В хайфской галерее "Пирамида" (согласно ряду источников, субсидируемой
властями) выставлены восемь копий с картинок, нарисованных... Адольфом
Гитлером.
Такое сообщение воспринимается любым здравомыслящим как первоапрельская
шутка. Увы – издевательская и кровавая...
Когда летом 1942 года танки немецкого генерала Роммеля громили англичан
в северной Африке и стремительно приблизились к границам Египта, чтобы,форсируя
Суэцкий канал, ворваться в подмандатную Палестину; когда, в то же время,
смертоносные зондеркоманды SS были переброшены из Восточной Европы на северное
побережье Средиземноморья и готовились к броску на Землю обетованную, чтобы
повторить здесь Бабий Яр, тогда еврейский Б-г уберёг местный ишув от участи
европейских собратьев.
Но и потомки маккавеев не готовили хлеб-соль гитлеровским ордам. В
горных и лесных окрестностях Хайфы формировались силы противостояния и
готовилась инфраструктура военного сопротивления. Только недавно созданные
отряды ПАЛМАХ со штабом в хайфском квартале Хадар ха-Кармел были ударной
силой специально разработанного для "приёма" врага "Хайфского плана".(Стоит
вспомнить, что его разработчиками и руководителями были Иоханан Ратнер
и Ицхак Саде. Первый - преподаватель Техниона, профессор архитектуры, бывший
штабной офицер российской армии, назначенный Бен-Гурионом в канун Войны
за Независимость руководителем Совета планирования при чрезвычайных положениях,
первый военный атташе Израиля в СССР. Второй (настоящая фамилия Ландоберг)-
прибыл в Страну из России в 1920 году в группе последователей Трумпельдора
и, включившись в строительсто системы национальной обороны, в течение более
четверти века, вплоть до возникновения Государства Израиля, был виднейшим
руководителем "Хаганы", неизменно входя в её верховное командование,стал
носителем идеи создания ПАЛМАХа, и в недрах этих ударных отрядов вырастил
многих израильских военачальников, в том числе Моше Даяна и Игаля Алона).
Игаль Алон вспоминает: "Общие принципы этого плана можно определить
коротко и просто: Хайфа и залив, Кармель и цепь гор в Галилее вокруг Изреэльской
долины станут защитной зоной, имеющей хорошие шансы на оборону". Кстати,
в Палестине тех военных лет отрабатывались и партизанские формы сопротивления
фашистам: в роще Мишмар ха-Эмек функционировал полностью "немецкий" военный
тренировочный лагерь - язык общения, команды, уставные отношения, символика,
режим - всё по образцу вермахта. (Известно, что англичанам удалось остановить
армаду Роммеля в Северной Африке, а "немецкий отдел" ПАЛМАХа дал бой фашистам
в составе Еврейской бригады на итальянском фронте.)
Рассматривая все возможные последствия прихода войск Гитлера на землю
Израиля, не исключался даже гипотетический вариант повторения на горе Кармель
героико-трагической истории Масады. К счастью - тогда обошлось...
А сегодня - без боя, без танков - Амалек пришёл в ту же Хайфу, теперь
уже свободного Израиля. И тут не скажешь "бойся данайцев, дары приносящих"
- сами своими руками ввели чудовище в выставочную галерею. И нет тому
мотивов оправдания, подобных
защите гениальной музыки жидоеда Вагнера. Цветовое сюсюканье Гитлера
(Шикльгрубера) ведь и не искусство вовсе, и если он и творец, то лишь
величайших злодеяний в истории человечества. Экспозиция его сентиментальных
опусов (букетики, цветочки) в хайфской галерее - верх этического и эстетического
нигилизма и всеядности, попрание памяти Холокоста и откровенный антинациональный
выпад. О вкусах спорят, когда они оскорбляют память миллионов. В конце
концов, это не редкий пример, когда дурно пахнущая реклама, рассчитанная
на небрезливого покупателя, проталкивает тухлый интеллектуальный товар.
Много хуже, что постыдный в еврейской стране эпизод вписывается в общую
деструктивную тенденцию неосионизма, исторического авангардистского разрушения
патриотических "мифов", в эпидемию нигилизма, в том числе духовного и национального,
в слишком расширительное толкование либерализма, где дозволенное не знает
слова "нельзя", а завлекательное "можно" не требует и даже не предполагает
соответствия общечеловеческим и национальным моральным нормам.
Мне напомнят поэтическое усыпительное "зачем бесплодно спорить с веком,
обычай деспот меж людей", ведь так сегодня у всех, во всём мире. У всех?
Во всём мире? А цунами негодований в мусульманском мире в ответ на оскорбление
его святынь (оскорбление реальное или умышленно спровоцированное и гиперболизированное,
неважно в данном случае)? Не в пример привожу - в предостережение. Но дело-то
в том, что мы - не ВСЕ. Не по богоизбранности и библейским сказам - по
суровым реалиям: географическим, демографическим, этническим, историческим
и религиозным. Для нас национальный и нравственный пофигизм - смерти подобен.
Прогрессирующая национальная индифферентность не оставит евреям надежды
- в случае повторения сценария древнего изгнания и рассеяния - на новое
национальное возрождение: скрепы иудаизма ослабли, обручи вынужденного
сепаратизма лопнули, объединительные и созидательные, духовные и этнические,
резистентные и центростремительные силы наши могут оказаться необратимо
пораженными генетической дряблостью и национальной усталостью и уступят
- без особого сопротивления (не исключено, что и с постыдной готовностью)
- центробежным тенденциям: раствориться, ассимилироваться, стать как все.
Страшусь будущего, где, хас ве-халила, скажут: "Евреи? Был такой древний
народ". Конечно, человечество потеряет... но утешится и пойдёт дальше.
Типун мне на язык.