Если бы не очевидная серьезность обвинения и его возможных последствий, дело Давида Ха-Иври можно
было бы представить как доведение до абсурда юридической системы демократической страны. Получивший
известность как "Суд футболок", проходящий сейчас в Израиле судебный процесс основан на инциденте, в
котором подсудимому предъявлено обвинение в том, что он хранит и распространяет "публикации",
направленные на разжигание расизма. "Публикации", о которых идет речь - это футболки, на передней стороне
которых напечатано изображение раввина Меира Кахане, а на задней - фраза на иврите "Эйн аравим - эйн
пигуим" ("Нет арабов - нет террора").
Статья уголовного кодекса, по которой господину Ха-Иври предъявлено обвинение, утверждает, среди
прочего, что "...не имеет значения, привела ли эта публикация к явному проявлению расизма или нет, и
содержит ли она правду или нет". С точки зрения самых минимальных стандартов свободы в цивилизованных
обществах, кодификация правила, утверждающего, что истина является несущественной по отношению к факту
вины - что правда не является оправдывающим обстоятельством - является весьма редкой и не поддающейся
обоснованию. Более того, поскольку внутренняя юридическая система любой страны должна соответствовать
минимальным мировым стандартам в вопросах прав человека, израильское обвинительное право в данном
случае явно нарушает международный закон, обладающий преимущественным правом.
"Опубликованное" в данном случае утверждение обвиняемого - "Нет арабов - нет террора" - совершенно
очевидно правдиво. Никто, по всей видимости, не может утверждать то, что Израиль сейчас стоит перед
безжалостным террором, осуществляемым какой-либо иной группой людей на Земле. Утверждение Ха-Иври
не предназначено для объяснения террористических нападений, происходящих в других странах, где группы,
их совершающие, могут принадлежать к другим народам; в нем также нет и намека на то, что все арабы или
даже их определенное число являются террористами. Без какого-либо явного предложения или отчетливого
призыва по поводу того, что надо сделать, чтобы ограничить арабский терроризм, призванная на суд футболка
выражает только лишь абсолютно неоспоримое наблюдение без какого-либо убедительного свидетельства
предубежденности и уж, безусловно, без малейшего намека на идентифицируемый "расизм". Столь легко
делаемый на основе портрета раввина Кахане вывод о том, что носитель и распространитель футболки
автоматически призывает к враждебным действиям против арабов, не только неприемлем с юридической
точки зрения, но и фактически незаконен.
Многие арабские граждане Израиля остаются лояльными государству, и их не следует идентифицировать с
террористами, как с группой. Нет никаких обоснованных причин для того, чтобы обвинить подсудимого в том,
что он утверждает обратное. Попытка прокуратуры предъявить господину Ха-Иври на основе его "публикации"
на футболке обвинение в том, что он нападает на всех арабов в самом широком смысле, представляет собой
либо намеренную фальсификацию, основанную на политической идеологии, либо безнадежно вопиющую
неспособность к правильному суждению. И действительно, обнаруживая наличие совершенно определенных
ошибок в дедуктивных умозаключениях, известных в формальной логике как "софизм", позиция обвинения в
этом деле неопровержимо базируется на заключениях, которые ошибочно делаются из признанных
предпосылок. Короче говоря, на основе более или менее подразумеваемого утверждения обвиняемого "Весь
террор причиняется арабами" обвинение делает совершенно ложный вывод о том, что он заявляет, что "Все
арабы - террористы". Силлогизм правительства откровенно необоснован логически.
Международный закон, который всегда базируется на множестве основ Высшего Закона, в том числе и на Торе,
образует часть законодательства всех стран - включая и законодательство государства Израиль. Это так -
независимо от того, кодифицирован ли международный закон в национальный в неявном или явном виде, как,
например, это имеет место в статье VI Конституции Соединенных Штатов. Если правительство Израиля видит
себя как демократию по меркам Запада, оно должно в полной мере быть обязанным действовать в
соответствии с официальными правилами международного закона, чтобы обеспечивать основное право
свободы слова всем его гражданам, как евреям, так и арабам, не лишая этого права выборочно отдельных
евреев на основе политических антипатий. Далее, поскольку каждое государство обязано, в соответствии с
международным законом, обеспечивать безопасность своих граждан, право этих граждан мирно протестовать
в тех случаях, когда определенная политика правительства угрожает их выживанию, не только допустимо, но и
обязательно. Сегодня, когда израильское правительство предпринимает неоднократные и всегда неудачные
попытки уступок и капитуляции перед арабскими государствами и палестинской "администрацией", которые
открыто стремятся к "ликвидации" Израиля, право на гражданское неповиновение в этой стране вряд ли может
быть оспорено. В этой связи печатание на футболках текста, написанного Давидом Ха-Иври, и ношение этих
футболок можно считать даже более защищенным законом, чем полностью мирные акты гражданского
неповиновения.
Каждое правительство, несомненно, имеет законное право преследовать "расизм", но это право никогда не
должно отменять минимальные стандарты свободы слова, так же как оно не может словами закона объявлять о
нерелевантности правды. Это обвинительное право сопряжено также с равенством и последовательностью его
применения. Для правительства Израиля отдавать под суд евреев за предположительно нарушающие закон
футболки и, в то же время, игнорировать откровенные призывы арабских граждан государства к новому
геноциду евреев недопустимо по всем меркам демократических требований соблюдения закона и порядка. И
когда обвинение еврейских граждан в "расизме" происходит в то время, когда сотни фанатичных арабских
террористов и смертников освобождаются из израильских тюрем в качестве жеста "доброй воли", затеянный
правительством процесс низводится до национального само-осквернения. Тот факт, что освобожденные
арабские заключенные не были гражданами Израиля, не имеет юридического значения для последнего
наблюдения, учитывая незаконное преследование господина Ха-Иври.
Если мы вспомнили об арабских гражданах, возникает весьма важный вопрос: если эти граждане начнут
сейчас печатать на футболках слова "Нет евреев - нет оккупации" и станут эти футболки носить, станут ли
израильские власти преследовать их в судебном порядке по той же статье о "расизме"? Почти наверняка
правительство предпочтет игнорировать такую деятельность, - хотя, по весьма примечательному контрасту с
надуманным делом, устроенным против Давида Ха-Иври, это утверждение почти наверняка можно
рссматривать как истинное. Ирония ситуации заключается в том, что предполагаемое решение не возбуждать
уголовное дело - решение, которое, по сути дела, правительство принимает чуть ли не ежедневно, когда оно
испуганно делает вид, что не замечает кровожадных публикаций некоторых из арабских граждан Израиля -
будет основываться на достойном сожаления желании не выглядеть "недемократичным" перед трибуналом
мирового общественного мнения.
Достаточно плохо уже то, что израильская юридическая система подвергается грубому искажению ради явно
политических целей; но намного хуже то, что закон применяется сейчас селективно и таким образом, что
фактически делает систему соучастником в будущих террористических нападениях на евреев. Как бы сильно им
ни хотелось бы отрицать это, израильские правительственные обвинители Давида Ха-Иври корчатся в тенетах
извращенной юриспруденции, которая имеет куда большее отношение к национальному отступлению и
капитуляции перед терроризмом, чем к продуманому поиску справедливости.
Луи Рене Берес
Профессор международного права,
Факультет политических наук,
Университет Пюрдью
16 февраля 2004 г.
Перевод с английского Эдуарда Маркова
Февраль 2004 г.
Статья на английском