С презентации Института лидерства и демократии
Псевдоним Малка Файн
Объявление в газете несколько озадачивало программой: час - прием, полчаса -- приветствия, час --
дискуссия. Час на дискуссию при создании такой солидной организации? Да еще при том, что к
обсуждению предлагалась острейшая тема "Израильское общество при угрозе террора"? Напрашивалось
объяснение недостатком средств. А бедность, как известно, не порок…
Прием начинался с регистрации гостей и включал разнообразные изысканные угощения,
поданные а-ля-фуршет в элегантном холле на десятом этаже каньона "Азриели". Оживленные
интеллигентные лица постепенно наполняли холл, многие были знакомы и рады встрече.
Снабдив наушниками для синхронного перевода, точно по расписанию гостей пригласили в
уютный полукруглый зал. А когда выяснилось, что нас больше, чем предполагалось, служащие легко, в
минуты переместили трансформируемые деревянные панели, доведя размер зала ло необходимого.
Демократия улыбалась нам с каждой панели и с двух больших киноэкранов по бокам маленького, на
троих президиума.
Приветствуя публику, организаторы сообщили, что мы присутствуем на открытии Института
лидерства и демократии, созданного для прибывающих олим (а новых репатриантов в стране более
миллиона). Цель его создания - укрепление демократических ценностей, свободы прессы, продвижение
олим в израильское общество.
Начав со стихов Бертольда Брехта, Ализа Шенгар предложила: "Мы хотим уважать чужие
ценности и культуры в Израиле. Ведь нет народов, склонных к тоталитаризму. Есть лишь исторические
условия, в которые эти народы попадают"(1). Зал, заинтересованно вытянувший шеи, способствовал
ассоциациям.
…Мне вспомнился тернистый путь возрожденного иврита к роли главного в стране языка: не
чужие - свои плакали, требуя места под солнцем языку идиш (моему любимому!). Однако, оказать
почтение идишу мы возымели право не раньше, чем победил иврит - сегодня это очевидно…И так ли уж
важно, чем вызвана агрессивность соседей: национальным характером, или историческим этапом развития их
народа?
…А тем временем професор Кремницер говорил о планах института в развитии лидерства среди новых
олим, и о том, какую проявил активность Роман Бронфман, создавая новый Институт.
Последнее приветственное слово, как наиболее почетному гостю, было предоставлено Стефану Дакару,
заместителю посла Европейского Союза, Джакара Саламана. Но неожиданно в словах гостя прозвучали ноты
тревоги. Оказывается, израильская пресса (за исключением лишь "А-Арец"), недружелюбна к ЕС. А ЕС
ежегодно выделяет Израилю фонды для "демократической абсорбции"алии из стран СНГ. И вот уже три года
оказывает гуманитарную и финансовую поддержку новому Институту для привлечения наших олим на
"демократический Олимп" (простите за каламбур) в проекте, осуществляемом Романом Бронфманом.
Известно: "Кто платит - тот и заказывает музыку". Но ЕС интересуется вовсе не материальными
вещами, а просто - дружескими отношениями…
Затем, во время, обозначенное в програме как "дискуссия", последовали два содержательных
профессиональных доклада. С первым выступил председатель Совета по национальной безопасности,
генерал Узи Даян. Его обстоятельный обзор истоков терроризма, сделанный в военно-политическом ракурсе,
включал классификацию на всемирном и региональном уровнях. А предлагаемые встречные действия были
мощными и, одновременно, реалистичными. Во главу угла генерал ставит объединение народа Израиля
вокруг истинных ценностей. "Только военной победы сегодня недостаточно: необходима победа одних
ценностей над другими", - резюмировал Узи Даян.
Доклад генерала был встречен теплыми одобрительными апплодисментами.
Отличался глубиной и доклад профессора Иерусалимского университета, г-на Бравермана. Он
проанализировал широкий диапазон экономических и демографических контрастов - идеальных фоновых
условий для терроризма. "Мы обязаны срочно принять стратегическое решение по Негеву и Галилее, которым
плодовитость арабских соседей угрожает особенно остро", - предупредил специалист, - "Однако, чтобы
выжить в море мусульман, мы непременно должны быть еще и духовным светочем!", - подчеркнул
профессор. Затем он остановился на вопросах лидерства и методах подготовки общественных лидеров.
Уже предрасположенный к хорошему, зал дружно поддержал апплодисментами оправданные
надежды. Похоже, вечер удался…
Третьим докладчиком был христианин, в прошлом священник, а ныне доктор философии, г-н Дибруа.
Первую половину выделенного времени он посвятил … воспоминаниям об обидах, когда-либо
нанесенных ему евреями. Например, как в 60 - ые годы он приехал в Израиль из Франции и ходил по
Иерусалиму в белой сутане, а следом гурьбой бежали мальчишки и с издевкой кричали:"Гой! Гой!" Видимо,
он ждал, что дети людей, чудом избежавших Освенцима, поднесут ему, католическому священнику, розы…
Профессора Дибруа очень беспокоит положение неевреев в стране. "Израиль должен быть
государством всех граждан. А я здесь постоянно сталкиваюсь со знаменитой израильской наглостью. И не
только здесь! Я много ездил по миру, бывал и в Риме, и в Париже, - и с израильской наглостью я
встречаюсь постоянно и везде", -- продолжал со вкусом муссировать тему профессор - христианин -
философ, г-н Дибруа.
Профессор знает: он играет в беспроигрышную лотерею. Действительно, в социологическом
исследовании, проведенном в 1995 году институтом "Дахаф", на вопрос о наиболее распространенной
черте "типичного израильтянина" наглость была указана на первом месте.
…Прожив 20 веков (80 поколений!) на чужбине, среди ненавидящих и презирающих нас народов,
мы, по реальным законам психологии, в огромной мере переняли и впитали (интериоризировали) их
отношение к нам. Иными словами, мы в значительной мере стали относиться к себе так, как относились
к нам наши враги (часто - даже безотчетно). Пересекая границу Израиля, мы, увы, привозили эту нашу
самооценку с собой; тот же социологический опрос показал, что негативные качества у типичного
израильтянина выделили 72%, а позитивные - 20% опрошенных. Проще говоря, три четверти израильтян
считают, что у наших соотечественников недостатки преобладают над достоинствами!
Профессиональный опрос вытащил из подсознания на белый свет нашу самооценку. Называется она -
самоненависть !
Однако, мы - вовсе не первое поколение евреев, обремененных этой чертой. Это наше свойство
всесторонне проанализировал социальный психолог, еврей, Курт Левин (2). "Оно возникает в галуте
как результат чувства неполноценности и чувства страха", и может быть направлено "против
определенной части евреев, против своей собственной семьи или даже против себя самого… против
еврейских социальных институтов, еврейской манеры поведения, еврейского языка или еврейских
идеалов", (напр., против иудаизма, - прим. авт.). "Наиболее часто встречающаяся и самая опасная форма
- это скрытая, завуалированная ненависть", - пишет Курт Левин во вступлении к своей статье.
Да и кто из нас не был свидетелем проявлений антисемитизма у вполне 100-процентных
евреев? Имярек, мотивируя откладывание своего отъезда в Израиль, объяснял мне:"Среди одних евреев
ведь тяжело жить!" А когда в нашем ульпане учитель обществоведения вышел после своей лекции о
войнах Израиля, насыщенной и увлекательной, после которой все "русские жены" в классе вдруг
почувствовали патриотизм к Стране (это было заметно!), одна такая "100-процентная" громко заявила:"У
него просто хорошо подвешен язык!" (3).
Однако, наша "психология бессознательного " вовсе не затмевает глаза нашим друзьям.
- На мой взгляд, израильтяне (евреи в Израиле) склонны к мазохизму, к преувеличению своих
минусов, - пишет в мемуарах (4) бывший посол СССР, а затем России, А.Бовин. И по поводу мнения
одного нашего "левого " либерала, будто "израильтянину кажется, что он - пуп Вселенной", замечает: "Мне
не везло. Как-то не приходилось встречаться с "пупами". Может быть, для этого следовало бы
отправиться в Рим или в Париж". И дальше: "Думаю, что левый либерал немножко шутит. Вообще, у
евреев (и у израильтян ) насчет юмора все в порядке".
Добрый друг евреев, Александр Бовин любит даже наших "левых", ненавидящих самих себя!
"Деревья" статистики не заслоняют для него "леса" реальности.
Ну, а кого любит г-н Дибруа?
- Мы забыли потерянность палестинского народа ! (5)
- Террор, отчаяние и бедность начинаются у наших соседей там, где мы их не признали ! (5)
- Если бы мы узнали традиции и нужду палестинского народа! (5), -вот типичные цитаты из
второй, сочувственной части его речи, посвященной нашим арабским соседям. Отвечая позднее на вопрос,
профессор лицемерно добавил: "Израильтяне, прежде всего, народ религии. Светоч мира - еврейский
плюрализм. Его предназначение - явить всему миру пример лояльности".
Иными словами: "Подставьте вторую щеку", - слегка перепутав адресата, советует нам бывший
священник.
Ему ли не знать, что именно иудаизм и дает нам право на эту Землю, и прямо требует
владеть ею ?!
Горячая любовь г-на Дибруа к арабскому народу сродни любви советских "добровольцев",
штурмовавших военкоматы во время Шестидневной войны, чтобы "помочь арабским братьям бить…",
ну, в общем, нас.
…Разумеется, те, тридцатилетней давности мальчишки были неправы: перед нами сидел не "гой", а
"хэс". Поразительно при этом, что, прожив треть века среди ненавистных ему евреев, г-н Дибруа (друг,
по его словам, Томи Лапида), отождествляет себя со страной, говорит об Израиле :"Мы", и настаивает,
что здесь должно быть "государство всех граждан".
Всех или не всех - вопрос спорный. Но бесспорно, что не - врагов!
На что рассчитывал профессиональный пропагандист? Содрогнувшись, как от пощечины, сотня
еврейских сердец проводила речь самоуверенного юдофоба напряженной тишиной;три-четыре хлопка в
разных концах зала мгновенно смолкли под недоуменными взглядами соседей.
…Я не думаю, что в столь преклонном возрасте пр-ру Дибруа еще суждено полюбить евреев. Но
дело - то вовсе не в нем …
После того, как в сражениях Шестидневной войны наши бойцы, опровергнув пророчество
христианского епископа Хрисостома ( 4 век н.э. ), заняли Иерусалим и исполнили этим еще одно
предсказание Торы, Вселенский Собор христиан в Париже официально снял с евреев обвинение в
убийстве Иисуса. С тех пор в мире не иссякает поток покаяний в причиненных нам бедах; все
возрастает количество наших друзей в разных концах христианского мира (6). Возникло и ширится
движение "детей Ноя", т.е., людей, признающих духовное лидерство еврейского народа. Один из них,
Густав Шеллер (светлой памяти!), организовал для нас 12 лет назад теплоходную линию алии "Одесса
-- Хайфа" (7).
Это - нормальный процесс : и христианский, и мусульманский миры знают, что многие главные
ценности своей культуры они получили от иудаизма. Пятикнижие Моисея не только канонизировали
христиане, (что общеизвестно), но и отрывки из него перенесены в свободном пересказе с
модификацией имен (например, Йосеф - Юсуф) в десятки мест Корана.
А вот осознают ли представители западной демократии, что свои гуманитарные приоритеты она,
также, почерпнула из иудаизма? Такие, например, как цель в жизни, или понятие о человеческой
жизни как, высшей на земле ценности?
…Я вспоминаю, с каким пиететом мы, второсортные граждане тоталитарной страны, относились
к понятию "западная демократия". Для евреев оно в первую очередь обозначало желанное и
недосягаемое равенство прав с остальными. Минусы же его стали нам по-настоящему видны лишь
вблизи.
Впрочем, западная демократия отличается от еврейской не меньше, чем дочерние религии от
иудаизма. Их демократия - это равенство, наша - неравенство; вспомните хотя бы разный подход к
четырем сыновьям на пасхальном Седере. Христианство и мусульманство ставят своей целью
распространить на всех людей планеты каждый - свою религию; мы никогда никому не навязываем
нашу. Они стремятся к единомыслию в вере - мы ценим единство разных подходов. У них
сомневающийся - заблудшая овца (прежде - еретик), у нас - даже вовсе неверующий еврей освящен
одним из четырех растений Суккота, ветвью ивы, и дискуссии - обязательны при изучении Торы.
Примеры можно множить долго, но суть ясна и так: НЕ ЗРЯ И ДРУЗЬЯ, И ВРАГИ ВИДЯТ В
НАС СВЕТОЧ - НАМ ЕСТЬ, ЧЕМ СВЕТИТЬ ОСТАЛЬНОМУ МИРУ!!!
Еще совсем недавно, лет 5-6 назад из США приезжали в СНГ сотрудники политологического
института Крибла учить активистов демократическим подходам. Они рассказали массу интересных и
полезных вещей. Но … уже тогда Нью-Йоркские гости не могли удовлетворительно объяснить смысл
некоторых ключевых американских концепций, например, т.н., "принципа стабильности" (8) во внешней
политике. А сегодня? " Может быть, Америка и переживет этот период", - взвешенно говорит в своем
видео-интервью, показанном на презентации, один из видных демократов России, Ирина Хакамада.
Но "Американский миф" не рухнул в одночасье, 11 сентября. Так, например, спокойное благодушие, с
которым американцы (подавляющее большинство которых - религиозны!),восприняли пару лет назад
публичное лжесвидетельство на Библии тогдашнего Президента США, Билла Клинтона, стало
естественным прологом к осенней панике, когда министр здравоохранения официально объявляет, что
эпидемии сибирской язвы нет, а народ ему не верит и опустошает аптеки от антибиотиков. Налицо -
духовное банкротство западной демократии в США.
Следование примитивизированному понятию равенства привело к засилью мусульман в
Западной Европе (9). Процесс арабизации принял там неуправляемые масштабы. Видимо, именно этим
своим опытом старушке - Европе не терпится поделиться с нами, открыто финансируя Институт и
незримо стоя за спиной пр-ра Дибруа.
Однако, профессор не выпрыскивал свой яд репликами из зала под окрики председательствующего; он
чинно восседал в президиуме рядом с уважаемым профессором Браверманом и самим Директором
нового Института, г-ном Бронфманом, и спокойно вещал: "Французский дипломат сообщил нам, что там
сейчас проводят исследования о природе антисемитизма". Надо полагать, что, вслед за "открытиями" о
выдуманной Катастрофе евреев в 20-ом веке(10), нас ждет с берегов Сены новое "антисинайское
откровение". Что-нибудь простое - и со вкусом. Типа: "Нынешние евреи не являются потомками и
наследниками древних".
…У Франции давно нет колоний на Ближнем Востоке. Чему мы обязаны ее столь пристальным
интересом к своему национальному движению? "Арифметическому подходу", столь характерному для
западной демократии: во Франции арабов в семь раз больше, чем евреев. Вот они и "делают погоду",
(отлично вписываясь в противостояние евро и доллара ).
Но тогда остается необъяснимым, почему , при изобилии дружелюбных к евреям христиан,
представлять перед нами лицо христианского мира был приглашен махровый антисемит - профессионал
? Так как Институт работает два года, случайность исключена: именно эти взгляды отражают
программные установки нового Института. А, значит, именно лидеров с такими взглядами здесь будут
обучать и поддерживать. Не случайно здесь не нашлось места для профессора Пола Эйдельберга,
автора книги "Иудаизм и демократия ". Не случайно "смотрины новорожденного" Института пришлись
на третий год жизни, когда для таких взглядов созрела социальная база: в истекшем году доля неевреев
среди приехавших новых олим впервые достигла двух третей.
Именно их, людей, чуждых еврейской ментальности, насторожен- ных к иудаизму (читай :
мотивируемых другими стимулами) поведет в лидеры новый Институт: на них он расчитан. Поведет -
умело!
Последним выступающим на презентации был директор Института, Роман Бронфман. Будто
сговорившись, он повторял тезисы пр-ра Дибруа о "необходимости отделения государства от общества"
и об Израиле, как "государстве всех граждан".
Перемешав элементы страны с проблемами, директор благоразумно отказался от их решения, и
объявил своей целью ликвидацию "разломов" в обществе.
"А для этого главное, - считает г-н Бронфман, - отделить религию от государства". Заметно
проигрывая двум первым выступавшим в компетентности, он давал фору третьему в энтузиазме: никак
не аргументируя, он повторял и повторял тезис об отделении религии на разные лады.
Что же, поищем аргументы сами.
На нашей недавней Родине, где революция вытравила традиционную религию, чтобы заменить на
коммунистическую, всего за 15 лет с падения "железного занавеса" религиозными людьми стала
половина населения страны. В мире же западном религиозны практически все. Разве это - не повод
задуматься?
Что же касается Израиля, то у нас около 20% граждан(11) - представители ортодоксальных
направлений иудаизма, и еще около 50% - люди, выполняющие ряд заповедей, - традиционалисты(12).
Так что, гипотетическое "отделение" только создало бы еще один "разлом". Показательно, что г-н
Бронфман считает допустимым "отделять от государства" духовность большей части населения.
Впрочем, кто может помешать ему иметь свое, третье представление о демократии? Никто. Но вот
реалистом политику быть не помешало бы. Зачем же так старательно акцентировать усилия на
заведомо безнадежном направлении?
Не скажите: ведь в политике слово - это уже дело. И одно дело сделано: хозяев заверили, что
"заказ запущен в производство".
…Мы все: атеисты и верующие, - смогли приехать сюда потому, что прописаны на этой Земле
Торой (решение ООН последовало лишь через 30 веков ). Без нее наше присутствие здесь -
кратковременное историческое недоразумение. Флуктуация. И такой вариант очень многих устраивает…
Но, если демократия - форма правления, то лидерство - совокупность личных качеств и
"элементов поддержки": специального обучения, материальной базы и пр. Лидера можно "раскрутить",
как поп-звезду экрана. Благо, технологии разработаны. Этой деятельностью и планирует заниматься
Институт. Проблема лишь: кого и с какой целью он будет "раскручивать"? Ответ известен: "Кто
платит,…"
Отличие двух первых докладов от двух последних выступлений и состояло в том, что
добротные доклады и подобный им обучающий материал - мощное оружие в любых грамотных руках.
Цели же, которые будут в этом всеоружии преследоваться, - содержались в двух последних
выступлениях. Цели, - не выдерживающие никакой критики: мы не можем строить государство ни на
основе национальной самоненависти, ни - на советах врагов!
…Но мнение собравшихся никого не интересовало. Организаторы нуждались лишь в молчаливых
статистах. Пять минут ответов на вопросы - и нам сообщили, что, т.к. на аренду дополнительного
времени не хватило средств, необходимо освободить зал. ("Мавр свое дело сделал…")
"Не солоно поспоривши", мы разошлись подбивать итоги. Ничего не поделаешь: директор
считает, что между бутербродом и дискуссией в скромном клубе и фуршетом без оной в роскошном к
демократии ближе второе…
Человеку не дано в одночасье отрезать, как гнойный аппендикс, больную часть своей души.
Поэтому свою самоненависть мы привезли сюда с собой. В себе. Здесь она и должна умереть (лучше -
до нас!), чтобы не заразить, не дай Б-г, младшее поколение. Но сознательно холить и лелеять нашу
национальную болезнь, превращая ее в свою, общую с врагами, политическую платформу, -
предательство.
…Из чего складывается, если коротко, наша еврейская страна сегодня? Это: СИОНИЗМ (смотри карту
экономики и войн Израиля), плюс ИУДАИЗМ (смотри карты наших странствий с Моисеем (13), карты
проживания тут иудеев за 20 веков и предыдущую карту), плюс - ЕВРЕЙСКИЙ НАРОД (смотри свою
фотокарточку). Да: еще АРАБЫ.
Что сулит субсидируемый Европейским Союзом Институт? Сионизму копает яму Франция,
иудаизму - лично г-н Бронфман, еврейскому народу - легион антисемитов имени профессора Дибруа.
- "Что осталось на трубе?"
-...Бойтесь данайцев! А втрое - тех, кто принимает от нашего имени их дары ! ! !.
-------------------------------------------------------------------------
Примечания.
1. Эта и все последующие выдержки, кроме специально отмеченных, даны в изложении.
2. Статья "Ненависть к самим себе в еврейской среде". Опубликовано в книге "Разрешение социальных
конфликтов", "Речь", Санкт-Петербург, 2000. Приведено Асей Энтовой.
3. Есть проявления и пострашнее. Исковерканная самоненавистью еврейская душа, утратив внутренний
компас, допускает в стране пытки заключенных арабов.
4. Александр Бовин, "Записки ненастоящего посла" , стр. 664, 665, "Захаров", Москва, 2001
5. Приведено дословно.
6. Альманах "Иерусалим - еврейский центр", №1, стр.13. 1998.
7. Густав Шеллер и Джонатан Майлз "Операция "Исход", Киев, "Варух", 1999.
8. После наших "внутриеврейских" проблем этот принцип вторым бъет по Израилю.
9. На очереди, увы, Восточная: так, в центре Одессы построена и вовсю заработала большая мечеть. И
невесть откуда взялись мусульмане.
10. Епископ Марсель Лефевр "Послание к смущенным католикам", Франция, 1970.
11. Все пропорции приведены по неарабскому сектору.
12. В оставшейся трети многие придерживаются отдельных заповедей.
13. См., например, "Живая Тора", п/р р. Арье Каплана. "Мознаим", Нью-Йорк - Иерусалим,1998.
25.12.2001