Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Вспомните о Джудит Миллер, вспомните о Даниэле Элсберге, а ещё вспомните про Мордехая Вануну…

Миллер была корреспонденткой «Нью-Йорк Таймс». В то время своими публикациями она способствовала раскрытию женщины по имени Валери Палм как сотрудницы ЦРУ. Поскольку Миллер идентифицировалась с «плохими», с идеологами администрации Буша, именно она, журналистка, была выставлена в отрицательном свете. Когда она была осуждена и отправлена в тюрьму, она не получила положительного освещения в американских СМИ. Можно сказать, что она получила очень отрицательное освещение – ведь раскрытая ею дама-агент принадлежала к группе «хороших», поставлявших информацию, противоречащую планам Буша.

Даниэль Элсберг был исследователем и занимался анализом поступающей информации в Институте Ранд. До того он работал в американской системе обороны. За годы Вьетнамской Войны он превратился в оппозиционера. Но он не только стал противником войны в системе. В 1969 году в его руки сотрудника Института Ранда попал 7000-страничный отчёт, подготовленный по просьбе министра обороны Кларка Клиффорда еще при администрации президента Джонсона. Это сверхсекретный отчёт, напечатанный всего в нескольких экземплярах. В нем были документы, указывавшие, в основном, что общественность не получает достоверной информации об истинной ситуации на войне во Вьетнаме.

Элсберг сначала хотел передать отчёт двум уважаемым сенаторам, с помощью которых он надеялся опубликовать попавший в его руки документ. Сенаторы, одним из которых был известный Уильям Фулбрайт, отказались принимать в этом участие. Далее, в 1971 году, Элсберг связался с корреспондентом «Нью-Йорк Таймс», Нилом Шиханом. Таким образом, отчёт с прилагавшимися секретными документами был опубликован в «Таймс» в марте того же года. Была сделана попытка предать Элсберга суду, но тут подоспело «уотергейтское дело». Там (в числе прочего) было раскрыто, что инсталляторы Никсона ворвались в офис психиатра Элсберга в Калифорнии, и это послужило причиной отмены судебного процесса. Даниэль Элсберг превратился в легендарного героя американских леваков.

Вануну поставил самую секретную информацию, какая была в его распоряжении, поскольку он работал техником на ядерном реакторе в Димоне, Питеру Ханему, журналисту-исследователю «Санди Таймс». Эта информация, в сопровождении фотографий, тайно сделанных самим Вануну на реакторе, была опубликована в 1986 году в «Санди Таймс» под заголовком «Раскрытие атомных тайн Израиля». Вскоре Вануну был похищен и привезен на суд в Израиле по обвинению в шпионаже. Он отсидел 18 лет в тюрьме.

Общее во всех этих историях, в особенности в деле Вануну, что речь идет о шпионаже, в которой стороной, получающей информацию, является журналист. Можно сколь-угодно спекулировать на тему, почему журналистика превратилась в своеобразную арену, на которой совершаются шпионские действия. Это связано с общественной группой, движущей отдельных её членов в предательстве и шпионаже является идеология или идеализм. Поскольку шпионаж, осуществляемый путём передачи сверхсекретной информации весьма специфическим лицам, определяемым как враг, воспринимается как низкая подлость, предпочитают те, кто балансируют на грани предательства, придать своим действиям идеалистический оттенок посредством передачи информации для публикации "для общественности".

Все эти случаи шпионажа в корне отличаются от тех случаев, когда журналисты вели журналистское расследование, чтобы вскрыть преступления, сокрытые от глаз общественности. В этих случаях есть даже обязанность раскрыть обществу эту информацию – даже в противоречии с правилами цензуры и прочих законных запретов. Но при этом журналист должен быть достаточно сильным, чтобы принять на себя риск, он должен быть готов предстать перед судом. Но если раскрытая информация может нанести ущерб в военных действиях, а то и стать причиной опасности для человеческой жизни, то это совсем другая история. В «Йедиот Ахронот» полторы недели назад было опубликовано, что на мировых Интернет-сайтах и в двух центральных газетах в Англии недавно появились публикации об истории, напоминающей три вышеуказанные. Если это верно, значит, вскоре в общественном пространстве Израиля взорвётся мощная дискуссия о журналистике, ставшей ареной шпионажа.

Сверхсекретно, но опубликовано в газете

30 ноября 2008 года Йонатан Дахух-а-Леви опубликовал статью на сайте Йоава Ицхаки «NEWS1». Я полагаю, что эта статья была бы полностью процитирована сегодня в израильских СМИ, если бы не специфические характеристики этих СМИ, мешающие им быть свободными СМИ, поставляющими информацию общественности не только соответствующую определенной повестке дня. Для этого они должны были бы быть по-настоящему свободными, предоставляющими общественности информацию, и не только ту, которая соответствует определённой повестке дня. «Маарив» не цитирует упомянутую статью, поскольку Йоав Ицхаки был изгнан из этой газеты. Поэтому цитирование его материала превратилось бы в доказательство, что его изгнание было акцией, по своей сути противоречащей претензиям «Маарив» на честность и чистоту. «Гаарец» не процитирует эту статью, потому что эта статья выдает эту газету. "Йедиот ахронот" не цитирует эту статью, потому что не признает никаких источников информации, кроме "Йедиот ахронот".

«В последние месяцы в израильской прессе было опубликовано некоторое количество самых секретных документов, - пишет Дахух-а-Леви в своей статье. – В последнюю пятницу (28.11.08) Ури Блау опубликовал в «Гаарец» два документа из особо секретных, из которых следует, что начальник Генштаба и верхушка ЦАХАЛа утвердили ликвидацию разыскиваемых (боевиков), даже если поблизости будет небольшое количество невиновных в преступлениях, что противоречит решению БАГАЦа по этому вопросу. Один из документов (судя по всему, датированный мартом 2007 года) был составлен в отделе особых операций в разведотделе Центрального Военного округа и отправлен в штаб территориальной дивизии Иудеи и Самарии … и штаб бригады "Менаше"… и в ШТАБ Центрального Военного округа… Другой документ составлен в канцелярии начальника Генштаба и является итоговым. Этот документ, от 16.04.07, отправлен высокопоставленным адресатам.

«Ури Блау в своих корреспонденциях последних лет в «Гаарец» и в «Коль а-Ир» цитировал также и прочие весьма важные чувствительные военные документы, и ниже приводится их частичный список: 1) внутреннее расследование разведподразделения бригады НАХАЛ о деятельности ЦАХАЛа в Бейт-Рима (10.01); 2) внутреннее расследование бригады «Шимшон» о ликвидации двух террористов в районе Шхема (2002); 3) весьма чувствительный документ Центрального Военного округа, озаглавленный «О деятельности по отношению к левым активистам в районах Иудеи и Самарии». Блау отмечал, что этот документ оправлен в ШАБАК и в полицию округа Иудеи и Самарии и в нем указывалось, что полиция и ШАБАК должны соблюдать "полную секретность" в этом вопросе. Отчёт об этом документе был опубликован 7 ноября 2008 года в «Гаарец»… Корреспондент Ури Блау отметил, что «ЦАХАЛ пометил для системы безопасности нескольких активистов борьбы против разделительного забора и тех, кто помогает палестинцам в сборе маслин, и попросил собрать о них информацию»…

«Блау проделал журналистскую работу, раздобыл оригинальные документы и возбудил общественную дискуссию по принципиальным вопросам. Впечатляющий успех Блау – это полный провал ЦАХАЛа в сфере хранения информации. Это показывает нам, что и канцелярии самых высших военных чинов не исключают опасности проникновения «кротов», работающих на службе у внешних сил».

«Анализ документов, опубликованных Ури Блау в «Гаарец», дал возможность понять, что «глубокая глотка» - агент (по аналогии с Уотергейтом), на которого он опирается, скорее всего находится в штабе Центрального военного округа и у него (нее) есть доступ к канцелярии командующего округом или доступ к компьютерной сети канцелярии. Общее в документах, раскрытых Ури Блау (о левых активистах и о точечных уничтожениях террористов) - это Центральный Военный округ. Два из них написаны в штабе округа, а один послан ком. округа генералу Гади Шамни…»

«Документы, опубликованные Блау, могут пролить свет на мотивацию «Глубокой глотки", судя по всему, действующей в штабе Центрального Военного округа. Есть основания полагать, что… с помощью документов этот агент заинтересован воспрепятствовать деятельности системы безопасности «против левых деятелей»… и возбудить в Израиле и во всём мире широкую общественную критику против политики точечного уничтожения террористов».

"Это не первый случай, когда имя Ури Блау упоминается в связи с "задействованием" источников из канцелярий высшего командования… В октябре 2002 года сайт YNET сообщал, что солдатка, служившая секретаршей в одной из канцелярий штаба в районе Газы была осуждена на 35 дней гауптвахты по обвинению в «сливе» секретных документов… в городскую иерусалимскую газету «Коль а-Ир». Согласно армейским представителям, документы поступили в руки… Ури Блау»

«По предварительной оценке полученных корреспондентом «Гаарец» Ури Блау данных, судя по всему, их источник находится в штабе Центрального Военного округа… Этот источник действовал как минимум два-три месяца назад». Йонатан Дхох-а-Леви полагал тогда, что речь идет о своего рода Судном дне системы хранения информации в ЦАХАЛе. "Из этого можно сделать вывод, до какой степени ЦАХАЛ вскрыт для шпионажа со стороны враждебных стран».

Кстати, согласно Йоаву Ицхаки, о чём он пишет в своём сайте, Ури Блау покинул Израиль несколько месяцев назад и до сих пор не вернулся в «Гаарец», извините, - в Эрец.

("Макор ришон" 9.04.10)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ