Рав Элмер Бергер родился в 1908 году в семье еврейских эмигрантов из Германии. По словам самого Бергера, он был антисионистом с
рождения и даже раньше – его семья принадлежала к реформистскому течению в иудаизме, а в то время понятия «реформист» и
«антисионист» были практически синонимами. Наверное, стоит сказать несколько слов о реформистском иудаизме в США и его позиции
относительно сионизма. Реформистский иудаизм появился в Америке примерно в середине 19-го века, вместе с волной еврейских
эмигрантов из Германии, Австрии и Богемии. Начали создаваться первые реформистские общины – на восточном побережье, в Цинциннати,
Техасе, да и во многих других местах. Особый толчок развитию реформизма в США дает рав Исаак Майер Вайс, эмигрировавший в США из
Богемии. Энергичный, харизматичный лидер, рав Вайс становится лидером реформистского движения. Вайс, как впрочем, и другие
реформисты, боготворили Америку и ее политический строй. По словам Вайса, США – «универсальная республика», а иудаизм –
«универсальная религия». Универсализм иудаизма, проявляется, по мнению Вайса, в наследии пророков – Амоса, Михи, Исайи и отказе от
узкой, «племенной» (tribal) и партикуляристской трактовки священных текстов. Реформизм отвергал еврейскую обособленность,
проповедовал ассимиляцию евреев и их растворение в обществах и странах проживания. Концепцию «немцев, французов, англичан и
поляков Моисеева вероисповедания», выдвинутую еще Мендельсоном в 18 веке, Вайс и его соратники довели до своего логического
завершения в манифесте реформистского иудаизма, Питтсбургской Платформе 1885 года. Реформисты отвергали существование еврейского
народа и заявляли: “We consider ourselves no longer a nation, but a religious community, and therefore expect neither a return to
Palestine nor a sacrificial worship under the administration of the Sons of Aaron, nor the restoration of any laws concerning the
Jewish State”. В соответствии с этой платформой, евреи не нация, а всего лишь религиозная община, то есть принадлежность к
еврейству не обуславливается никакими генетическими или культурными факторами, а всего лишь следствие осознанного выбора – верить
или не верить. Евреи – такие же американцы, как и все остальные и отличаются от своих соседей лишь вероисповеданием и ритуалами.
Евреи не обосабливаются в стране своего проживания, а растворяются среди своих сограждан и им не нужны никакие национальные,
культурные, политические и прочие организации, не говоря уже о государстве. А если евреев не любят или открыто дискриминируют, то
значит, евреи плохо стараются и им нужно лучше бороться за улучшение общества, в котором они живут. И когда-нибудь обязательно
взойдет она, звезда пленительного счастья и евреи сольются с остальным населением в экстазе равенства и братства.
В
этой атмосфере и родился Элмер Бергер и на этих идеалах воспитывался. Впрочем, не он один – так воспитывались очень многие его
сверстники. Просто Бергер, в отличие от остальных, так и остался твердолобым догматиком. В 1932 Бергер окончил реформистскую школу
раввинов в Цинциннати и стал раввином в реформистской общине города Понтиак, штат Мичиган. В 1936 он получает повышение и
переходит в гораздо более известную и богатую общину города Флинт. Раввин, сменивший Бергера в Понтиаке, оказывается сионистом и
резко критикует своего предшественника. Бергер вызывает его на публичный диспут и, если верить его автобиографии – сокрушает
своего противника. По результатам этого диспута на свет появляется первая антисионистская брошюра Бергера: “Why I am a Non-
Zionist”. Брошюра становится «бестселлером» а Бергер – известной личностью. Пока, правда, только среди евреев. Бергер не
останавливается на публицистике и создает в своей общине “Non-Zionist Committee” – одну из первых в США антисионистских
организаций.
Однако, несмотря на все усилия Бергера, американское еврейство все больше склоняется к сионизму. В Европе
бушует война, в США начинают проникать первые сведения о Катастрофе. Американские сионисты во главе с Брандайзом и Аббой Хилел
Сильвером становятся все активнее. Центр сионистского движения перемещается в США. Реформисты в панике – Питтсбургская Платформа
рушится на глазах. Конференция американских реформистских раввинов даже принимает на своем съезде резолюцию, поддерживающую
создание еврейской армии и отдельных еврейских частей!!! Антисионисты решают перейти в контратаку. В 1942, в Атлантик Сити группа
реформистских раввинов и интеллектуалов создает основную еврейскую антисионистскую организацию в США – American Council for
Judaism. Бергер становится исполнительным директором организации и ее лидером.
Идеология Council не очень отличалась
от Питтсбургской Платформы – евреи не нация, а религиозная община, а значит, не имеют права на государство. Кроме того, по этой же
логике Council требовала от правительства США запретить сионистские организации и утверждала, что поддержка сионизма противоречит
интересам США. А интересы США для американцев иудейского вероисповедания – превыше всего. Организация Бергера никогда не была
многочисленной – даже на пике популярности в ACJ состояло не более 15 000 членов, но это была элита американского еврейства.
Многие влиятельные американские евреи не состояли в ACJ, но поддерживали ее деньгами или другими возможными средствами, как,
например, семейство Сульцбергер – хозяева и издатели New York Times. С восторгом и энтузиазмом восприняли появление ACJ и в
Госдепе, особенно в ближневосточном отделе. Знаменитый американский арабист Лой Хендерсон был активным союзником Бергера и его
личным другом. Руководители Департамента обычно относились к ACJ со скепсисом и недоверием (за исключением, разве что Маршалла,
Даллеса и его замов), но среди среднего звена, обычно настроенного про-арабски, Бергер практически всегда находил поддержку.
Неплохо сложилось сотрудничество Бергера и с арабскими организациями в США, а также с арабскими дипломатами, что в общем, тоже
неудивительно. Среди американских политиков – конгрессменов и членов Сената, поддержка ACJ была минимальной и в своей биографии
Бергер неоднократно описывает свои безуспешные попытки найти поддержку на Капитолийском Холме. Но американские политики либо
подкуплены сионистами, либо просто боятся выступить против столь мощного лобби. В итоге Бергер окончательно разочаровывается в
американской политической системе и американских политиках. Вот бюрократы госдепа – совсем другое дело…
ACJ не удалось
предотвратить создание Израиля, однако, в отличие от британского Jewish Fellowship, Бергер не собирается складывать оружие. Он
сознает, что представляет позицию подавляющего меньшинства американских евреев, однако это не мешает ему выступать от имени всего
американского еврейства. Он уверен в своей правоте и намерен продолжать борьбу. Council организует многочисленные конференции,
издает книги, журналы, памфлеты, забрасывает Белый Дом, Госдеп и ООН петициями по всем возможным поводам. Нельзя сказать, что
общественная активность Бергера отличалась продуманностью, планированием и организаторскими способностями. Так, в начале 50-х, уже
после создания Израиля, Бергер направляет всю свою энергию и средства ACJ на компанию, демонстрирующую несоблюдение сионистами
Декларации Бальфура. Раз за разом он требует от Белого Дома и Госдепа вмешаться в происходящее в Израиле и заставить Кнессет
отменить «Закон о возвращении» и другие законы, протестует против публичных выступлений Бен Гуриона, Шарета и Вейцмана. Даже
верные союзники в Госдепе начинают уставать от активности и напора Бергера. Примерно в это же время Бергер начинает активно
заниматься палестинской проблемой. Он посещает Египет и Ливан, читает лекции об истинной натуре иудаизма, клеймит сионизм и
Израиль. Палестинцы становятся его близкими друзьями и союзниками. А вот в Америке ACJ переживает жесточайший кризис – число
членов Council стремительно падает, пожертвований становится все меньше и меньше и даже Сульцбергеры отказываются от поддержки ACJ
на страницах New York Times.
В 1969 Бергер встает во главе новой организации – American Jewish Alternatives to
Zionism, однако и эта организация не может похвастаться особенными успехами. Победы ACJ на политической арене можно пересчитать по
пальцам, однако эту организацию и её руководителей нельзя рассматривать исключительно в этом аспекте – уже само существование
подобных объединений является серьезным оружием в руках антисионистов всех мастей и народов. Еврейский антисионизм – опасное
оружие в руках врагов Израиля. Аргументы еврейских антисионистов – это аргументы «изнутри», и поэтому неудивительно, что книги
Бергера и других членов ACJ, как например Лазарона и Лилиенталя обильно цитируются большинством современных антисионистских
авторов и наш знакомый Гароди – замечательный пример этой распространенной тенденции.
За свою жизнь рав Бергер
написал немало книг: “A Partisan History of Judaism”, “The Jewish Dilemma”, “Judaism or Jewish Nationalism” – это далеко не полный
список его работ. Элмер Бергер умер в 1996 году. American Council for Judaism все еще существует и даже держит сайт в Интернете -
http://www.acjna.org/index.asp. Заходите, читайте.
"Живой журнал" e-f