Maof

Saturday
Feb 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
«Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие», — говорит Моисей народу Израиля. Благословение, которое последует в награду за исполнение заповедей Всевышнего, и проклятие — если они будут нарушаться. Заповедь благотворительности обязывает еврея помочь нуждающемуся собрату подаянием или займом. В Субботний год (наступающий раз в семь лет) все долги должны быть прощены, а еврейские рабы отпущены на свободу.

В этой недельной главе особое внимание уделено социальной справедливости. Обычно русское слово милостыня переводится на иврит как цдака, но корни этих слов абсолютно разные. Милостыня — от слова милость — подразумевает, что хозяин по милости своей подал нуждающемуся. Цдака в переводе с иврита означает «справедливость». Этим подчеркивается, что подаяние не является чем-то особенным — это лишь способ восстановления справедливости. С точки зрения обычной морали мои деньги принадлежат только мне. Я никому ничего не должен, поскольку зарабатываю своим трудом, и если считаю возможным что-то дать от щедрот своих — это подарок, который я вовсе не обязан делать.

С точки же зрения Торы все доходы даются человеку Свыше. И часть этих средств изначально предназначена для того, чтобы еврей потратил их на заповеданные нужды, в том числе на помощь бедным. По отношению к этим деньгам он выступает не как хозяин, а в качестве сторожа, которому поручено их раздать. Следовательно, если человеку дали деньги для распределения, то справедливость состоит именно в том, чтобы передать их по назначению.

Эта концепция и позволила мудрецам Талмуда постановить, что можно взимать деньги в пользу бедных даже в принудительном порядке. При этом еврейская система благотворительности в какой-то степени является аналогом института государственного страхования, где человеку говорят, что он должен приобрести специальный страховой полис на случай, если окажется в ситуации, когда не сможет самостоятельно себя обеспечивать.

На самом деле понятие цдака — очень объемное. Оно намного шире, чем «госстрах», и включает в себя все виды материальной помощи другому человеку. Цдака — это не только денежное подаяние. Рамбам перечисляет восемь степеней цдаки. Самая высокая предполагает оказание помощи бедному еврею ссудой, включение его в свой бизнес или поиск для него работы, т.е. «укрепление руки его», когда он сможет позволить себе больше не обращаться за помощью. Денежная поддержка — не единственная в своем роде. Бедному выделяют колосья, растущие на краю поля или опавшие во время сбора урожая, а также забытые снопы. А в семилетнем цикле еврейского календаря есть два года, когда беднякам дают целую десятину.

В недельной главе Реэ мы читаем:
Если будет у тебя нищий, из братьев твоих на твоей земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе, не скрепи сердце твое и не сжимай руки твоей перед братом твоим нищим… но раскрывай ему руку свою и давай ему взаймы по мере нужды его (Реэ 15: 7-8)

Здесь, как мы видим, изложены две заповеди о цдаке: повелительная — давать — и запретительная — «не сжимать руку».

Как правило, бедный человек страдает вдвойне. Во-первых, ему не хватает средств на покупку необходимой еды и других элементарных вещей. Во-вторых, и это не менее важно, он теряет свой социальный статус и общественную значимость. Даже если у него много достоинств, на него не обращают внимания, его слова не имеют веса. Друзья и знакомые стараются его не замечать… Всё это тяжело даже для потомственного нищего. А о человеке, который жил в достатке, а потом потерял свое состояние, и говорить нечего.

Повеление о цдаке учитывает оба момента. Она нацелена как на удовлетворение сиюминутных потребностей бедного, так и на то, чтобы он при этом не стыдился принимать помощь от других. Помимо этого часть заповеди состоит в том, чтобы восстановить статус человека, помочь ему перестать быть нуждающимся. Суметь сделать так, чтобы он снова обрел уважение, хотя бы в собственных глазах.

Сколько нужно выделять на цдаку? В Торе сказано: «По мере нужды его». То есть столько, сколько необходимо для восстановления его общественного статуса. А это серьёзная сумма. Не всегда она может находиться в руках одного человека. Должен ли каждый человек пытаться полностью решить все проблемы бедного? Или эта обязанность возложена только на общество в целом?

Вопрос спорный, но большинство мудрецов полагают, что должна быть создана общественная касса цдаки, из которой можно осуществлять долгосрочные программы помощи, способные спасти человека от нищеты и снова поставить его на ноги.

Поскольку нуждающихся много, а денег мало, возникает вопрос: кому помогают прежде всего? Ответ содержится в рассматриваемом сегодня разделе:
Раскрывай свою руку брату твоему, беднякам твоим и нищим твоим в стране твоей (Реэ 15: 11)

То есть, прежде всего помогать надо родственникам, потом беднякам родного города и своей страны.

В статье использованы материалы раввина Давида Канторовича

http://hadashot.kiev.ua/content/ree-milost-vs-cdaka-ili-koe-chto-o-spravedlivosti