Образование Израиля было ошибкой – так считает обозреватель газеты, еврей
Информация о материале
Автор: Пол Гринберг
Рейтинг: 1 / 5
Если действительно существуют какие-то рациональные законы истории,
законы, которые определяют расцвет и упадок следующих одна за другой цивилизаций,
в чем постоянно пытается убедить нас мудрый профессор Тойнби, израэлиты
должны были исчезнуть вместе с ханаанеянами, евуситами, амалекитянами и
всеми прочими –янами и –итами. Но они по-прежнему обретаются здесь, как
если бы были неким символом.
Журналист, ведущий колонку в газете «Вашингтон Пост» понял, в чем заключается
проблема Ближнего Востока – в государстве Израиль.
Да, представьте себе – его даже не стоило затевать. Это историческая
ошибка. Давайте процитируем Ричарда Коэна:
«Самая большая ошибка, которую может сделать сейчас Израиль – это забыть,
что он сам является ошибкой. Это была честная ошибка, ошибка, сделанная
с лучшими намерениями, ошибка, в которой нельзя обвинить никого, но сама
идея создать страну европейских евреев в районе, населенном арабскими мусульманами
(а также отчасти христианами) привела к тому, что там уже в течение столетия
идет война и террор вроде того, которые мы наблюдаем сейчас. Израиль
сражается с Хизбаллой на севере и с Хамасом на юге, но его наиболее грозный
враг – сама история».
Колонка его с этим текстом была опубликована в номере «Вашингтон Пост»
от 18 июля 2006 года. Если вы хотите поверить в это, вам следует прочесть
ее всю.
Какая жалость, что путешествия во времени – феномен чисто теоретический.
Потому что было бы интересно нежно взять брата Коэна за руку, как это делают
с маленьким ребенком или с пациентом, страдающим амнезией, и отвести его
назад в 1948 год, год образования Израиля, когда на Ближнем Востоке шла
другая война.
Он мог бы рассказать всем этим еврейским беженцам, выгружающимся на
причалы Хайфы – после долгого пребывания в лагерях для перемещенных лиц
в Европе или за колючей проволокой в лагерях, организованных англичанами
на Кипре – что они совершают большую ошибку.
Он мог бы сказать им, что им следует повернуть назад и направиться
в … ну, если подумать, не было ни одного места в мире, где их хотели бы
принять, не правда ли?
Или мы могли бы отправиться с г-ном Коэном безлунной ночью, скажем,
1938 года на берег моря где-нибудь под Тель-Авивом, чтобы поприветствовать
утлое суденышко, заполненное еврейскими беженцами, которым удалось прорваться
через английскую блокаду. Он мог бы попытаться убедить их вернуться в теплую,
дружественную, gemutlich (уютную) Германию. Или направиться в какое-нибудь
другое место в очаровательной континентальной Европе, которой вскоре предстояло
превратиться в одно большое еврейское кладбище. Только без такой пустяковой
формальности, как надгробный камень.
Ричард Коэн, пусть он будет здоров, по-видимому, не знает о евреях
из арабских стран или из Африки, которые тоже бежали в Израиль в течение
многих лет – и помогли построить единственную на Ближнем Востоке функционирующую
демократию, как бы ее ни критиковали.
Не ведает он, похоже, и о том, что израильские корни в этой части мира
уходят в прошлое не на одно или несколько столетий, а на тысячелетия; Израиль,
на самом деле, последнее из трех еврейских государств, которые возникали
на этом, столь оспариваемом клочке земли. Если это и ошибка, то такая,
которую история повторяет вновь и вновь. Можно сказать, что это судьба.
Или даже Провидение.
Колумнист Коэн прав в одном: история всегда устраивала Израилю трудный
экзамен с тех пор, когда она существовала, эта история.
Вавилоняне покончили с первым еврейским государством, римляне – со
вторым. И Вавилон, и Рим были в свое время великими державами, но почему-то
их сейчас нет с нами. А Израиль есть. Кто бы мог подумать? Что за упрямый,
жестоковыйный народ – как все его лидеры вынуждены были убедиться?
Если действительно существуют какие-то рациональные законы истории,
законы, которые определяют расцвет и упадок следующих одна за другой цивилизаций,
в чем постоянно пытается убедить нас мудрый профессор Тойнби, израэлиты
должны были исчезнуть вместе с ханаанеянами, евуситами, амалекитянами и
всеми прочими –янами и –итами. Но они по-прежнему обретаются здесь, как
если бы были неким символом.
Если говорить об ошибках истории, что можно сказать о еврейском присутствии
в Европе? Посмотрите, что из этого вышло через каких-нибудь пару тысяч
лет. Почему, ну почему евреи позволили этой толпе римлян перетащить нас
туда? Может быть, потому, что у пленников не было выбора?
И если можно верить древним сказаниям, старому фараону понадобилась
почти вечность для того, чтобы решить, хочет ли он, чтобы израэлиты ушли
из Египта или чтобы остались, чтобы держать их у себя в качестве рабов
или сказать им, чтобы они убирались подальше, ради всего святого, особенно
после всех этих казней, постигших его страну?
Может быть, израэлитам надо было оставаться там, в Египте, со всеми
своими горшками с мясом. Вместе этого они предпочли блуждать по пустыне
– не имея никакой еды, кроме манны небесной, и ничего другого, кроме как
постоянно попадать в переделки. Но какой у них был выбор? Предание говорит,
что они следовали некоему божественному указанию – а кому дано оспаривать
мифическое? Это так же бесполезно, как пытаться предвидеть историю.
И вот тогда, если задуматься обо всех других проблемах, которые были
порождены сотворением мира … что ж, у Всевышнего найдется много чего, чтобы
ответить г-ну Ричарду Коэну.
Пол Гринберг, редактор редакционной полосы газеты «Арканзас Демократ-Газет»,
лауреат Пулитцеровской премии за написание редакционных статей.