Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

(22.07-10) Не так давно штатный арабист радиостанции «Решет Бет» Эран Зингер рассказал слушателям об удивительном событии из жизни израильских и палестинских журналистов. А именно: о прошедшем почему-то на Кипре симпозиуме, посвященном вопросам мирного сосуществования представляемых участниками симпозиума палестинского и израильского обществ.

Удивительным симпозиум делала не столько теплая дружеская атмосфера, созданная для его участников хозяевами, киприотами (помимо оживленных дискуссий о будущем «мирного процесса» участников ожидала и богатая культурно-развлекательная программа, как, например, совместное плавание участников симпозиума в бассейне, экскурсии и т.д), а то, что само это мероприятие носило секретный, тайный характер.

Поэтому рассказавший о данном мероприятии Эран Зингер не смог назвать ни одного из имен героев рассказанной им истории, ограничившись лишь, правда, довольно интересной ее сюжетной канвой. Обозреватель отметил лишь, что на встрече присутствовали «старейшины израильской и палестинской журналистики».

Известно также, что суровый и строгий профессиональный союз журналистов Палестины выступил против данного мероприятия, мотивируя это мнение тем, что палестинским журналистам не о чем разговаривать, тем более, в такой неформальной обстановке, с израильским врагом. Тем не менее, судя по всему, часть журналистов Автономии на встречу с «израильским врагом» все же отправились не без негласной поддержки руководства ПА.

Комментарий
Сразу следует отметить, что отношение к теме симпозиума рассказчика, то есть Эрана Зингера, и ведущего радиостанции, собственно и направлявшего ход беседы, с самого начала достаточно явственно разделились. В отличие от весьма оптимистически настроенного ведущего, всячески показывавшего свое отношение подбадривающими репликами, проникнутыми верой в «мирный процесс», штатный арабист радиостанции отнюдь не проявлял подобного оптимизма, наоборот, демонстрируя изрядный пессимизм.

И, надо сказать, этот пессимизм нашел весьма веские подтверждения в изложенных Э.Зингером, скупых фактах. Последние заключались в следующем: палестинские работники пера сразу выдвинули серьезные обвинения в адрес Израиля. По их словам, террористическое исламистское движение ХАМАС в свое время было создано Израилем (данная часть утверждения, увы, чистая правда, поскольку в свое время именно ШАБАК приложил немало усилий для становления и укрепления оппозиционной ФАТХу, а значит, «полезной», как тогда считалось в руководстве Израиля, палестинской исламистской организации).

Дальше, однако, в заявлении палестинских журналистов шла уже обычная (и, кажется, привычная для них самих) ложь, а именно: ХАМАС, оказывается, был создан дальновидным Израилем не иначе, как с целью «навсегда похоронить саму мечту о мире» - подумать только, какими уникальными провидческими и аналитическими способностями должно было обладать руководство Израиля (ШАБАКа?) в 1987-88 гг., чтобы столь целенаправленно торпедировать «умеренные силы» будущей Палестинской Автономии, возникшей, как известно, в результате «ословских соглашений» 1992 года.

Израильские журналисты, как могли, отбивались от нападок палестинских коллег, указывая, что те «совсем не представляют израильскую действительность», если так считают. Впрочем, как признал Эран Зингер, большая часть палестинских коллег в прошлом уже успела отсидеть по разным поводам в израильских тюрьмах - тех самых, со свежими газетами и многоканальным телевидением, а потому в израильской действительности, судя по всему, разбирались как раз неплохо.

Что заставляет подозревать, что отнюдь не знание (или незнание) израильской действительности является определяющим фактором в отношении палестинских журналистов к Израилю… Однако главная «изюминка» тайной миротворческой встречи ждала ее израильских участников впереди: в какой то момент, как определил его статус очевидец .Э.Зингер, «старейшина палестинской журналистики» в сердцах воскликнул (так сказать, вырвалось у человека!): «О чем вообще можно говорить после 62 лет израильской оккупации!»

Простой арифметический подсчет, на который, судя по всему, оказалось способно большинство израильских участников встречи, показал, что старейший палестинский журналист считает периодом израильской оккупации палестинских земель весь период существования государства Израиль с момента его провозглашения в 1948 г.!

Услышав это заявление, передает Эран Зингер, впал в шоковое состояние на сей раз уже израильский старейшина журналистского цеха (имя которого засекречено: встреча, напомним, была секретной!), пробормотавший нечто вроде следующего: «О чем тогда с ними вообще можно говорить?!»

При всем нашем сочувствии «старейшине израильского журналистского цеха», при том, что мы полностью разделяем с ним пафос его риторического вопроса, мы должны констатировать, что сама эта реплика, также как и шок, испытанный израильским корифеем журналистики, говорят, увы, о его полной профнепригодности, особенно, если учесть, что профиль его журналистской работы, как сообщил Э.Зингер, напрямую связан с освещением событий на «палестинской улице».

Уж кто-кто, а израильский журналист, пишущий на «палестинские темы», должен был бы наизусть знать ежедневное содержание множества палестинских теле- и радиопередач, в которых говорится буквально то же самое об израильской оккупации и праве Израиля на существование.

Он должен быть прекрасно осведомлен о том, что иное отношение и иной подход к «израильской оккупации», мягко говоря, не принят в палестинском обществе. И что все разговоры о границах оккупации от 1967 года - не более, чем экспортный вариант общепалестинской позиции.

Из ряда вон выходящая наивность и неосведомленность старейшины израильского журналистского цеха могла бы показаться где-то даже забавной, если не учитывать то традиционное для израильского общества огромное взаимное влияние (и подпитку) двух ветвей власти - власти политической и власти СМИ. Ведь при хорошо известном влиянии политической элиты страны на СМИ существует и обратное влияние - влияние формируемого СМИ информационного потока на позицию и на политическое сознание представителей израильской политической элиты.

Еще одним пессимистическим фактором, отмеченным Э.Зингером, является то, что большая часть участвовавших во встрече палестинских журналистов, разделявших позицию своего старейшины о длительности израильской оккупации, выросла и профессионально возмужала уже после ословских договоренностей, подразумевавших, что следующее поколение палестинцев родится уже с оливковой ветвью в руках.

Перспективы
Самое удручающее, однако, состоит в том, что никакие факты и аргументы, кажется, не смогли сломить исторического оптимизма ведущего радиостанции «Решет Бет». В частности, едва ли не истерический восторг ведущего передачи вызвали приведенные (звучащие явно удрученно) арабистом трогательные факты дружбы и бытового сотрудничества участников встречи.

Так, ведущий весьма умилился тем фактом, что, жарко спорившие накануне, участники симпозиума дружно отправились в бассейн и, раздевшись, начали весело плескаться в бассейне, при этом со стороны «никак нельзя было отличить израильских журналистов от палестинских» (так они были похожи друг на друга, будучи в одних трусах!). Этот факт, по мнению ведущего, ясно свидетельствует о том, что дружба и мир между нашими народами все-таки возможны!

«Как же хорошо!»,- умилялся ведущий и при известии о том, что возвращавшиеся домой с симпозиума журналисты, отбывая кто в Ливан, кто в Израиль, совсем одинаково набросились на продававшиеся в дьюти-фри сигареты, духи и т.д., мирно советуя друг другу, что стоит купить и помогая, несмотря на разницу в национальной и религиозной принадлежности, найти нужный товар.

«Только на Ближнем Востоке, - продолжал умиляться ведущий израильского радио, - умеют вот так одновременно враждовать и дружить!». Добавим: и желать уничтожения Израиля, и активно действовать в этом направлении, и одновременно вести с ним «мирные переговоры».

Стоит ли говорить, что на всем протяжении встречи из уст израильтян не прозвучало ни слова о Торе, еврействе, Земле Израиля. Что ж, с такими «глубоко мыслящими» израильтянами палестинским журналистам вполне комфортно и поболтать, и поплескаться в бассейне, и прикупить что-нибудь в «Дьюти-фри». Серьезные, неприятные, тяжелые вопросы им все равно никто из таких собеседников не задаст...

www.evrey.com