{nomultithumb}
Ну что ж, вернисаж продолжается. Первым был француз, теперь настало время заняться британцами. То есть не всеми британцами, а только антисионистами. А их в Британии было/есть предостаточно. Наверное, самый известный британский антисионист – А. Дж. Тойнби, но с ним мы разберемся потом. Как и со многими другими. Сегодня нашим героем будет генерал сэр Эдвард Спирс (Spears) – душа, сердце и мотор британского антисионизма в годы, предшествовавшие созданию Израиля.
Сэр Эдвард родился 7 августа 1886 года во Франции. В его жилах активно перемешалась и бурлила английская, французская, ирландская, и как утверждали недоброжелатели – еврейская кровь. Но об этом потом. Воспитывался и рос Спирс во Франции, в бургундском имении бабушки и в Ирландии, в графстве Kildare. Потом интернат для мальчиков в Германии. После окончания интерната Спирс выбирает военную карьеру и призывается в Kildare Militia. В 1906 переходит в кавалерию. Полк отправляют в Индию, однако из-за травмы, полученной во время игры в поло, Спирс остается дома.
В 1914 начинается мировая война. Родившийся и долгое время проживший во Франции Спирс в совершенстве владеет французским, знает местную психологию и ментальность. Его назначают офицером по связям между ставкой фельдмаршала Френча и штабом генерала Ланзерака, командующего 5-й армией. Спирс блестяще проявляет себя на новой должности, не ограничиваясь при этом штабной работой – он участвует в боях, 4 раза получает ранения и награждается «Military Cross». Там же, на Западном Фронте, Спирс знакомится с Уинстоном Черчиллем – в будущем, дружба с Черчиллем сыграет в судьбе Спирса важную роль. В 1917 сэр Эдвард назначается главой Британской военной миссии в Париже. Вместе с назначением приходят и погоны – войну Спирс заканчивает бригадиром. В 1920 он увольняется из армии и решает заняться политикой. Спирс вступает в Либеральную партию и избирается в Парламент. Правда, первый раунд парламентской жизни заканчивается для Спирса бесславно – в 1924 он проигрывает выборы. В 1931 Спирс снова пытается попасть в Парламент – на этот раз от Консерваторов. Его избирают, и до 1945 он прибавляет к своему имени почетную приставку MP.
В 1939 начинается новая война. И снова нужно координировать действия англичан и французов. Ставший премьер-министром Черчилль хорошо помнит заслуги Спирса в прошлой войне и назначает его своим личным представителем при правительстве Франции. После разгрома Франции Спирс возвращается в Лондон. Правда, не один. Вместе с ним в Англию попадает генерал де Голль. Следующее назначение Спирса – представитель британского правительства в ставке Свободной Франции, а в 1942 году сэр Эдвард получает погоны генерал-майора и назначается главой британского представительства в Сирии и Ливане. Романтика Леванта пленит Спирса и в короткое время он становится ярым сторонником и поклонником арабов. Несомненно, подкупает Спирса и восточная лесть – местное население, и в первую очередь – арабские лидеры воздают Спирсу королевские почести. Как и многие до него, суровый генерал и неприметный заднескамеечник покорен навеки. Неясно, насколько трезво и объективно воспринимал Спирс арабский мир – вероятнее всего, для него арабы были в первую очередь бедуинами – свободолюбивыми, гордыми и воинственными кочевниками, а не оседлыми жителями грязных и бедных городов и деревень. Уже после возвращения в Лондон, Спирс пытается издать книгу, представляющую арабов именно в этом, романтическом свете.
В 1945 сэр Эдвард возвращается в Британию. Ему предстоят трудные выборы в Парламент. В своей предвыборной пропаганде Спирс активно использует арабскую тематику, утверждая, что 30 миллионов людей очень внимательно следят за происходящим в Carlisle, и если его не переизберут, то британско-арабской дружбе наступит конец. Английские обыватели не впечатляются и Спирс с треском проигрывает выборы. Правда, теперь у Спирса появляется свободное время, которое он может посвятить английско-арабской дружбе и борьбе с основным врагом арабов – сионизмом. Он создает С.А.А. – Committee for Arab Affairs – организацию, целью которой является лоббирование арабских интересов. Членами САА становятся влиятельные личности – члены Парламента, академики, журналисты, военные. Многие из них – например бывший губернатор Иерусалима Storrs, специалист по делам беженцев Hope-Simpson, зам.начальника ближневосточного отдела ВВС Barbour заслуживают отдельного рассказа и до них мы еще доберемся. САА была элитной, небольшой по численности, но очень влиятельной организацией. Напомню, что речь идет о 1945-1948 годах, то есть времени, когда решалась судьба создания еврейского государства. И решалась она, в первую очередь, в Лондоне. Членами САА были исключительно англичане – у евреев и арабов были свои антисионистские организации – Arab Office, Jewish Fellowship и др. За время своего существования организация Спирса выпустила множество брошюр, организовала большое количество встреч, лекций, слушаний в Парламенте. Во многом благодаря влиянию Спирса и с его предисловием был опубликован один из самых известных антисионистских трудов: “Palestine: Through the Fog of Propaganda” Абкариуса. По мнению Рори Миллера из King’s College, Спирс был ведущим антисионистом тех лет, во всяком случае, в Британии.
Антисионистская аргументация Спирса довольно стандартна. В ее основе лежит твердое убеждение в том, что дружба с арабами является основным приоритетом Британии, а сионисты могут очень сильно навредить этой дружбе. Стал ли Спирс антисионистом, не будь здесь замешаны арабы – хороший вопрос. Четкого ответа на него, естественно, нет. Однако, став антисионистом, сэр Эдвард стал им окончательно и бесповоротно. Его аргументы не ограничивались лишь интересами Британии – он заявлял, что евреи не нация, а всего лишь религия, обвинял евреев в расизме и проводил параллель между сионизмом и нацизмом. Естественно, были и стандартные для любого антисиониста обвинения в превратной трактовке библейского текста. Несмотря на то, что Спирс знал о существовании еврейского антисионизма, еврейство и сионизм для него были совершенно идентичны. В своей защите арабских интересов Спирс даже предлагал открыть Британию для еврейской эмиграции – исключительно ради того, чтобы не допустить евреев в Палестину. Часто Спирс ставил арабские интересны выше Британских, при этом активно обвиняя английских сионистов в двойной лояльности. Бывает. Неоднократно Спирс бывал настолько резок в своих обвинениях, что это делало его смешным и скорее помогало сионистам, чем вредило им. Иногда его выступления носили явный антисемитский характер.
Был ли Спирс антисемитом? Скорее всего, да. И немалую роль здесь сыграли слухи о его еврейском происхождении. Подтвердить или опровергнуть эти слухи невозможно, но факт тот, что они преследовали Спирса на протяжении всей его жизни. В молодости Спирс даже сменил фамилию с Spiers на более благозвучную Spears. Однако обвинения и слухи не прекращались, и это делало сэра Эдварда все более и более агрессивным. Однако любые обвинения в антисемитизме он отметал на корню и даже заявил однажды что: “I am certainly not anti-Semitic and some of my best friends are Jewish”. Классика жанра, не правда ли?
После создания Израиля САА прекратил свое существование, однако Спирс таяк и остался воинствующим антисионистом. Он ушел из политической жизни, занимался бизнесом, писал книги о своей армейской службе. В 1953 ему был пожалован титул баронета. Последний всплеск общественной активности Спирса пришелся на 70-е, когда он вместе со многими другими ветеранами САА участвовал в работе Council for the Advancement of Arab British Understanding – проще говоря, арабского лобби в Британии. В 1974 сэр Эдвардс Спирс оставил сей бренный мир.
"Живой журнал" e-f