Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В последние дни главный герой публикаций отечественной прессы - профессор Зеэв Штернхал, лауреат Государственной премии Израиля. 24 сентября в половине первого ночи 73-летний интеллектуал спустился во двор своего дома в Иерусалиме, чтобы запереть ворота. В этот момент взорвалось подложенное неизвестными самодельное взрывное устройство. Штернхал получил легкие осколочные ранения в ноги.

"Скорая" доставила пострадавшего в столичную больницу "Шаарей Цедек".

На другое утро покушение на лауреата госпремии стало главной темой всех сообщений израильской прессы.

"Невозможно воспринять случившееся со мной, как частный случай. Нападение на меня - это удар, нанесенный в самое сердце израильской демократии!" - цитировало информационное агентство nrg высказывание Зеэва Штернхала со слов депутата Кнессета профессора Менахема Бен-Сасона, проведавшего своего друга в больнице.

"Я сказал Штернхалу, что усматриваю прямую связь между осуществленной попыткой нападения на него и убийством Ицхака Рабина", - заявил в интервью СМИ профессор Бен-Сасон, председатель законодательной комиссии Кнессета, и добавил, что, по его мнению, заряд взрывчатки подложили под калитку дома Зеэва Штернхала "религиозные еврейские националисты-экстремисты".

"Сочетание религиозности и национализма напоминают мне Ахмадинеджада", - сказал Менахем Бен-Сасон, депутат от Кадимы.

"Тех, кто вышел на арену политической борьбы с верой в Б-га и националистическим мировоззрением, ничто не остановит", - подчеркнул Главный законодатель страны несмотря на то, что полиции не удалось выявить и задержать подозреваемого в покушении на Штернхала. А потом призвал одним ударом дать бой всем религиозным фанатикам-экстремистам, которые... которые... ну, в общем... Ату их, ату!

"А вдруг взрывчатку под калитку дома Штернхала подложили "солдаты" орудующих в столице криминальных авторитетов - адресом ошиблись? - думала я, вслушиваясь в скороговорку перевозбужденных комментаторов радио и ТВ. - А может, после третьего по счету "транспортного" теракта взрывчатку в еврейском квартале столицы подложили арабы из Восточного Иерусалима?"

О последствиях теракта, впрочем, никто уже не вспоминал: все внимание "сторожевых псов демократии" было сосредоточено на профессоре Штернхале.

"Полиция считает, что взрывчатку подложили правые экстремисты, - растиражировали СМИ экспертное заключение отечественных пинкертонов, после чего разъяснили: - В 2001 году Штернхал опубликовал в газете "Гаарец" статью, легитимировавшую вооруженную борьбу палестинцев с израильскими "оккупантами". И полиция опасается, что сейчас "правые экстремисты" решили ему отомстить".

Интересно, что же написал 7 лет назад достопочтенный профессор?

Пришлось порыться в архиве.

А написал он 11 мая 2001 года в "газете для думающих людей" следующее: "Если бы палестинцы были чуть-чуть разумнее, они бы сосредоточились на борьбе против поселений, не убивали бы женщин и детей и воздержались от обстрелов Гило, кибуца Нахаль Оз и Сдерота, и вообще, они не стали бы подкладывать заряды взрывчатки к западу от "зеленой черты".

Два месяца спустя - после разразившегося скандала, в ходе которого представители общественности обвинили Штернхала в подстрекательстве к убийству еврейских поселенцев и потребовали возбудить относительно него уголовное дело, - пришлось профессору опубликовать в газете "Гаарец" разъяснение к процитированной выше статье.

Впрочем, стоит ли вникать в литературные особенности публицистики страстного борца с "израильской оккупацией", если в 1988 году в газете "Давар" Штернхал сформулировал свою позицию однозначно: "Лишь тот, кто будет готов подняться в Офру (поселение Офра - ред.) на танках, сможет положить конец потоку фашизма, угрожающему захлестнуть израильскую демократию".

Поселенческую политику, напомню, вели все правительства страны, стоявшие у власти после победы Израиля в Шестидневной войне.

20 лет спустя, в 2008 году, когда местная элита выдвинула кандидатуру Зеэва Штернхаля на соискание Государственной премии, Юридический форум в защиту Эрец-Исраэль припомнил общественности публичные высказывания профессора и подал в БАГАЦ апелляцию с требованием разъяснить, на каких основаниях ему прочат госпремию.

Однако, пишет адвокат Йоси Дар в статье, опубликованной на сайте "News 1", слушали иск верховные судьи Эдна Арбель и Эльяким Рубинштейн - те самые высокопоставленные госслужащие, которые на заре третьего тысячелетия (первая - на посту государственного прокурора, а второй - в должности юридического советника правительства) отказались возбудить относительно Штернхала уголовное дело по обвинению в тиражировании подстрекательских высказываний. БАГАЦ отклонил апелляцию правозащитников из Юридического форума. Штернхалу была присуждена Государственная премия Израиля.

А сейчас злопамятные "правые экстремисты" решили отомстить бескомпромиссному борцу с "израильской оккупацией".

Нет, я не оговорилась: не прошло и нескольких часов с того момента, как на тихой иерусалимской улице рванула заложенная в огрызок трубы взрывчатка, как СМИ сообщили: "Неподалеку от дома профессора обнаружены листовки, авторы которых сулят 1,1 млн шекелей тому, кто убьет одного из членов движения "Шалом ахшав".

В ответ на обнаружение листовок с призывами к убийству государство оперативно приставило телохранителей к генеральному секретарю "Шалом ахшава" Яриву Оппенгеймеру: профессор Штернхаль - активист возглавляемой Яривом организации!

Теперь уже на уши встала вся страна: листовки с призывом к политическому убийству?! Какой кошмар... Помните, осенью 1995 года, незадолго до убийства главы правительства Ицхака Рабина, кое-кто из участников демонстрации правого лагеря на Сионской площади в Иерусалиме поднял над головой плакат-фотомонтаж, на котором премьер-министр был изображен в форме офицера Эс-Эс?

Впоследствии, правда, выяснилось, что клеил эти плакаты агент Еврейского отдела ШАБАКа Авишай Равив по кличке "шампанское", внедренный в правые круги в качестве наживки, на которую должны были клюнуть самые отъявленные экстремисты. Разоблачили его деятельность депутаты Кнессета: вначале - Бени Элон из партии Моледет, а затем - Михаэль Эйтан (Ликуд), впоследствии возглавивший парламентскую комиссию по вопросам суда и законодательства. Эйтану, в частности, удалось доказать, что де-факто Равив исполнял роль агента-провокатора.

Однако правда о деятельности Авишая Равива всплыла много позже. Зато сразу после того, как 5 ноября 1995 года на площади Царей Израиля прогремел выстрел, истеблишмент и пресса, названная сегодня доктором Гаем Бехором "партией, состоящей из двух десятков высокопоставленных журналистов", обвинили в убийстве Ицхака Рабина весь правый лагерь. Не помешало даже чистосердечное признание Игаля Амира, схваченного прямо на "стерильной" автостоянке под площадью, впоследствии получившей имя Рабина. Амир в ходе следственного эксперимента показал, где он стоял, откуда целился и как стрелял, однако политики от "лагеря мира" и упрямая партия Прессы продолжали утверждать: "Повинен в убийстве Рабина правый лагерь!"

Психологическое давление оказалось настолько мощным, что правые (человек слаб!) растерялись. И стали смущенно отнекиваться. Мол, это не мы стреляли в Рабина, это - Игаль Амир. Самые слабонервные активисты национального лагеря публично отмежевались от "экстремистов".

Но дело было сделано: с тех пор из политического лексикона страны стало постепенно исчезать такое понятие, как "правый лагерь". Его место занял ярлык "правый экстремист", который стали навешивать на всех подряд граждан, мыслящих не так, как требует того партия Прессы, стоящая на страже "единственной на Ближнем Востоке демократии".

И вот сейчас - на пороге подписания правительством Кадимы нового обязательства об отступлении с освобожденных в Шестидневную войну территорий - пресса с подачи Главного законодателя страны снова начала охоту на ведьм.

26 сентября, сразу после выписки из больницы, лауреат Госпремии профессор Штернхал дал СМИ интервью, в котором заявил: ни за что, ни при каких обстоятельствах и ни под какими угрозами он не отречется от своих взглядов, после чего прочел краткую лекцию о пользе прекращения "оккупации". В покушении на свою жизнь профессор подозревает "безумца-одиночку, какую-то организацию, а может, - и целый ишув с территорий".

Я живо представила, как целый ишув (например, Офра) крадется под покровом ночи к дому еврейского борца за права палестинцев, пряча за пазухой самодельный заряд взрывчатки.

Кстати, удалось ли полиции и ШАБАКу взять след и выйти на злоумышленника? Установить его личность? Арестовать хотя бы одного (что уж говорить о целом ишуве!) подозреваемого? И схвачен ли хотя бы автор листовки?

Как сказал в интервью радиостанции "Коль Исраэль" заместитель государственного прокурора, глава Специального отдела прокуратуры, осуществляющего надзор за наличием подстрекательства в высказываниях граждан, полиция и ШАБАК сосредоточили на поиске и поимке преступника все свои усилия, однако результатов пока нет...

Зато шуму сколько! И сколько обвинений в адрес "правых экстремистов"...

Вот и сегодня, 28 сентября, перед началом воскресного заседания правительства премьер-министр Эхуд Ольмерт провел параллель между взрывом во дворе дома профессора Штернхала и двумя убийствами - Ицхака Рабина и активиста "Шалом ахшав" Эмиля Гринцвайга.

Адвокат Ольмерт убежден, что покушение на профессора Штернхала - дело рук "нового еврейского подполья".

Как сообщил сегодня информационный портал газеты "Гаарец", ШАБАК ищет злоумышленника (или группу таковых) в интернете, в частности - на форумах, в которых правые обмениваются мнениями. Так, проверяется сообщение, разосланное в конце прошлой недели по электронной почте в редакции СМИ и депутатам Кнессета. Анонимный автор данного сообщения утверждает, что ему известно, кто подложил взрывчатку под калитку дома профессора Штернхала (в таком случае отчего осведомитель не решился назвать свое имя?).

Цитирует "Гаарец" высказывания на форумах и в токбэках, авторы которых ставят под сомнение не подкрепленную доказательствами сентенцию, что покушение на профессора Штернхала осуществлено "правыми экстремистами". В свое время, напомню, агент-провокатор Авишай Равив тоже распространял всевозможные листовки от имени виртуальной правоэкстремистской группировки, которая, по замыслу его кураторов из Еврейского отдела ШАБАКа, должна была привлечь к себе потенциальных правонарушителей. Однако, по мнению кураторов, "шампанское" превысил свои служебные полномочия, превратившись из агента-"наживку" в агента-провокатора.

Впрочем, сегодня речь идет совсем не о том. Речь не о методах работы израильских спецслужб, а об элементарной свободе слова, с одной стороны, и презумпции невиновности, с другой.

В связи с этим мне вспомнилась история 17-летней давности. Впервые оказавшись в суде в качестве "криминального" репортера, я познакомилась с юристом-израильтянином, устроившим мне, как новичку, форменный допрос.

"Что вы напишете в репортаже о продлении срока ареста лиц, только что задержанных полицией? Как назовете их - подозреваемыми или обвиняемыми?" - вопрошал адвокат.

"Подозреваемыми".

"А как назовете гражданина, которому предъявлено обвинение?"

"Обвиняемым или - подсудимым".

"А если, например, обнаружен труп, но поймать убийцу не удалось, - что вы напишете?"

"Напишу, что полиция не смогла найти и арестовать подозреваемого в убийстве".

"Правильно, - улыбнулся адвокат. - А что напишете вы о полиции, которая не в состоянии выловить убийцу?"

"Как репортер, единственная задача которого - довести до сведения читателей факты, факты и одни только факты, я не стану давать работе полиции никаких оценок, тем более, что они наверняка окажутся субъективными..."

"А вот вы и ошиблись! - парировал юрист. - Потому что полиция, неспособная разоблачить преступника, страдает профессиональной несостоятельностью!

Главное, - посерьезнел мой собеседник, - запомните: до тех пор, пока вина гражданина не доказана в суде, на него распространяется презумпция невиновности. И никто - ни пресса, ни общественность - не вправе клеветать на него и поливать его грязью".

Почему преподнесенный мне давным-давно урок законопослушания вспомнился именно сейчас, а?..

zman.com