Они стремятся к тому, чтобы государство Израиль навязало шариатским исламским судам законы равноправия женщин, и параллельно обвиняют это государство в колониализме и оккупации. Состоявшаяся на этой неделе конференция в Иерусалимском университете представила парадокс арабских женщин в Израиле
Можно ли съесть пирог и оставить его целым? Можно ли держать канат за оба его конца? Логично ли требовать от государства Израиль вмешаться в несправедливости, творящиеся в шариатских судах, и одновременно гневно критиковать государство за "колониализм и оккупацию"? Эти неразрешимые дилеммы являются участью немалой часто арабских женщин в Израиле, которые во всем, что касается их личного статуса нередко обнаруживают себя между молотом и наковальнем или между дураком и простыней (прим.перев. - игра слов: бейн патиш ле-седан о бейн типеш ле-садин).
Эксклюзивную конференцию "Палестинские женщины и личный статус в Израиле" 20 лет борьбы", прошедшую на этой неделе на арабском языке в Еврейском университете в Иерусалиме, инициировали институт Ван Лира, организация "Шанс" и центр "Дирасат" при финансировании ЕС. Поскольку большинство участников были израильские женщины с высшим образованием - еврейки и арабки - то выбор арабского языка не следовал из незнания иврита, а из нескрываемого идеологоческого побуждения: "Бросить вызов существующему в вузах соотношению сил посредством внедрения арабского языка как языка преподавания и исследования и подорвать принятое соотношение между мужчинами и женщинами в вузах", - написали организаторы в приглашении на конференцию.
Личный статус арабских женщин в Израиле непрост. Женщины, выступавшие на конференции, осознают, что получаемое ими отношение в шариатских судах отражает их общественный статус в их общине. Если в некоторых районах 36% мусульманских семей полигамны, если явление многоженства считается абсолютно легитимным с точки зрения шариата, то не удивительно, что арабская культура увековечивает это.
Риам Ибн аль-Асаль, социальная работница и активистка-феминистка, проинтервьюировала женщин, живущих в бигамных (две жены) и полигамных (несколько жен) семьях и обнаружила, что во многих случаях они предпочитали плохое ужасному. Были женщины, рассказывавшие, что они не выдерживали сексуальные требования мужа и поэтому соглашались ввести еще одну жену в дом. Дригие выбрали это решение из-за проблем с деторождением или потому что не хотели рожать много детей, и были просто предпочевшие быть второй женой пожилого мужчины, чем первой женой молодого - грубого и с извращенными требованиями, который потом все равно возьмет более молодую жену.
"Она сказала: "Пожилой муж будет баловать меня, как принцессу, а молодой будет избивать меня, потому что молодые более грубые и склонны к насилию", - цитировала аль-Асаль. Замужние женщины соглашались ввести молодых жен в дом, чтобы освободиться от стресса. "Муж все время доставал меня, допрашивал: где я была, с кем разговаривала, куда идешь, почему пришла только сейчас, кто это звонит тебе? Теперь у него есть молодая жена и он не задает мне вопросы".
Аль-Асель выражает большой пессимизм в отношении семьи в ее общине: "У нас в арабском секторе нет верного и взрослого видения института семьи на базе взаимопомощи и взаимоуважения. Жена - имущество мужа. Общий знаменатель всех проинтервьюированных мной арабских женщин - боль. Одна сказала мне: "Я живу с тенью стены, я не думаю о нем, как о муже".
Виновато: государство Израиль
Так кто виноват в этом? Равая Абу-Рабиа направляет перст в сторону государства Израиль. Эта бедуинка-адвокат, выпускница юридической программы Нового израильского фонда и активистка Ассоциации за права человека, пишет свою докторскую диссертацию о полигамии в мусульманской среде. Свое выступление на конференции она начала бурей: "Вчера мы организовали в Негеве собрание против полигамии и против нас поднялся вулкан гнева и угроз", - рассказала она. - "Говорят о пост-колониализме, но мы не пост, мы на пике израильского колониализма, усиливающего мужскую сексуальную и политическую власть".
По ее словам, полигамия распространена во всех слоях арабского населения, вне связи с социо-экономическим уровнем. Она жалуется на тот факт, что арабские женщины не используют закон еще времен Османской империи, обязывающий шариатские суды, согласно которому если муж решил взять дополнительную жену, женщина может потребовать развод. "Я не видела ни одного случая, чтобы женщина воспользовалась этим законом". Виновато, разумеется, государство Израиль: "Колониальные израильские власти нейтрализуют бедуинское общество путем поощрения полигамии и усиления власти мужчин над бедуинскими женщинами. Это заговор замалчивания. Израильский закон не видит арабскую женщину, как и палестинских арабов".
Адв.Насрин Алими-Каваа из юридического факультета Тель-Авивского университета утверждает, что тот факт, что она должна читать лекции и публиковать на иврите - это как угнетение "палестинских женщин", от которых их семьи требуют отказаться от их части в наследстве. Выясняется, что шариат предоставляет дочерям половину доли сыновей, но на деле во многих случаях женщин полностью лишают имущества семьи. Проценты полного отказа от наследства варьируют между 36% среди женщин в Бака аль-Гарбие до 70% в Умм эль-Фахме.
У одной из выступавших на конференции было творческое объяснение причины, по которой арабки в Израиле отказываются от имущества своих родителей: "Посмотрите, что происходит в Негеве. Когда оккупационная власть экспроприирует 80% земель палестинцев, не остается участков для семьи. Женщина говорит себе: "Как я могу взять себе несколько дунамов и оставить моего брата без места для жилья. Я не могу совершить такую несправедливость по отношению к моим братьям, поэтому я уступаю им".
Из описания Руан Агбарии из феминистской организации Кайян следует, что шариатские суды являются раем для женщин по сравнению с христианскими судами. "В католических судах вообще нет возможности развестись. Для аннулирования свадьбы нужно специальное разрешение Ватикана. Единственная христианская конфессия, позволяющая разводы, - греко-православная, и иногда для этого арабы-католики иногда меняют религию на греко-православную, чтобы развестись. Отсюда короткий путь до шантажа и вымогательств. И вообще смена религии стоит дорого. Это может дойти до десятков тысяч шекелей, в зависимости от конкретной христианской конфессии, и нет освобождения от платы для женщин в тяжелом экономическом положении".
Агбария описывает хаос в судах христианских конфессий: "Нет порядка, нет признанных и известных юридических основ, есть очень мало адвокатов, знающих как подать иск в такой суд. Закон написан на древнегреческом и немногие знают процедуру. Женщины, вынужденные явиться на заседания судов христианских конфессий, жалуются на враждебное отношение к ним и отсутствие сочувствия в случае избиений со стороны мужа. Вообще атмосфера очень патриархальная, мачоистская и неудобная для женщин".
(прим.перев. - более 100 тысяч арабов в Израиле относятся к различным христианским конфессиям, в основном, к греко-православной церкви и к католичеству)
Когда вмешиваются
Каковы отношения между правовой системой в Израиле и шариатскими и христианскими судами? Еврейские исследователи, представившие свои изыскания на конференции, описывают почти бесконечные усилия государства предоставить религиозным конфессиям автономию в вопросах личного статуса и воздерживаться от вмешательства в соображения их религиозных судей. Д-р Идо Шахар указал, что государство финансирует зарплаты судей, а судебные исполнители выполняют их решения; но при этом государство дает судьям широкую свободу принимать решения в соответствии с их религиозными догмами.
Омер Алони, докторант из Тель-Авивского университета, который долго извинялся за то, что не может выступить на арабском из-за незнания языка, указал на разницу между евреями и арабами, обвиняемыми в полигамии. Если в отношении первых задействуются серьезные юридические инструменты, то на последних юридическая система закрывает глаза.
Интересно отметить, что в первые годы существования государства ситуация была иной. Тогда государственные суды судили и арабов за двоеженство, Верховный суд постановил, что это предосудительное социальное явление, которому не место в современном демократическом обществе. Дополнительные вопросы, по которым государство вмешивается, это насилие, кровная месть и убийство за "оскорбление семейной чести" (прим.перев. - как правило, убийство родственниками арабской девушки, изнасилованной одним из родственников или соседей) В этих случаях требование адвокатов обвиняемых признать их "культурное отличие" не принимается израильским судом.
Адв. Хайя Зандберг, возглавляющая гражданский отдел в прокуратуре, представила амбивалентное отношение израильского суда к этому вопросу. С одной стороны, суд признает друзский закон, запрещающий разведшемуся со своей женой, жениться на ней заново. Как было в случае с друзкой-прапорщицей, разведшейся с мужем и желавшей вернуться к нему, но друзский религиозный суд отклонил эту просьбу. Муж погиб во время службы в армии и она хотела считаться вдовой, но друзский суд отказал ей в этом статусе. В этом случае Багац не вмешался.
С другой стороны, суд вмешался в случаях, когда шариатские суды переводили детей из опеки матери в семью отца, в соответствии с шариатом - с 7 лет ребенок автоматически поступает под опеку отца или его клана. В этих случаях израильский суд постановляет, что закон о равных правах и закон об опекунстве выше шариата, из желания позаботиться о благе ребенка и не уводить его из семьи матери, к которой он привык.
Айда Томэ Салиман, кандидатка от партии ХАДАШ в объединенном арабском списке, вытащила дополнительные каштаны из огня, обострив напряжение между светскими и религиозными арабами. На протяжении 6 лет она вела борьбу за распространение компетенции израильских судов по вопросам семьи и на арабский сектор. Как и Рола Ардаль, преподавательница в Ганноверском университете в Германии, она считает, что это борьба за превращение страны в "государство всех граждан" с полным разделением религии и нации от государства. Ее борьба против исламских движений - о самой сути вмешательства религии в гражданские дела. "Против нас издали фетву (мусульманское религиозное постановление), что к нашей группе надо относиться как к бывшим мусульманам, отрекшим Мохаммеда", - рассказала она.
Затвердевший диалог
Во время конференции я провел короткую беседу с Равая Абу-Рабия и попытался понять направление ее мыслей.
- Вы остро критикуете шариатские суды и требуете от государства Израиль задействовать регуляцию и контроль над ними, подчинив их принципам израильского права, предоставляющего равенство женщинам. Т.е. Вы поддерживаете "израилизацию" и распространение власти закона на бедуинское общество. С другой стороны, когда власти навязывают соблюдение закона о планировании и строительстве (т.е. препятствуют незаконному строительству), Вы видите в этом "угнетающий колониализм".
- Государство Израиль ведет себя по колонизаторски, не предоставляя равенства своим жителям. Оно не распространяет защиту закона на бедуинских женщин, но вспоминает о законе, когда хочет разрушить там-сям разбросанные дома. Равное гражданство означает, что нет различия между еврейскими деревнями в Негеве и бедуинскими поселками. Как первые упорядочили и не разрушили, так надо и с последними.
- Является ли то, что Вы предлагаете, полным израильским суверенитетом? Т.е. что израильский закон во всех его аспектах распространится и на арабов, включая закон о планировании и строительстве и защиту женщин в государственных судах по семейным вопросам?
Абу-Рабия отказывается подписаться под этим и, возможно, это суть всей этой истории: образованные израильские арабки хорошо понимают, что социальное и юридическое внедрение в израильское общество принесет облегчение страданиям арабских женщин, но они не способны освободиться от окаменевшего мышления "колониализм-оккупация-угнетение-расизм". Кстати, в том числе из-за университетской среды и СМИ, которые не перестают разжигать разговоры об "оккупации".
("Макор ришон" 13.03.2015)
Перевел Борух Фридман
МАОФ