Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В очередной раз «группа отслеживания поселенческой деятельности» при «Шалом-Ахшав» под руководством Хагит Офран выпустила красочный отчёт, который действительно способен впечатлить: в нём полно карт и выводов о продолжающемся еврейском строительстве в Иудее и Самарии. Отчёт венчает громкий заголовок «Четыре месяца после Аннаполиса – строительство в еврейских поселениях продолжается». Находки, как может показаться, доказывают черным по белому, что несмотря на декларации премьет-министра о замораживании еврейского строительства в Иудее и Самарии, в последние месяцы строительство в поселениях переживает размах: в 101 поселении, а также на форпостах продолжается строительство и развитие. В отчёте также отмечено, что за последний месяц в Иудее и Самрии возник новый город - Модиин-Илит.

Документ, не случайно изданный к визиту Кондолизы Райс в Израиль, особо подчёркивает смысл политики продолжения еврейского строительства в поселениях параллельно с ведением переговоров с «палестинцами»: «Это пощёчина политическому процессу», - сказано среди прочего в отчёте. Ещё говорится, что строительство поселений после соглашений Осло нанесло сильный удар по легитимации самого процесса в глазах «палестинцев», и это явилось роковым обстоятельством для шансов достижения постоянного урегулирования.

Вдалеке от прожекторов и заголовков, на основе точных данных исследований специалистами составлен отчёт, где истинное положение вещей сравнивается с отчётом «Шалом-Ахшав». В альтернативном отчёте специалистов рассматривается, в основном, предыдущий отчёт движения, представленный несколькими месяцами ранее, и раскрываются множество фальсификаций, искажений, полуправды и попросту сомнительных ошибок. Данный критический отчёт специалистов представлен депутатам и общественным деятелям, но не внедрился в общественное сознание даже в национальном лагере. Данная корреспонденция – это первая публикация в СМИ на эту тему.

Составители альтернативного отчёта отмечают, что отчёты «Шалом-Ахшав» переводятся на арабский и английский и распространяются в большом количестве экземпляров среди релевантных влиятельных лиц, в том числе – среди принимающих решения политических деятелей за рубежом. По словам составителей, цель отчёта «Шалом-Ахшав» - оказание давления на правительство Израиля, чтобы побудить его отступить к «зелёной линии», к так называемой границе до июня 1967 года. Для этого Израиль изображается как государство, действующее вразрез с международными законами и законами морали. Способы, использованные деятелями «Шалом-Ахшав» для того, чтобы представить поселенчество как незаконную деятельность, весьма разнообразны и изобретательны.

Раздувание
Первый способ в критическом отчёте называется «определение территории поселений в отрыве от рельности»: «Шалом-Ахшав безо всяких обоснований и документальных подтверждений самолично устанавливает границы территории, принадлежащей определённому поселению. Эти придуманные данные используются на следующем этапе как основа для того, чтобы обвинить поселенцев в грабеже частных палестинских земель. Смысл таких обвинений достаточно прозрачен: создание поселения, его расширение и продолжение существования – нарушение закона».

Существующая реальность такова: каждое поселение в Иудее и Самарии имеет определённую законом муниципальную зону и утвержденный государством план развития. Нет никакого самовольного расширения упомянутых зон без получения соответствующих закону разрешений.

Отчёт «Шалом-Ахшав» приписывает такое якобы самовольное расширение поселению Шавей-Шомрон и примыкающей к нему промышленной зоны, называемой Промышленный Парк Бар-Он. Случай с этим Парком особенно интересен. Его площадь простирается на 2 тысячи дунамов государственной земли, включая ту площадь, которую «палестинская» семья Абу-Шуша отхватила у Парка и создала там без разрешения действующую каменоломню. И при этом отчёт «Шалом-Ахшав» отнёс к Парку дополнительные выходящие за оговоренные пределы территории, которые являются частными арабскими землями.

Отрицание наличия государственных земель
Следующий способ – грубое и откровенное игнорирование понятия «государственные земли». Эти земли, признанные и провозглашённые таковыми государством Израиль и юридическими инстанциями, в отчёте изображаются как «отобранные (украденные) палестинские земли».

Отчёт «Шалом-Ахшав» делит все земли в Иудее и Самарии только на 3 категории: земли, находящиеся в «палестинском» владении, частные еврейские земли и земли, владелец которых неизвестен. Игнорирование четвёртой категории – государственных земель, - позволило одним махом большинство поселений в Иудее и Самарии обозначить в качестве незаконных; на деле же эти поселения расположены на государственных землях, которые по закону объявлены таковыми и выделены с целью еврейского заселения.

Составители альтернативного отчёта доказывают, что игнорирование движением «Шалом-Ахшав» такого понятия, как государственные земли, оставляет в их отчёте значительные лакуны. Самая заметная из них – общая территория трех категорий земель на сотни тысяч дунамов меньше общей территории Иудеи и Самарии.

Отрицание наличия государственных земель побудило организацию, а по их следам и международное сообщество рассматривать еврейское строительство даже в городе Гиват-Зеэв как незаконное, поскольку большая ее часть якобы расположена на "палестинских землях". На деле согласно проверенным данным половина Гиват-Зеэва расположена на землях, приобретённых евреями, вторая же половина, как и окрестности этого городка, находится на государственных землях – согласно закону.

Вот ещё пример – поселение Кфар-Ораним в районе Модиина, на самой границе «зелёной черты». Согласно отчёту «Шалом-Ахшав», все дома этого поселения, находящиеся восточнее «зелёной черты», якобы расположены на «частной палестинской земле». Юридическая реальность как раз отличается от упомянутого отчёта: вся территория, прилегающая к «зелёной черте» в этом районе, включая всю территорию поселения, по закону определяется как государственная земля. Более того, Кфар-Ораним создан по действующему утвержденному плану строительства городов; смысл же этого в том, что согласно закону эта территория предназначена для создания здесь поселения.

Игнорирование законных приобретений
Ещё один способ фальсификаций «Шалом-Ахшав», определяемый во встречном отчёте как «сознательная подтасовка данных и игнорирование законных приобретений земли». В отчёте «Шалом-Ахшав» многие поселения изображаются как расположенные на «частных палестинских землях» в то время, как во многих случаях - речь идёт о тысячах дунамов, - это земли, которые были приобретены евреями за полную стоимость, что было утверждено законным порядком, зафиксировано в Земельном управлении и во всех земельных документах в качестве частного еврейского владения.

Яркий тому пример – поселение Эц-Эфраим рядом с Эльканой. Согласно отчёту «Шалом-Ахшав», всё поселение построено на «палестинской» земле. Правда же заключается в том, что все земли поселения приобретены евреями. В критическом альтернативном отчёте даже представлено утверждение этого факта в Высшем Совете по планированию, давшем добро на реализацию плана строительства поселения на этой земле, принадлежащей инициаторам строительства. Само поселение построено на юридически узаконенной территории, что получило утверждение приказом командующего округом – главной инстанции в этом районе, также план развития утвержден по закону. Это закреплено решением Иерусалимского окружного суда, подписанного тогдашним заместителем председателя суда, проф. Яаковом Базаком.

Подобная фальсификация связана с соседним поселением Оранит. Составители отчёта «Шалом-Ахшав» утверждают, что половина его территории – «частные палестинские земли». На самом же деле часть поселения расположена на еврейской частной земле, другая часть на государственной земле.

И это не какая-то единичная ошибка составителей отчёта, а система. Лживые утверждения о краже «палестинских» земель касаются целого ряда поселений. Например, поселение Баркан в Шомроне. На самом деле земли поселения приобретены евреями, и на это имеются официальные документы Высшего Совета по планированию и строительству, утверждающих план поселения. Поселение построено в утвержденном для него районе и план его развития утвержден всеми инстанциями.

Обвинения задним числом
Следующий особенно ухищренный способ – игнорирование существующей реальности и законных изменений в течение лет. С точки зрения составителей отчёта, все поселения, созданные до 1979 года, построены на украденных «частных палестинских» землях. Почему? Потому что в упомянутом году БАГАЦ принял первое решение об отчуждении государством земель в Иудее и Самрии. До того БАГАЦ не занимался этим вопросом, и суд автоматически принимал утверждение государства и армии, что отчуждение земель проводится в целях безопасности.

В БАГАЦе в 1979 году судьёй Моше Ландоем было принято решение относительно Элон-Море, что отчуждение земли может проводиться только для военных целей. В те дни адвокат Плия Альбек, которая тогда руководила гражданским отделом в министерстве юстиции, писала, что «решение БАГАЦа относительно Элон-Море – это единственное решение в истории государства Израиль, в котором суд постановляет разрушить еврейское поселение».

Из того решения БАГАЦа составители отчёта «Шалом-Ахшав» "сделали вывод", что все поселения, построенные до того момента, находятся на отчуждённых частных «палестинских» землях, а стало быть, должны быть эвакуированы. Однако, часть поселений создана в Иудее и Самарии до 1979 года на основании указов, основанных на иорданском законодательстве, известного, как «приобретение для нужд армии», или, говоря современным языком – отчуждение.

По следам прецедентного решения БАГАЦ по Элон-Море был изменён порядок создания поселений в Иудее и Самарии. Этот факт составители отчёта «Шалом-ахшав» использовали для утверждения, что город Маале-Адумим основан на "частной палестинской земле". На самом же деле Маале-Адумим расположен на землях, относящихся к двум категориям. Это земли, отчужденные в соответствии с правилами, действовавшими до 1979 года, и это земли, объявленные государственными в соответствии с новым порядком, принятым после решения БАГАЦа по Элон-Море, который позволяет государству провозглашать законным путём пустующие территории в качестве государственных.

Свидетельство любительского уровня составителей отчёта, а, может, их чрезмерной самоуверенности, можно найти в забавных недочётах. В отчёте фигурируют съёмки с воздуха двух разных поселений Кирьят-Нетофим и Ревава. Согласно отчёту они оба основаны на отчуждённых «палестинских» землях. Но чёрт попутал, и острый глаз может заметить тождественность фотографий – то есть поселение Ревава изображено дважды, но второй раз тот же снимок под другим углом.

Радость и веселье
Составители альтернативного (критического) отчёта отмечают, что к отчётам «Шалом-Ахшав» нельзя относиться с пренебрежением. По словам главы Совета Гуш-Эциона Шауля Гольдштейна, близко знакомого с работой составителей альтернативного отчёта, у отчётов «Шалом-Ахшав» есть значительное влияние на позицию дипломатов и прочих участников международных организаций. Речь идёт, с точки зрения поселенческого движения в Иудее и Самарии, о природной катастрофе, ничуть не меньше. Группа людей, относящихся к национальному лагерю, сейчас готовится создать постоянную группу борьбы с отчётами «Шалом-Ахшав», которая начнёт распространять альтернативную информацию.

Гольдштейн добавляет, что отчёт Тальи Сасон, заказанный ещё бывшим главой правительства Ариэлем Шароном, «дабы навести порядок» с форпостами в Иудее и Самарии (многие из которых были созданы по призыву того же Шарона в бытность министром иностранных дел в правительстве Нетаниягу в «период Уай» – прим.перев.), во многом основан на отчётах «Шалом-Ахшав». Ещё один источник, не связанный с Советом Поселений или с поселенцами, подтвердил, что отчёты «Шалом-Ахшав» поступили к Талье Сасон. По словам этого источника, он не в курсе, встречалась ли Сасон с шаломахшавниками, но их "отчёты" оказали влияние на ее отчет.

Отсюда понятно, почему многие утверждают, что отчёт Сасон имел изначально имел уклон – как по причине поставленной перед ним цели, чтобы снизить международное давление на правительство Шарона, так и по причине основополагающей (резко антипоселенческой) позиции Сасон. По словам Гольдштейна, при подготовке отчёта Сасон не встречалась с главами Совета Поселений, ей хватило бесед с Зеэвом Хевером (Замбишем), генеральным секретарём движения «Амана».

Редакции «Макор Ришон» известно, что около месяца назад, после завершения ещё одного длительного заседания Комиссии по Госконтролю при участии Тальи Сасон, представителей «Шалом-Ахшав» и части поселенческих лидеров, Сасон и Хагит Офран, глава наблюдателей за поселенчеством от «Шалом-Ахшав», секретничали и говорили по душам, поглощая фирменные закуски в буфете Кнесета.

В воскресение на этой неделе эти две дамы встретились в президиуме в рамках конференции, созванной организацией «Женевская инициатива» на тему «Вызов поселенческой деятельности». В обсуждении, которое занималось ситуацией, существующей на сегодня на карте поселенческой деятельности, принимали участие три человека – журналист «Гаарец» Акива Эльдар, адвокат Талья Сасон и Хагит Офран. Две последних участницы прекрасно спелись, заклеймив поселенческую деятельность. Между прочим, Сасон сказала: «К чему соглашение с поселенцами? Разве нельзя выдворить их безо всяких соглашений? Ситуация подрывает основы демократии государства. Говорят, что будет гражданская война, кровопролитие? Меня это изумляет – разве в демократическом государстве это может диктовать политику? Разве мы не государство закона?» Её изумление всё ещё сотрясало воздух, когда Офран воспользовалась правом высказаться, и ей ничего более не оставалось, как представить свои данные по вопросу поселений и поселенцев.

Не только Сасон испытала влияние отчёта «Шалом-Ахшав», но и израильские СМИ, которые с подобострастием опубликовали его данные на видном месте. К этому можно добавить значительное влияние упомянутого отчёта на мировое сообщество и арабский мир. Свидетельством отношения видных арабских лидеров к отчёту «Шалом-Ахшав» являются слова иорданского комментатора Рашида Шахина, которые цитирует иорданское Агентство Новостей «Маан». «Последняя публикация движения «Шалом-Ахшав», - говорит Шахин, - показывает часть истинной физиономии еврейского государства… Опубликован отчёт не палестинской организации, а израильской, и Израиль не может отрицать его… Речь идёт и «готовом деле», которое можно передать в международный суд. Что же могут сказать палестинцы после того, как движение «Шалом-Ахшав» сделало такой подарок владельцам земли? Мы должны поблагодарить это движение!»

Реакция
Согласно словам Хагит Офран, главы группы слежения за поселенческой деятельностью, "данные о формах собственности на землю поступили нам тайно от источника в Гражданском управлении. Через три месяца после публикации предыдущего отчета мы получили официальные данные из Гражданского управления и прояснилось нам,что во многих случаях, самый выделяющийся из них – случай Маале-Адумим, они противоречили данным, на которые мы полагались. Мы писали, что Маале-Адумим находится на частной палестинской земле, выяснилось, что речь идет о государственных землях. Мы выпустили дополнительный уточнящий отчет".

Что касается игнорирования наличия земель, принадлежащих государству, Офран сказала, что в "Шалом ахшав" принято решение не касаться этого вопроса. В отношении снимка, фигурирующего дважды, сказала Офран, что это ее ошибка.

("Макор ришон" 4.04.08)
Текст на иврите

Перевела Фаня Шифман
МАОФ

Иллюстрация Борис Эренбург