На этой неделе в Университетском центре Ариэль в Самарии состоялась международная конференция на тему "Интеллектуалы и террор: трагическое влечение". Конференция сконцентрировалась на понимании поражающего явления симбиоза между "прогрессивными" интеллектуальными кругами и террором. Историки, социологи, психологи, исследователи ислама и исследователи культуры представили каждый свое видение этого в усилии "построить модель, теорию этой горящей актуальной темы, почти не обсуждаемой в академических кругах", - объяснила одна из инициаторов конференции д-р Елена Римон.
Одно из захватывающих объяснений явления влечения между интеллектуалами и диктаторами было представлено в 1961г. в статье "Новый интеллектуал" философа Айен Ранд. "Современная эпоха", - объяснила Ранд, - характеризуется расцветом двух профессиональных прототипов, чего не могло быть до индустриальной революции – интеллектуал и бизнесмен".
Они оба – агенты на местности науки и духа. Профессиональный бизнесмен – это полевой агент отрасли, во главе которой стоит ученый. Он переносит открытия из лабораторий изобретателей и ученых и превращает их в изделия, служащие человеческим нуждам и повышающие качество жизни. Интеллектуал-профессионал – это соответствующий партнер бизнесмена, действующий в области духа. Его функция – перевести передовые философские идеи во все отрасли человеческойдеятельности. Интеллектуалам вверен перевод идей из "башни из слоновой кости" философа у профессорам в университетах, писателям, художникам, артистам, журналистам, политикам, певцам и к человеку с улицы.
И специалисты, изучающие естественные науки, должны полагаться на интеллектуалов в области обучения и информации во всем, что касается моральных ценностей, общественных теорий и базовых положений политики. Исследование человеческих знаний позволяет свободному обществу продолжать владеть самыми современными знаниями. "Интеллектуал – это глаза, уши и голос свободного общества; его задача разбираться в происходящем в мире, оценивать их значение и передавать это всем остальным людям, действующим в других отраслях. Свободное общество должно получать самые современные знания", - объясняла Ранд.
Но в то время, как ученые и бизнесмены продвигали человеческое общество, ведя его к бепрецедентным достижениям, избрали интеллектуалы предать свое предназначение и увлекаться первобытной дикостью примитивизма, забрасывая свои обязанности.
Вместо того, чтобы освободить человека, избрали интеллектуалы поработить его, вместо того, чтобы производить, избрали растрачивать, вместо того, чтобы поднять уровень жизни человека, искали, как опустить его до самого низкого уровня дикого общества, какое они смогли обнаружить. В качестве философского ключа, который избрали современные интеллектуалы, были философии, отключающие сознание человека от действительности, превращая при этом Эммануэля Канта, философа, ведшего отделение человеческого сознания от действительности, в качестве своего наставника. Как превратились многие профессора, артисты, журналисты, хранители произведений искусства в музеях и поэты в продвигающих и прославляющих идею малости, мелочности и презренности человека, подчеркивая его несоответствие жизни в реальном мире.
"Если бы все производители двигателей паровозов вдруг начали вести себя нерационально и производить вместо двигателей паровозов телеги", - писала Ранд, - "никто не принял бы утверждения, что это прогрессивное обновление или что железный конь провалился, многие заполнили бы индустриальный вакуум и начали ли бы производить двигатели паровозов. Но это случилось в философии – когда предлагают нам дзен-буддизм и подобные ему вещи как последнее слово в человеческой мысли – и никто до сих пор не выбрал вступить в интеллектуальный вакуум и продолжать работу человеческого духа".
В этом находится ключ понимания тяги интеллектуалов к темным террористическим режиама. Предавшие человеческое сознание, они находят себя в патологии гнилых плодов – чувстве бессилия, видящем в физической силе почитаемый идеал власти над действительностью. В этой патологии находится объяснение паломничеств современных интеллектуалов к тоталитарным диктаторам, поставляя при этом тем объяснения и оправдания, в которых те нуждаются для продвижения насильственных захватов.
Так можно понять визиты Ноама Хомского к Насралле и размахивание Хуго Чавесом книгами Хомского; поклонение таких интеллектуалов, как Жан Поль Сартр и Ролан Барт перед Сталиным и Мао; преклонение Мишеля Фуко и его товарищей перед Хомейни. Современные интеллектуалы и диктаторы ищут друг друга как несовершенные части человеческого создания, видящего один в другом то, что ему недостает: обладающий силой, действующий в отрыве от мышления, и человек чувств, оторванный от возможности действовать, ищут возможность существовать без мира духа путем разрушения созидательности и свободы человека.
("Макор ришон" 7.05.10)
Перевел Моше Борухович
МАОФ