Над Тель-Авивским университетом поднимается серое облако научных споров. Профессор Шломо Занд написал книгу “Кто и как изобрел еврейский народ”. Ее уже перевели на 15 языков и наши враги, проглотив ее, восклицают: “Ну, теперь понятно!” Голда Ахиэзер, доктор исторических наук, сотрудник Иерусалимского университета, отвечает на наши вопросы.
- Голда, “стокгольмский синдром” (идентификация с обидчиком) может растянуться на несколько поколений?
- Если взять биографию Занда – очень похоже. Его родители пережили Катастрофу и вдруг нате, их сын стал участником “Мацпен”, леворадикальной группы, которая шпионила в пользу арабов. Шломо изучал историю кино в Париже. Шестидневную войну и освобождение Иерусалима он воспринял, как личную трагедию. В его окружении считалось, что евреи должны раствориться, слившись с окружающими народами. А они не только не сливаются, но, наоборот, отвоевывают свои святыни и начинают возвращаться к Торе. У левых радикалов есть интересная черта – если факт идет вразрез с их схемами, они его просто отрицают. Шломо Занд решил “не признать” Израиль. Просто взять и уехать из нашей страны. Он спросил совет у известного антисемита, палестинского поэта Махмуда Дервиша. Тот не разрешил: “Оставайся, здесь ты нужнее…” На склоне лет, Занд действительно оказался нужен всем, кого трясет от слов “еврей”, “Израиль”…
- Так кто же изобрел еврейский народ?
- Всевышний. Он открылся, как Единый Б-г, Аврааму, Ицхаку, и Яакову, из потомков которого произошли двенадцать колен. Это случилось не единым махом, а на протяжении нескольких сотен лет. Во время Исхода проходил подсчет, сколько мужчин в каждом колене. Это несколько десятков тысяч – цифра вполне реальная, скромная. Занд изо всех сил пытается нас убедить, что события, описанные в Торе, являются мифами. Но мне кажется, на самом деле его беспокоит реализм Торы.
- Почему?
- Будничные факты соседствуют с чудесами. Всевышний выделяет евреев из других народов, дает нам особые знания и заповеди, которые нужно внимательно и строго исполнять. Он также отдает нам Эрец Исраэль, Святая Земля святому народу – и навсегда. Оборотная сторона избранности – большая ответственность. Автору книги очень хочется ее избежать.
- Как?
- Разорвать этот узел, “евреи – Тора - Эрец Исраэль”. Для этого он пытается изначально представить нас изолированными группами людей, исповедующими некую религию, иудаизм. А раз так, нас нельзя считать единым народом. Похоже, Шломо Занд дает сталинское определение нации: общая территория, язык, культура. Исходя из этих критериев, он, так же как “вождь и учитель”, отказывает евреям в праве называться народом.
- А кто же мы?
- Особенно не затрудняя себя доказательствами, Занд обьявляет сефардских евреев потомками берберов, а ашкеназских – наследниками хазар. В Эрец Исраэль они чужаки, и, значит, должны ее оставить. Этих на верблюдов и в Сахару, а разных зальцманов – за Астрахань, табуны гонять.
- Голда, а на самом деле?
- А на самом деле историков поражает удивительное сходство еврейских общин в самых разных концах земли…
– Голда, а что же было?
– По Занду – разрозненные группы в разных концах света, исповедующие иудаизм. Но если так, у каждой была бы своя “Тора”, своя “галаха”. Однако мы видим, что даже в диаспоре наши поселения как будто связаны общей живой нитью. И в Польше и в Йемене структура общины идетична: синагога, хедер для детей, миква, фонд цдаки для бедняков… Разнятся язык, одежда, местные обычаи. А ядро у всех одно.
– Тора?
– Да, Тора, письменная и устная, является стержнем, вокруг которого вращается вся жизнь общины. Она формирует мировоззрение. Она требует полной грамотности, что было совершенно необычно в Средние века. Занд пишет о небольших, изолированных общинах, но забывает сказать, что они постоянно поддерживали связь друг с другом. Благодаря этой связи Талмуд распространяется почти во все еврейских сообществах, включая горских евреев, к которым он попал позже всех. Еврейство, несмотря на колоссальный разброс общин в диаспоре, продолжает оставаться единой кровеносной системой.
– А где ее центр?
– На протяжении веков он меняет адреса. В период Второго Храма это высший суд мудрецов – Санхедрин. После разгрома Великого восстания против Рима, таким центром становится ешива в Явне. В 7 -11 веках гаоны Вавилонии создают большие ешивы, отвечают на вопросы, идущие из Германии, Испании и пр. Зачастую волна гонений не нарушала связи между общинами, а, наоборот, укрепляла их, бросая нас в объятья друг к другу. Например, изгнание из Испании очень подняло духовный уровень еврейских общин Северной Африки, куда устремились лишенные крова мудрецы.
– То есть, вопреки профессору Занду, евреи из разных стран все-таки общались?
– И не только в час беды. Рабби Хасдай, министр при дворе Кордовского халифа, переписывается с Иосифом, повелителем хазар, принявшим иудаизм. Биньямин из Туделы отправился в “кругосветку” и составил достаточно подробное описание всех еврейских общин в бассейне Средиземного моря. Ученые ломают голову: зачем? Возможно, ему было просто интересно знать, как живут его братья на другом конце земли. Подобное тянется к подобному…
– А Занд считает, что евреи – это прозелиты, в разное время принявшие иудаизм, и народом называться не имеют права.
– По-моему, он ломится в открытую дверь. Никто не отрицает, что на протяжении всей истории к нам присоединялись люди из других народов. Но считать евреев нацией геров неправильно, так как прозелитов никогда не было слишком много. Далеко не всякий, подобно Аврааму, мог уйти от идолопоклонников и начать служить Единому Б-гу. А кара за такую “вольность” в церковной Европе была страшной. Последний раз гер, (это был морской офицер Возницын), взошел на костер в просвещенную эпоху Ломоносова. Но Занд не пишет об этом в своей книге, поскольку это не отвечает его концепции…
– Почему его книга так популярна?
– Потому что она отрицает право евреев (их же нет!) на Святую Землю. И еще потому что идеология левых радикалов говорит об отмирании и смешении всех наций. А евреи у них, как заноза – живем, множимся, растем! Пережили "Протоколы сионских мудрецов", переживем и книгу Занда…
"Живой журнал" ezrahovkin