Родственник президента Верховного суда в отставке Аарона Барака и бывший судья беэр-шевского окружного суда Дан Коэн, уже два с половиной года скрывающийся от израильского правосудия в Перу, вскоре может быть возвращен на родину, сообщает "Маарив". Лишь неделю назад Коэн стал фигурантом еще одного крупного дела.
В конце прошлой недели была разрешена к публикации информация о том, что беглый экс-судья, один из директоров Электрической Компании ("Хеврат хашмаль"), более десяти лет возглавлявший тендерную комиссию, подозревается в получении взятки от германского концерна "Сименс". В 2002 году концерн выиграл тендер на поставку ЭК трех турбин для производства электроэнергии на газовом топливе. Каждая из турбин обошлась компании в 100 миллионов евро. Двумя годами позже у того же концерна без какого-либо тендера купили еще две турбины. Коэн, контролировавший проведение тендеров в ЭК, заявил тогда, что турбины необходимы для расширения инфраструктуры, без их скорого приобретения "есть опасность прекращения поставок электроэнергии всему северу", а дешевле всего купить их у того же "Сименса". Теперь он подозревается в том, что за продвижение этой сделки он получил несколько миллионов шекелей. А две купленные турбины до сих пор пылятся на складах ЭК в Хайфе, так как никаких планов для их использования у компании на момент покупки не было. Более того, сегодня, когда в ЭК проверяют, что с ними вообще можно делать – выясняется, что нет никакой возможности их эксплуатировать на севере страны, так как неоткуда везти природный газ. Хранение и уход за этими лишним турбинами уже обошлись в несколько миллионов шекелей.
"Турбинными" взятками государственная прокуратура занялась только через два года после того, как Коэн отбыл в Перу. У этой страны нет договора с Израилем об экстрадиции преступников, но это, конечно, может быть просто совпадением. Бежал экс-судья в 2005 году после того, как он был трижды допрошен в рамках другого расследования, которое вел следственный отдел Управления ценных бумаг. Коэна подозревали в аферах в ходе приобретения ЭК в середине девяностых земельного участка у фирмы "Рогозин". Участок в 400 дунамов, который, по сути, не нужен был ЭК, был приобретен за... 180 миллионов шекелей. За сделкой стоял Коэн, также утверждавший, что без этого участка компания "не сможет развиваться".
В ходе этого расследования и были найдены документы о том, что экс-судья "продавил" вторую сделку с "Сименс". Подозревают, что взятка была получена через целую сеть подставных компаний.
Параллельно в ходе внутреннего расследования в концерне "Сименс" были найдены документы, свидетельствующие о том, что фирма практиковала методику дачи взяток во многих странах мира, и в том числе в Израиле.
Управление ценных бумаг просило тель-авивский окружной суд засекретить информацию о новом деле Коэна, однако суд удовлетворил запрос газеты "The Marker", потребовавшей сделать информацию достоянием гласности. По словам суда, общественность должна знать о такого рода преступлениях, и о таких преступниках. Источники в прокуратуре сообщают, что добровольно Коэн в Израиль не вернется, и поэтому Израиль потребовал у Перу его экстрадиции. Вчера стало известно, что Коэн будет выдан израильским властям только после того, как прокуратура предъявит властям Перу обвинительное заключение. Стоит отметить, что прокуратура все еще не приняла решения о передаче дела в суд расследование, хотя полиция закончила свою работу еще в январе этого года.
Дан Коэн родился в 1942 году. Учился в Еврейском университете, стажировался у ныне покойного президента Верховного суда Йоэля Зисмана. В 1969 году получил адвокатскую лицензию. Специализировался в сфере договорного права и юридической поддержке крупных проектов, торговых отношениях между компаниями. Преподавал различные дисциплины в тель-авивском университете и в университете Бен-Гуриона. В 35 лет стал самым молодым судьей окружного суда в Беэр Шеве, однако долго на этом посту не задержался, и перебрался в частный сектор, где также весьма преуспел.
10 лет Коэн был членом совета директоров Электрической компании, возглавлял тендерную и закупочную комиссии. Был директором компании "Ротем Дшаним" по производству удобрений – дочерней компании "Химикалим ле Исраэль", юридическим консультантом компании "Пи Глилот", тель-авивского муниципалитета, Управления Аэропортов, проекта НАТБАГ 2000 и т.д.
В 1999-ом году появилась на свет адвокатская коллегия "Дан Коэн, Шпигельман, Барак, Замир", куда вошли, как видно из названия, сыновья двух юридических советников правительства, ставших впоследствии судьями Верховного суда. С президентом Верховного суда в отставке Коэна связывают и родственные узы – его дочь замужем за сыном Аарона Барака Авнером, третьим номером коллегии.
В 2003 году началось следствие по делу о взятках Коэну, связанных с подозрениями в покупке Электрической Компанией по завышенной цене земельного участка у фирмы "Рогозин", что не помешало последней обанкротиться и оставить за собой многомиллионные долги, задолго предвосхитив похожий финал компании "Хефциба". После третьего допроса Коэн внезапно уехал через Турцию в Нью-Йорк, откуда перебрался в Перу. В прессе начали появляться статьи, обвиняющие его в связях как с преступным миром, так и с коррумпированными сотрудниками полиции, подделке документов и попытке подкупа судьи Верховного суда. Со ссылками на различные источники упоминались практически все его предыдущие места работы, а также намекалось, что, якобы, с поста судьи Коэна убрал лично сам президент Верховного суда Меир Шамгар, по подозрению во взяточничестве и связях с местными криминалами. Никакой официальной информации на эту тему не появлялось. Иск о защите доброго имени Коэном подан не был, вероятно, по причине его отсутствия в Израиле.
Сегодня адвокатская коллегия "Дан Коэн, Шпигельман, Барак, Замир" занимает в рейтинге Dun&Bradstreet 66-ое место среди ведущих адвокатских фирм Израиля, однако имени и биографии Коэна в списке партнеров нет – он скромно указан в качестве "советника", и больше никакой информации о нем получить нельзя. Единственное место, где биография Коэна все еще красуется рядом с послужными списками его партнеров – или бывших партнеров – это в рекламе коллегии на сайте www.nfc.co.il, которая не обновлялась аж с 2004-го года. Остается только посмотреть, сколько времени займет у адвокатов Шпигельмана, Барака и Замира отказаться от соседства с именем беглого судьи – или это соседство и сегодня, несмотря на все подозрения в коррупции, приносит больше пользы, чем вреда?