Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Поистине тот, кто не ценит жизнь, тот ее не заслуживает
Леонардо да Винчи


Начало главы «Шмини» повествует о последнем, восьмом, дне освящения Мишкана — переносного Храма, сопровождавшего евреев в их странствиях по пустыне. Но этот день был омрачен страшной трагедией: два старших сына первосвященника Аарона погибли при попытке принесения воскурений, когда было закончено освящение Храма.

”И взяли сыны Аарона, Надав и Авиу, каждый свой совок, и положили в них огня, и возложили на него смесь благовоний, и воскурили пред Богом огонь чуждый, какого Он не велел им. И вышел огонь от Бога, и пожрал их, и умерли они пред Господом” (Шмини: 1-2)

Братья взяли угли не с внешнего жертвенника, как велел им Всевышний, а из другого источника, и внесли их в храм. И это стоило им жизни. Но зачем они это сделали, что их толкнуло на этот шаг?

Вспоминается анекдот:
Бригаде, работавшей на дне карьера, сообщили, что привезли аванс. Так быстро по карьерной лестнице не поднимался никто.

Вероятно, Надав и Авиу тоже хотели быстро подняться по карьерной лестнице. Ну как же, мало того, что они сами принесли священный огонь, так их огонь еще и пахнет приятнее, чем у других!

В конце главы «Мишпатим» перечисляются четыре человека, помимо старейшин народа, удостоившиеся после Синайского откровения подняться на гору, дабы лицезреть Шхину — Божественное присутствие. Это Моисей, Аарон, Надав и Авиу. В этот момент старшие дети Аарона были выделены среди остальных. Но жизнь диктует свои правила, и сразу после спуска с горы Синай Надав и Авиу были отодвинуты на второй план, а вместо них на сцену выходят два персонажа, удостоенные роли лидеров, — Иисус Навин и Хур. Подобная «отставка» оставила горькое ощущение у братьев, уже видевших себя вождями народа. Во время освящения Мишкана Надав и Авиу были поставлены в один ряд с младшими братьями, что побудило обиженных совершить нечто, что могло бы вновь возвысить их над остальными.

Не слишком ли суровое наказание за, казалось бы, ребячество и шалость? Ведь это страшная смерть на глазах у всего народа, причем, отец бунтарей — Аарон — был поставлен в такие условия, что даже не мог открыто горевать по сыновьям!

На самом деле, Всевышний предостерег народ Израиля от страшного явления, на протяжении истории губившего не только отдельных людей, но и целые народы и даже страны. Сейчас оно называется волюнтаризмом!

Этот термин ввел в обиход немецкий социолог Фердинанд Теннис в 1883 году, но соответствующие идеи, признававшие главенство воли над разумом, существовали значительно раньше. В родном языке родоначальника германской социологии значение слова Voluntarismus подразумевает «произвольные решения».

Волюнтаризм, как направление в философии и психологии, противопоставляет волю разуму вкупе с объективными законами общества и природы. Решающая роль отводится проявлениям субъективности человека, сознательно и целеустремленно преследующего свои цели.

А если проще, то это поведение, которое выражается фразой «что хочу, то и ворочу» или её более модным аналогом «моя жизнь — мои правила».

Что это означает в политике? Знаменитая фраза Людовика ХIV «Государство — это я!» характеризует короля-солнце как волюнтариста. Для достижения цели волюнтарист не останавливается ни перед чем, и вряд ли кому-то надо объяснять, что такое «культ личности» и каковы его последствия!

Чем чреват волюнтаризм в экономике? На уровне семьи — это кредиты без малейшей возможности возврата ссуды, покупки в рассрочку, стремление приобрести ненужную вещь, когда для этого нет возможностей, и многое другое.

В глобальной экономике волюнтаризм — это пренебрежение законами развития общества и рекомендациями экспертов.

— Товарищ прапорщик, остановите поезд.
— Поезд стой, раз, два!


Подобно прапорщику из анекдота, находящиеся у власти волюнтаристы пытаются отменить законы денежного обращения, закон стоимости, а также закон спроса и предложения прямыми указаниями сверху. Например, «закрепить» курс доллара на определенной отметке. Да вот загвоздка, он почему-то не закрепляется, а «идет гулять» на «черный рынок».

История предлагает немало примеров губительного влияния волюнтаристских идей. Римский император Калигула, падкий до роскоши деспот и диктатор, вконец разорил государственную казну. После чего решил, что поправить дела можно …собрав на морском побережье обычные ракушки и объявив их деньгами. Но даже самый могущественный правитель не может «придумать» деньги. Раковины Калигулы не имели никакой ценности, их никто не принимал, и затея кончилась крахом.

Политика «После нас хоть потоп!», которую проводил тяготевший к роскоши и развлечениям Людовик ХV, разорила казну и привела Францию к упадку.

Поворот рек, неудачное освоение целинных земель, стремление обогнать и перегнать Америку — все это экономический волюнтаризм.

Наиболее яркие представители волюнтаристского направления в философии — Шопенгауэр и Ницше. Отдавая дань модному в конце XIX века биологизму, Ницше создал «философию жизни», основанную на биологическом волюнтаризме. В своих работах Ницше пишет об относительности морали, когда полезное и справедливое для одних оказывается аморальным для других. По мнению философа, на просторах Европы культивируются «неудачные виды человека», которые в скором времени должны быть заменены на новую породу «сверхчеловека».

Такими «сверхлюдьми» возомнили себя сторонники и последователи Гитлера, взявшие на вооружение философию Ницше, его идеи о «сильной расе», что привело к известному результату.

Так что, когда один из героев культовой комедии «Кавказская пленница» в исполнении Фрунзика Мкртчяна в ответ на реплику балбеса, сыгранного Юрием Никулиным, «это этот, как его, волюнтаризм», произносит: «Прошу в моём доме не выражаться», то он, в общем-то, прав.

Прав и Всевышний, наказавший Надава и Авиу, стараясь уничтожить волюнтаризм на корню.

http://hadashot.kiev.ua/content/shmini-moya-zhizn-moi-pravila-ili-koe-chto-o-volyuntarizme