Государство Израиль возродилось в ходе войны, его основание было декларировано
в экстремальной ситуации, поэтому не было времени на разработку его структуры,
конституционной базы, определения государственного строя. Поэтому не были
отменены и заменены на другие турецкие оккупационные и британские мандаторные
законы и структуры. Полномочия БАГАЦа даны ему британскими мандаторными
властями. Национальная задача построения в Эрец-Исраэль(!) еврейского национального
дома-государства, прозвучавшая в Декларации Бальфура и Декларации Независимости
Израиля не стала основным законом. Земельное Управление до сих пор пользуется
турецкими законами "табу". Законы о гражданстве и о возвращении вырваны
из контекста национальной задачи.
В период 1949-1977 годов в Израиле правил режим "диктатуры пролетариата"
МАПАЙ, ответственный за расстрел "Альталены", за "Сезон", за преследование
членов ЭЦЕЛь, за насильственную секуляризацию репатриантов из Йемена, Марокко,
Ирака и т.д, за экономическую катастрофу социалистического хозяйствования,
за предательство европейского и советского еврейства. Этому режиму было
выгодно оставить страну без Конституции, которая могла бы ограничить партократию,
возможности маневрировать, пользуясь постоянным большинством в Кнессете.
В 1977 году в результате выборов впервые партократия "рабочих" партий
была заменена коалицией национально-либеральных сил, в которой национальная
партия "Херут" была в меньшинстве и потеряла свое влияние на массы. И эта
коалиция не заменила архаичную законодательную базу, а лишь либерализировала
некоторые законы, принятые при предыдущем режиме. Экономическая катастрофа,
антирелигиозная пропаганда и преследования еврейских националистов не прекратились,
а лишь смягчились, а провал абсорбции Алии 70-х привел к массовой эмиграции
евреев из Израиля и к предпочтению США потенциальными репатриантами. Отсутствие
четкой позиции по арабо-израильскому конфликту привело к усилению террора,
и, как следствие – к подписанию договора Садат-Бегин, признающего "права
палестинского народа". Начался период кровавых игрищ, продолжающийся до
сих пор.
Никогда у власти в Израиле не была коалиция национальных сил! Никогда
не были однозначно определены национальные задачи государства, его границы,
государственный строй, историческая и моральная базы его существования!
При отсутствии общенациональных задач продолжали существовать секториальные
интересы различных общественных групп.
Самая многочисленная группа – выходцев из арабских стран – заимела
представителя своих интересов в правительстве Бегина - Давида Леви.
Став министром строительства, он позаботился о смягчении критериев для
получения лицензий на строительные подряды, чем облегчил проникновение
малых подрядчиков ремонтных работ из среды своих земляков в сферу государственных
заказов на строительство. Позже он же использовал пост министра абсорбции
Алии для предотвращения возможности репатриантов так же позаботиться друг
о друге, заставив каждого заботиться лишь о себе.
МАФДАЛ заботилась только о развитии системы государственно-религиозного
образования, даже ценой разрыва с харедим.
Харедим лоббировали интересы тлько своих общин и их учреждений.
Их примеру последовали религиозные выходцы с Востока, основав партию
ШАС.
Все это вызвало ответную реакцию левых сил, в основном в академическом
мире, СМИ, Гистадруте, киббуцном движении, но и в политике – возникла лево-радикальная
РАЦ. Не остались в стороне и арабские граждане Израиля – они нарушили монополию
Компартии на свой электорат, стали лоббировать свои интересы на фракционной
основе в больших партиях, включая Ликуд, а также создали собственные национальные
партии.
Реакция справа – Каханэ и КАХ – была подавлена общими усилиями всех.
Лишь репатрианты из СССР не сумели подсуетиться, о них не заботился
никто.
По понятным причинам репатрианты из СССР симпатизировали больше национально-либеральным
силам. Это было настолько очевидно, что Ликуд решил не тратить ни сил,
ни средств на пропаганду среди олим. Тем более, что подобная активность
могла вызвать негативную реакцию у недавно завербованных в Ликуд репатриантов
с Востока.
В этой ситуации бессребренники-идеалисты из среды репатриантов из Союза
стали активистами Ликуда, а позже – Тхии. Прагматики же разделились на
две группы: одни обратились к конкурентам и сделали неплохую карьеру в
Рабочей партии и Гистадруте, чем обеспечили и множество джобов своим друзьям
и близким; другие – начали собственную политическую карьеру в Ликуде с
низов. Таким образом прагматики превратились в закрытые секты, оторванные
от масс. К началу массовой Алии 1990 они еще не закончили свою карьеру,
еще не заняли ключевых позиций.
Репатрианты из стран бывшего СССР прошли процесс вживания в израильскую
действительность. На мой взгляд – основная часть этого процесса это попытка
разобраться и понять суть государственного устройства страны. Ведь каждый
репатриант, слышащий тезис Шимона Переса "По мере прогресса в мирном процессе
будет усиливаться противостояние враждебных сил и будет расти количество
жертв мирного процесса" вспоминает сталинский тезис, который заставляли
заучивать наизусть в СССР со школьной скамьи и до стрости: "По мере прогресса
в построении коммунистического строя классовая борьба будет усиливаться
...." и т.д. Так же знакома им и популярная в Израиле поговорка: "Не нужна
протекция тому, у кого есть связи" – это был (и есть?) алгоритм жизни в
СССР (России?). Так же, как и полицейское насилие, фабрикация "дел" в прокуратуре,
судьи, штампующие приговоры по указке "свыше"... Также знакомо насаждаемое
СМИ ощущение, что правящая партия, полиция и ШАБАК всегда все знают лучше
и всегда правы. Легко было приспособиться и к языку СМИ: и там, и здесь
под суперлативом "Народно-освободительные движения" скрывались террористические
банды. Знакома и система, при которой гражданину необходимо ради собственного
благоустройства вступить в "правильную партию" и как можно громче по любому
поводу кричать, что председатель партии и правительства - герой и спаситель,
и ругать всех, кто голосует "против". И поразительна знакома им система,
при которой глава правительства уверен, что получив от народа мандат на
власть, он может делать с ним что ему угодно, вне всякой связи с собственными
обещаниями и народными чаяниями.
Все это мы уже прошли, приобретя богатый опыт. Опыт этот говорит:
не можешь бороться – приспосабливайся! И тогда, как и сейчас, немногие
выбрали путь борьбы. Выбор большинства – приспособиться – породил "русские"
партии, которые, как и там, решали проблемы устройства лишь своих товарищей,
тем самым лишь усугубив недоверие масс к государственной системе, и привело
к циничному использованию олимовских бед в политических целях.
Партия "ДА!" была создана А.Кошаровским после того, как он не получил
реального места в избирательном списке Ликуда. Однако, даже проиграв на
выборах, но проявив политическую активность, немедленно получил теплое
место в Ликуде для себя и своих друзей в обмен на расформирование собственной
партии. С тех пор об их активности мало кто слышал, зато и другие партии
стали бронировать места в своих списках для репатриантов.
Так нашел себе местечко в Шинуе Ясинов.
ИБА стала удобным трамплином для своих лидеров в Ликуд, Аводу, МЕРЕЦ.
Бухарцы создали самостоятельный избирательный список – получили бронированное
место в ШАС.
Те же, кто делал самостоятельную карьеру внутри партий – до сих пор
заняты проблемой политического выживания. Им не до нас с вами.
Удачная интеграция восточных общин, при помощи Давида Леви, в израильскую
экономику, финансовые структуры, адвокатсткий рынок, армейскую карьеру
и в шоу-бизнес шокировала израильскую элиту. Уступка еще одной доли "пирога"
репатриантам из России могла бы лишить их не только экономического, но
и политического влияния: не секрет, что многие, слишком многие израильские
политики-ветераны состоят в разной степени родства с ведущими экономическими
кланами и хозяевами СМИ. Экономические реформы Биби еще больше усилили
конкуренцию – добавить еще и "русских"? Кто в Израиле готов к функционированию
в таких жестких условиях свободного рынка? Поэтому, если не удается справиться
с Леви и Биби – то хоть от "русских" избавиться! Даже ценой усиления негативной
внутриобщественной обстановки, раздувая слухи о "русской мафии",
принимая косвеное участие в травле бизнесменов-евреев, развязанной Путиным.
Все заняты самими собой. Некому позаботиться о Стране!
Необходима новая политическая сила в Израиле, которая предпочла бы
справедливость популизму, действия – лозунгам, самоотверженность – компромиссам.
Все лучшие силы, оставшиеся верными идеологии национального еврейского
движения, тратятся сегодня впустую. И "Манхигут Йегудит", и движение против
отступления из Гуш-Катиф действуют в рамках приспособления к существующей
действительности. Цена их ошибки безмерно велика, а победа может оказаться
пирровой. Идеологическая реформа в отдельно взятой партии Ликуд, даже в
случае успеха, отторгнет от него ту электоральную массу, за счет которой
Ликуд удвоил количество мандатов в Кнессете – бывших избирателей Аводы
– и перестанет быть той большой политической силой, способной изменить
политическую ситуацию в стране. В случае их поражения в Ликуде будет создана
иллюзия поражения всего идеологического лагеря, и "Манхигут Йегудит" будет
исторгнута из Ликуда в... никуда.
Поселенческий Совет ЙЕША, согласившись на референдум по вопросу об
отступлении из Гуш-Катиф, нивелирует идеологический аспект борьбы, а в
случае вполне вероятного поражения на референдуме создаст прецедент гораздо
более опасный, чем бегино-садатское соглашение в Кемп-Дэвиде. По вопросу
Иудеи и Самарии уже не потребуется даже референдума.
Решение находится вне существующей системы. Не нужно бояться "раскола",
ведь благословляем же мы на исходе каждого Шаббата "Авдалу" – разделение,
совершенное Всевышним при сотворении Мира: света – от тьмы, воды – от суши,
неба - от земли, еврейского народа – от всех остальных, то есть –
расставление всего по своим местам.
Все идеологические национальные силы должны объединиться не на политической
основе, подсчитывая электоральный потенциал и заранее договариваясь о дележке
джобов и портфелей, а на идеологической, подразумевающей не компромисс
и не локальные интересы, а самоотверженную борьбу за будущее самого государства.
Народ не готов сегодня достичь консенсуса для принятия всеобъемлющей
Конституции, которая отменила бы и заменила собой все турецкие и мандаторные
законы. Но необходимо установить немедленно, как промежуточное решение
проблемы, несколько незыблемых норм.
Объединенный национальный идеологический блок должен потребовать отставки
действующего правительства и Кнессета и призвать к бойкоту новых выборов
до принятия следующего минимума основных (конституционных) законов:
Эрец-Исраэль принадлежала, принадлежит и будет принадлежать исключительно
еврейскому народу. Территория государства Израиль дарована еврейскому народу
Б-гом в вечное пользование и наследуется еврейским народом из поколения
в поколение. Территория государства Израиль является национальной святыней,
и ни целиком, ни частями не может быть добровольно передана или поделена
с другими народами.
Современное государство Израиль является результатом начала возрождения
еврейского государства, разрушенного в процессе оккупации интервентами
в период с разрушения Храма и до наших дней.
Израиль – государство всего еврейского народа. Каждый еврей, вне зависимости
от места нахождения, проживания и подданства, имеет право получить израильское
гражданство, право голоса на выборах в Кнессет, защиту его интересов и
национального достоинства всеми доступными государству Израиль средствами.
Израиль – Еврейская Национальная Республика. Исключительное право на
установление законов гсударства принадлежит еврейскому народу, посредством
Кнессета, избираемого евреями, в соответствии с Конституцией государства.
Не-еврей имеет право на проживание в Еврейской Национальной Республике
Израиль, на основании одного из следующих статусов: турист, временный житель
с разрешением на работу, постоянный житель. Права, интересы и достоинство
жителей по этим статусам обеспечивается законами Израиля, на основе еврейской
традиции «Не притесняй пришельца».
Имеет право быть членом политических партий, на личной или фракционной
основе, но не имеет права голоса на выборах в Кнессет.
Законы государства, принятые или утвержденные Кнессетом, не могут противоречить
еврейской традиционной Галахе, даже в случае, если они ей и не соответствуют.
Министры правительства.
Назначаются главой правительства на основании профессиональной пригодности,
после прохождения тестирования на соответствие предварительным критериям.
Не являются депутатами Кнессета.
Утверждаются Кнессетом. Отчитываются перед Кнессетом. Могут быть уволены
большинством (2/3) Кнессета при неудовлетворительном результате отчета.
Верховный апелляционный суд.
Избирается независимой общественной комиссией из числа судей и даянов
раввинских бейт-динов.