Maof

Saturday
May 18th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Международный суд в Гааге отменил на этой неделе расследование подозрений в отношении американских преступлений в Афганистане. И сейчас возникает вопрос: будет ли переведен огонь на Израиль или мы выиграем от этого

Если это была угроза, то она безусловно сделала свое дело. Через неделю после того, как американская администрация отменила въездную визу в США генеральной прокурорше Международного суда в Гааге Фату Бом Бенсуде, судьи этого суда решили отклонить просьбу начать расследование американских военных преступлений в Афганистане. Президент Дональд Трамп заявил на этой неделе о "крупной международной победе", а заодно предупредил Гаагский суд, чтобы тот не пытался отдать под суд израильтян вследствие жалоб, поданных в Гаагу палестинцами. "Любая попытка повредить американцам, израильтянам или другим нашим союзникам повлечет быструю и решительную реакцию", - сказал он.

США – держава, которая многое может позволить себе. Государство Израиль – напротив – ведет себя осторожно. Израиль не является членом Гаагского суда, палестинцы – не государство, и все же израильский подход – оказывать уважение Международному суду в Гааге. Израиль предпринимает усилия поддерживать связи с Гаагским судом и предоставлять документы, подкрепляющие нашу позицию. Цель – насколько возможно отодвигать и отклонять решения этого суда и подводить его к решению, что нет оснований для начала расследования против государства Израиль.

Борьба – не проста. В начале декабря заявил офис Бенсуды, что есть продвижение в предварительной проверке по палестинскому вопросу перед решением начинать ли расследование против Израиля. Если такое расследование будет начато, то это будет включать операцию Цук эйтан, попытки демонтажа Хан аль-Ахмар, события у забора с Газой и, разумеется, поселения. Предварительная проверка была начата 4 года назад. Еще одна чувствительная тема, находящаяся на столе Бенсуды, касается жалоб палестинцев на принудительные высылки и апартеид в Иудее и Самарии и в Восточном Иерусалиме.

В Израиле ищут пути тихих переговоров с Гаагой. Опасение заключается в том, что если Международный суд решит начать уголовное расследование, то немедленным следствием будет волна исков против участвовавших в наших оборонительных операциях и реальная опасность арестов за границей. Особое опасение в отношении офицеров, руководивших действиями в районе забора с Газой. В Иерусалиме хорошо понимают потенциал международного осложнения и предпринимают ряд шагов для предотвращения утраты контроля. В декабре посетила Газу группа специалистов из мин.обороны, МИДа и Совета по национальной безопасности. Этот подход более-менее оправдывает себя.

Вопрос в том, станет ли решение Международного суда не начинать расследование возможных военных преступлений в Афганистане охлаждающим фактором в отношении других расследований или же сработает как бумеранг. Гаагский суд объяснил свое решение не обсуждать обвинение Бенсуды против США тем, что американцы не будут сотрудничать с судом, и поэтому шансы на успех иска очень малы. Поэтому суд может сосредоточиться на других расследованиях, в отношении которых шансы выше.

Решение и объяснения вызвали гнев правозащитных организаций, утверждавших, что суд капитулировал перед давлением администрации Трампа и его шантажом. Патрик Бодвин – президент международной федерации по правам человека – сказал, что решение Гаагского суда – это "черный день для справедливости" и что решение "основывается на искаженной логике". В США поняли, что у успеха может быть цена и поэтому возникла необходимость в резком выступлении Трампа – в его предостережении от попытки отдать под суд союзников США.

Не менее, чем судьба Израиля в Гаагском суде, интересен вопрос заплатит ли Бенсуда личную цену за это развитие и находится ли в опасности ее должность генеральной прокурорши Гаагского суда. Из ее канцелярии сообщили, что она "проанализирует решение суда и его последствия и взвесит все существующие возможности".

Не исключено, что гнев Бенсуды выйдет в других местах – там, где у США и правозащитных организаций есть общая позиция. В сентябре прошлого года перед обострением кризиса в Венесуэле международное сообщество предприняло 2 шага против ее правительства: во время ген.ассамблеи ООН обратились Аргентина, Канада, Чили, Колумбия, Парагвай и Перу в Международный суд с требованием расследовать преступления против человечества в Венесуэле. Кризис в Венесуэле в последние 2 года уже не внутренний вопрос: более 2 миллионов граждан покинули страну, и Колумбия вынуждена тратить 1,5 млрд долл в год, чтобы кормить беженцев из Венесуэлы. Хоть прокурорша Бенсуда заявила о начале предварительного расследования, но мельницы международной справедливости мелют медленно. Обращение со стороны глав государств позволило Бенсуде принять требуемое решение и начать уголовное расследование событий с начала 2014г. Расследование занимается незаконными арестами тысяч граждан Венесуэлы, убийствами демонстрантов, пытками – среди прочего силами "коллективос" – бандами, подчиняющимися правительству. Президент Мадуро, со своей стороны, отрицает, что Венесуэла находится в кризисе, называет утверждения "фейк ньюс" и отказывается впускать гуманитарную помощь. И это несмотря на явные свидетельства, изнутри и извне, ужасной ситуации в стране, включая свидетельства миллионов, вынужденных покинуть Венесуэлу, чтобы избежать голода и болезней.

В течение года были ожидания задействовать полномочия Гаагского суда по этому вопросу, но надежды не реализовались, потому что Международный суд в Гааге считается "судом последнего варианта". Это вызвало международное разочарование, которое усилилось после того, как международное сообщество признало Хуана Гвейдо и.о. президента вместо Мадуро. Несмотря на это Бенсуда отказалась действовать и вызвала большой гнев.

Достаточно беглого взгляда на аккаунт Гаагского суда в Твиттере, чтобы увидеть гневные тексты, обращенные к Бенсуде, против ее бездействия. Многие из этих текстов включают обвинения, что Бенсуда сотрудничает с режимом Мадуро. Триггером для этих утверждений послужила фотография, распространенная в социальных сетях председателем Верховного суда Венесуэлы Майклом Морено, где он стоит возле председателя Международного суда в Гааге и возле посольши Венесуэлы в Гааге. Кстати, брат посольши Айсими– ближайший соратник президента Николаса Мадуро.

Айсими, являющийся теперь министром промышленности в правительстве Мадуро, в прошлом был вице-президентом и министром внутренних дел, он объявлен в розыск в США по подозрению в торговле наркотика и отбеливанию капитала, в основном, в Ливане. Семья Айсими родом из Ливана, и когда Айсими занимал пост министра внутренних дел, его имя было связано с историей продажи Венесуэльских паспортов представителям Хизбаллы и других фанатичных исламских организаций.

Несколько недель назад Айсими прибыл с визитом в Турцию, где Венесуэла построила завод по очистке золота. Подозрение заключается в том, что богатая золотом Венесуэла экспортирует золото в Турцию, якобы для очистки, но на деле золото не возвращается в Венесуэлу. Есть подозрение, что, по крайней мере, часть золота служит средством для обхода санкций – Турция платит этим золотом Ирану за нефть. Похоже, речь идет о сотрудничестве трех деспотичных режимов – Венесуэлы, Турции и Ирана – с целью обойти американские санкции.

Нет сомнения, что задержка открытия уголовного расследования против режима Мадуро находится на важном месте в повестке дня гос.департамента. 3 месяца назад бывший посол Венесуэлы в Индии Волтер Маркез Рондон подал просьбу в Международный суд начать следствие против самой Бенсуды из-за задержки с началом уголовного следствия против режима в Венесуэле, несмотря на неоднократные просьбы венесуэльских и международных организаций. Также просил Маркез Рондон, чтобы сама генеральная прокурорша была отстранена от расследования. По его словам, Бенсуда "обязана режиму Мадуро посредством связей с посольшей Айсими". В интервью газете "Насиональ" утверждает Рондон, что между генеральной прокуроршей Гаагского суда и посольшей Венесуэлы там есть дружеские отношения и обмен подарками, что бросает тень на следствие".

Последнее обращение к Бенсуде с требованием ускорить расследование по вопросу Венесуэлы произошло 36 часов назад, когда министры ин.дел государств группы Лимы обратились к генсеку ООН и Совету безопасности ООН с призывом к срочным действиям. Переживет ли Бенсуда направленное на нее давление? Израиль не очень расстроится, если нет.

("Макор ришон" 19.04.2019)

Перевод: Лея Халфин