Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
          Несколько лет назад в Америке один известный профессор Массачусеттского Технологического института опубликовал обращение к родственникам жертв теракта 9/11.  В своём послании он объяснил, что удар по нью-йоркским небоскрёбам 4.53 КБбыл делом правильным, и что этому событию надо только радоваться.  Это был — заявил он — акт торжества справедливости:  ведь это был первый за много лет успешный удар Востока по Западу, — тогда как до той поры односторонне и несимметрично побеждал только Запад.

          Незадолго до того, тоже в Америке, одному художнику (не умеющему рисовать, — впрочем, этот факт не имеет прямого отношения к рассказу), предложил устроить индивидуальную выставку Бруклинский музей (директор которого тоже не умеет рисовать — чтó опять-таки не имеет к рассказу отношения).
          И вот этот художник выставил, в числе прочих своих картинок, огромный, высотою до потолка, холст с изображением девы Марии.
          Поскольку художник, как я уже сказал, рисовать не умел, никто не догадался бы, что написанная — вернее, намазюканная — на его холсте кочерыжка изображает богоматерь.  Поэтому под творением было предусмотрительно указно буквами:  дескать, сие есть мадонна с младенцем, год создания такой-то, холст—  ...а вот тут-то и был главный смысл его творения.  Это был не «холст-масло», а холст-говно.  Не только в переносном смысле, но и в прямом:  художник  (фото слева) собрал экскременты, свои собственные и разных других животных, 6.34 КБ причём не только кошечек-собачек, но и каких-то тропических, зоопарковых (слона, страуса), добавил немного акриловой краски и наклеил какашки на холст таким манером, чтобы они складывались в отдалённое подобие женской фигуры — той самой кочерыжки с глазками и с подписью «Мадонна с младенцем».
          Комментируя негодование католической общины Нью-Йорка, изготовитель произведения искусства пояснил в интервью, данном местным интеллектуалам-искусствоведам, что его целью было не оскорбить кого-то, а лишь применить конфликтную технику, — в духе свободы самовыражения, защищаемой Первой поправкой к конституции США.  «Да, моя цель была именно такой:  вызвать возмущение и обывательского болота.  Я сделал не простую работу, а конфликтную.  А предсказуемое негодование обывателей — часть концептуального артефакта».

          Помните историю с ливанским убийцей, который растерзал маленькую девочку, и которого полтора месяца назад наши выпустили из тюрьмы и выслали в Ливан?  Когда это произошло, некая  художница,  бывшая израильтянка из Киева, ныне живущая в Берлине, поспешно изготовила и выставила произведение на злобу дня:  белую рубашку с весёленькими14.94 КБ разноцветными буквами и мордой террориста, изображённой на ней (изображённой, разумеется, фотографическим способом:  излишне говорить, что  нарисовать  с сохранением сходства она вряд ли сумела бы).
          — Зачем? — спросили её, как водится.
          — Господи, ну потому что он — конфликтный персонаж, и мне интересно посмотреть, какую это вызовет реаакцию, что тут непонятного?, — отвечала бабёнка, наделённая внешностью, заставляющей вспомнить мудрого Чезаре Ломброзо (фото справа).

          Трудно не заметить исключительную  стандартность  «нон-конформных» опусов.  Все их пощёчины общественному вкусу не просто однообразны, а почти одинаковы.  Два-три года назад некий другой (или другая) художни...ко того же жанра выставило в качестве нон-конфомрмного артефакта (сиречь произведения искусства) фотоснимок арабского убийцы, наклеенный на страницы Торы (дело было в Москве).  А ещё чуть раньше — выставили то же самое в Стокгольме.  В Стокгольме и «автор» был другой, и снимок изображал другого араба, убившего других детей в другом теракте, и наклеено было не на Тору, а на парусину — вот и все различия между философически-конфликтными нон-конформными произведениями искусства.
          А совсем недавно, за год до ломброзовской бабки, — наша израильская газетная— ну не знаю как назвадь — Наташа Мозговая сделала то же самое не в графической, а в вербальной форме, — после чего её немедленно пригласили работать в «Гаарец» (об этом я уже писал, не буду повторяться).

          Сегодня в Израиле снова детские похороны.
          И снова по этому случаю привычно всколыхнулось и засочилось из щелей дерьмо.
          Я не знаю, как зовут нонконформиста и любителя философии, который написал по этому случаю развесёлый стишок и представил его на литературный суд всей полутысяче своих журнальных «френдов», — в том числе, возможно, и вам.  Но это и не важно:  дело не в личностях, дело в явлении.  Явление же отнюдь не единично:  некоторые из тех его френдов-интеллектуалов (фото некоторых справа внизу; остальных не нашёл) радостно подхватили, поддержали и продолжили тему.  Девочку убили:  смешно-то как!  Хохот на весь институт Вейцмана!

          Впрочем, храбрые нон-конформисты, как известно, отважно бросают свой бесстрашный вызов в лицо вовсе не всякому «обывательскому обществу». 4.20 КБ
          Посмели ли они когда-либо написать хихикающие стишки по случаю гибели ребёнка не из цивилизованного мира, а из жёсткого и мстительного клана?  Осмелился бы кто-нибудь из них вылепить из собачьего или своего собственного помёта изображение мусульманского культового персонажа?  Рискнули ли задеть чувства какой-нибудь не отягчённой гуманизмом группы (см. значок на берлинской бабке) или страны, которая, обидевшись, может расквасить нос, а то и вообще оторвать голову?
          Конечно, нет.  Свои героические нон-конформные плевки они направляют в те и только те общества и культуры, которые, по ряду сторонних исторических и этических причин, заведомо не станут давить человековошь, даже если та издаёт ощутимый запах.
          Правильно ли это — другой вопрос, выходящий за рамки сегодняшней темы.
          Но несомненно одно:  о них надо знать.
          И всегда помнить. 27.44 КБ
          Потому что эти человеческие отходы 12.19 КБвстречаются отнюдь не только в берлинских крысиных подвалах социальной благотворительности, тель-авивских саунах для гомосексуалистов и клубах бецалельских художников-грантососов, не умеющих держать кисть.
          Среди них которых порой попадаются личности, превосходно встроенные в общество — в том числе интеллектуальное.  Читатели Гуссерля, Джойса, Агнона, ценители Куросавы и слушатели Шёнберга.  А главное, главное, самое главное — знатоки системы, её возможностей и её слабостей.
          И иногда — порой не без нашей помощи — они оказываются на должностях, где получают возможность и право решать нашу судьбу.
          И решают её.  В соответствии со своими собственными нравственными нормами.
          И, подобно набоковскому Горну,  помогают жизни окарикатуриться,  находя эстетическое наслаждение в созданных ими же жизненных гротесках.
          Ведь они все, без исключений, воспринимают себя как элиту.
          А стало быть, ценят и любят пикантный, элитарный юмор для избранных:  весёлый гротеск, который так приятно наблюдать.  Разве не смешно следить за комичными метаниями беззащитных и обречённых?  Разве не забавно глядеть на унижение благородных?  И неужели не уморительно видеть ошеломлённую растерянность обманутых, смешно закрутившихся, как пропеллеры, когда элитарный, успешный, лишённый сантиментов интеллектуал, победитель и сверхчеловек разворошил и раздавил их судьбу и жизнь.

"Живой журнал" akrav