и после нее - массовое перемещение людей с оккупированных территорий или на оккупированные территории с целью уничтожения или порабощения. Разумеется, это определение не подходит к еврейским поселенцам в Иудее и Самарии - "нет сомнения, что они переехали добровольно. Они не были высланы или депортированы туда государством Израиль, их переезд никак не связан с теми жестокими целями или с отрицательным влиянием на бывшее там население, которые Женевская конвенция хочет предотвратить". Отчет Леви постановляет, что желавшие поселиться в Иудее и Самарии сделали это не по принуждению, а из своего мировоззрения заселения Эрец Исраэль.

3. Тут отчет переходит историческому обзору, обосновывающему международный юридический статус этих территорий. Во-первых, декларация Бальфура (1917): «Правительство Его Величества с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине национального очага для еврейского народа". Затем утверждение этой декларации и ее ра с ширение на мирной конференции в Сан-Ремо (1920): "Признается историческая связь еврейского народа с Палестиной и основа для возрождения еврейского национального дома в этой стране". Отчет подчеркивает, что в обеих декларациях упоминаются лишь "человеческие и религиозные права" (но не национальные) нееврейских жителей "Палестины". В августе 1922г. Лига Наций утвердила мандат, выданный Британии. "Этим признано... право еврейского народа возродить свой национальный дом на своей исторической Родине в Эрец Исраэль и создать там свое государство". Это было вновь подтверждено в Хартии ООН в 1945г.

Предложение по разделу (ноябрь 1947г.) не было реализовано и "не было принято в международном праве и не стало частью международного права, поскольку арабские государства отвергли его и начали войну с целью предотвратить реализацию предложения о разделе и создание еврейского государства". (прим.перев. - резолюции ген.ассамблеи ООН не носят обязывающий характер, лишь рекомендательный. Лишь в том случае, если бы обе стороны приняли предложение, оно бы обязывало их. Поскольку арабы не приняли резолюцию от 29 ноября 1947г., то она не имеет юридической силы) В апреле 1950г. Иордания аннексировала Иудею и Самарию, несмотря на противодействие арабских государств, не желавших признавать никакой границы Израиля. Аннексия не получила юридического признания в международном праве, в 1988г. Иордания декларировала, что не видит себя обладательницей какого-либо статуса там. "Таким образом юридический статус Иудеи и Самарии вернулся к своему первоначальному - территория, предназначенная служить для национального дома еврейского народа, который в период иорданского владычества там был "хозяином, временно отсутствовавшим вследствие навязанной ему войны, а теперь вернулся".

Даже без обязательств международного сообщества у Израиля было полное право претендовать на суверенитет на эти земли. Так полагали все израильские правительства, но избрали не аннексировать их, а "придерживаться прагматичного подхода, чтобы позволить проведение мирных переговоров. Израиль никогда не рассматривал себя "иноземным оккупантом" в Иудее и Самарии".

Отчет Эдмонда Леви подытоживает: "Создание еврейских поселений в Иудее и Самарии не является незаконным. С этого надо начинать любые переговоры с нашими соседями и с мировым сообществом: Израиль не "оккупирует" сердце своей Родины. в самом худшем случае речь идет об "удерживаемых" территориях, о которых есть спор и взаимные претензии. Мы претендуем на владение всей территорией в силу наших исторических, религиозных и юридических прав.

Перевел Яков Халфин