Комментарий к визиту.
Как только я с моей женой Киран 14 ноября 2005 года взошел на борт рейса Эль-Аль LY 0008, мысли мои оказались заняты приведением в порядок списка того, что я намеревался выполнить. Я хотел использовать мой первый визит в Израиль для того, чтобы почувствовать мощь израильского духа, который отказывается сдаться силам зла вопреки тысячелетиям антисемитизма.Я хотел исследовать не самоубийственные жертвы Израиля – меня интересовали основы израильского стремления жить в мире.
Имеется множество вещей, о которых я хотел говорить с израильтянами, прежде всего, среди прочего, их нежелание что-либо делать с той безнравственной прессой, которая продолжает рисовать их как злодеев. Хотя я понимаю, почему масс-медиа, которая достаточно аккуратно освещает большинство событий, предпочитает игнорировать все правила журналистской этики, когда дело доходит до Израиля. Я не мог уяснить нежелание израильтян эффективно бросить вызов негативной прессе. Пристрастность масс-медиа по отношению к Израилю напоминает мне немецкую прессу времен нацистской эры, которая была рекрутирована гитлеровским министром пропаганды Йозефом Геббельсом, подхватывавшим каждое слово, наполненное ненавистью к евреям. Точно так же, как германская пресса, которая отказывалась печатать правду об отвратительных зверствах в европейских лагерях смерти, или объявлявшая, что все это было преувеличением, масс-медиа сегодня также игнорирует арабский терроризм. Я хотел увидеть, есть ли хоть какая-нибудь правда в обвинениях масс-медиа, что Израиль - это государство апартеида, недемократическое и дискриминационное.
Я знал, что подлинное еврейское государство не могло быть недемократическим, поскольку демократические идеи всегда были частью еврейского сознания и исходят непосредственно из Торы. К примеру, когда в преамбуле к Декларации Независимости Джефферсон написал, что все люди созданы равными, что они наделены Создателем определенными неотъемлемыми правами, среди которых есть Жизнь, Свобода и стремление к Счастью, он базировался на Торе, которая говорит, что все люди созданы по образу Бога. Я был уверен, что Израиль не может быть расистским или дискриминационным, поскольку он основан на идее завета между Богом и израильтянами, в котором обе стороны принимают на себя обязательства, подчеркивающие тот факт, что власть устанавливается с согласия обеих сторон, а не за счет тирании более могущественной стороны.
Моё понимание еврейского государства было подтверждено, когда въездная декларация, которую мне необходимо было заполнить перед приземлением в Тель-Авиве, не требовала указания моего вероисповедания, как этого требует закон в Пакистане. И также, в отличие от Саудовской Аравии, никто в израильской иммиграционной службе не потребовал от меня сертификата о моей религиозной принадлежности.
По мере того, как самолет Эль Аль приближался к Земле Обетованной, я продолжал перебирать обвинения, обычно выдвигаемые против Израиля его врагами:
Израильтяне живут в состоянии бесконечного страха?
Израиль недемократичен?
Мусульманские арабские граждане Израиля не имеют равных прав?
1. Израильтяне живут в состоянии бесконечного страха.
От Тель-Авива до Тверии, от Иерусалима до Изреельской долины, от Голанских высот до границы с Газой я не обнаружил ни одного свидетельства страха. В действительности, люди чувствовали себя так уверенно, что ни в одном магазине, на заправке, торговом центре или жилом квартале, где мы ходили, и где было известно, что мы мусульмане, нас не сочли нужным обыскивать или допрашивать. Особенно, когда Киран и я пошли на улицу Бен Йегуда в Иерусалиме в пятницу вечером, мы обнаружили, что она переполнена людьми всех возрастов. Земля сотрясалась от музыки, и молодые парни и девушки были настолько охвачены весельем, что не давали себе труда оглядываться по сторонам. Туристы были заняты своими делами, и вся толпа, казалось, пульсировала в такт с музыкой.
Я не мог не сравнить чувство безопасности, охватывающее тебя в Израиле, с тем ощущением преследующей тебя опасности, которое существует в мусульманских странах. От Индонезии до Ирана и от Афганистана до Саудовской Аравии люди не уверены ни в чем. В столице Пакистана Исламабад и в порту Карачи меня постоянно предупреждали не делать крупных покупок у всех на виду, так как это побуждает грабителей следовать за вами. Я не слышал сообщений об изнасиловании, убийстве на почве защиты чести или ограблении в Израиле.
2. Израиль недемократичен.
Как мусульманин, я весьма чувствителен к отсутствию демократических свобод в любом обществе. И я не верю, что кто-либо, за исключением только отъявленного антисемита, будет утверждать, что Израиль не является демократией. Демократия в Израиле пропорциональна и представительна, но демократические коалиции, необходимые для претворения в жизнь любого решения, также имеют свои проблемы.
Самый первый день в Кейсарии продемонстрировал нам израильскую демократию. Воздух был весь наполнен политическими дебатами и дискуссиями. Решение Ариэля Шарона покинуть Ликуд и сформировать новую политическую партию доминировало в холлах отеля и подчеркивало проблемы, определяемые необходимостью существования демократических коалиций. «Целью свободного и демократического израильского общества является достижение приемлемого компромисса, но часто итог оказывается менее чем удовлетворительным – особенно для большинства. Это включает в себя коалиции и союзы, которые также обеспечивают существование сдерживающих и балансирующих факторов, препятствующих любым потенциальным нарушениям прав меньшинства. Эта система лучше американской представительной республиканской системы, которая в реальности представляет власть и особые интересы. В США вы получаете демократию для немногих. В Израиле вы имеете демократию для всех».
Я очень упорно пытался вспомнить какое-нибудь мусульманское государство, которое обладает истинной демократией и где религиозному меньшинству предоставлены равные демократические права, но так и не смог. Карта исламского мира наполнена королями, деспотами, диктаторами, мнимыми демократами и теократическими автократами, и преследование меньшинств есть важнейшая часть исламского социального поведения. Однако здесь, защищенные израильскими демократическими принципами, арабы-мусульмане, граждане Израиля, обладают всеми правами и преимуществами израильского гражданства. Когда проводились первые выборы в Кнессет в феврале 1949 года, израильским арабам было предоставлено право избирать и быть избранными наравне с израильскими евреями. Сегодня израильские арабские граждане обладают всеми гражданскими и политическими правами, позволяющими осуществлять участие в жизни израильского общества. Они активны в израильской социальной, политической и гражданской жизни и обладают представительством в израильском парламенте, министерстве иностранных дел и юридической системе.
Израильтяне верят в демократию, что также объясняет их отказ отвечать на исламский террор путем насилия. Несмотря на мое понимание того, что человеческая слабость позволяет гневу подчинить себе самые лучшие намерения, я не слышал об актах мести, совершенных в Израиле против их арабских соотечественников. Мой опыт как мусульманина был также полезным в ожидании худшего в человеческом поведении; мусульмане под воздействием радикального ислама развязали свой террор против немусульман, даже в тех случаях, когда обвинения в антимусульманских преступлениях оказались фальсифицированными.
Я думал, что требуется сверхчеловеческое усилие, чтобы игнорировать зверства, совершенные над тобой, и оставаться свободным от чувства мести. Согласно моему опыту, приобретенному в мусульманском обществе, меньшинствам никогда не предоставлялось право на трактовку сомнения в пользу обвиняемого. Ненависть к немусульманам и вспышки насилия против верующих меньшинств среди радикальных исламистов остается скорее нормой, чем исключением. Как мусульманин - не ваххабит, я непосредственно столкнулся с их варварством и наблюдал христиан, индусов и представителей других меньшинств, преследуемых по сфальсифицированному поводу. Я думал, что, если ваххабиты в Саудовской Аравии могут осудить учителя на 40 месяцев тюремного заключения и 750 ударов плетью только лишь за восхваление евреев, то было бы не лишено смысла со стороны израильтян наказать палестинцев за бросание камней в молящихся у Западной стены и разрушение гробницы Иосифа.
Но даже и в этом израильтяне доказали, что мир неправ. Несмотря на ежедневные провокации, они успешно умудряются не опускаться до уровня безнравственности своих арабских врагов. Мир привык к ежедневному насилию, развязанному против религиозных меньшинств в мусульманском мире. Всего несколько дней назад правоверные мусульмане в Пакистане ворвались в церковь, взломав и подпалив церковную дверь. Это была их реакция на слух, будто бы христиане осквернили их священную книгу Коран. Они разрушили мраморный алтарь и разбили вдребезги витражи. Они подожгли жильё христиан и расположенную по соседству женскую школу святого Антония. В одно мгновение пламя объяло стены, и черный дым заволок небо. В течение нескольких дней ваххабитские клерикалы продолжали призывать своих мусульманских последователей выходить из домов и защищать свою веру с помощью развязывания террора против христиан.
Я спрашивал себя – не сочтет ли однажды какой-нибудь израильтянин оправданным повторить то, что ваххабиты делали в Ираке и других местах, похищая, убивая и обезглавливая «неверных»?. Совсем недавно в Южном Афганистане было найдено тело водителя-индуса Маниаппан Раман Кути с перерезанным горлом - без всякого очевидного на то основания, кроме как его вера.
Но в прошлом не было ничего такого, что могло бы подтвердить мои опасения; евреи, вопреки тому, что подвергаются самым варварским актам терроризма, все ещё не мстят своим злоумышленникам. И я сделал вывод, что мой первый визит в Израиль поможет мне в распутывании узла настойчивого стремления Израиля продолжать оставаться целью исламского террора.
3. Арабы-мусульмане, граждане Израиля, не имеют равных прав.
Пока наш кондиционированный автобус следовал по петляющим горным дорогам в сердце Галилеи, я не мог не заметить возвышающиеся минареты, указывающих на некоторое число палестинских арабских городов, испещривших склоны холмов. Внушительные купола мечетей подчеркивали свободу, которой наслаждаются мусульмане в еврейском государстве. Большие арабские дома, заметная повсюду строительная активность и большие автомобили подчеркивали процветание и достаток палестинцев, живущих под звездой Давида.
По дороге от града Давида к гостинице Ройял Прима в Иерусалиме я спросил моего палестинского водителя такси, что он думает по поводу переезда на территории, находящиеся под управлением палестинских властей. Он сказал, что никогда не собирался жить вне Израиля. Его ответ разрушил миф, распространяемый антисемитами, что израильские арабы здесь несчастны.
Другой израильский араб сообщил мне, что арабы в Израиле имеют равные избирательные права. На самом деле, Израиль - одно из немногих государств на Ближнем Востоке, где арабские женщины могут избирать. В противоположность остальному арабскому миру, арабские женщины в Израиле обладают тем же статусом, что и мужчины. Арабские женщины имеют право избирать и быть избранными в государственные учреждения. Мусульманская женщина, в действительности, более свободна в Израиле, чем в любой другой мусульманской стране. Израильское право запрещает полигамию, замужество несовершеннолетних и варварское сексуальное увечье женщин.
Более того, я выяснил, что в Израиле нет случаев убийства на почве защиты чести. Статус арабской женщины в Израиле гораздо выше, чем в любой другой стране региона. Израильские стандарты здоровья наивысшие на Ближнем Востоке, и израильские учреждения здравоохранения свободно открыты для всех арабов на той же основе, что и для евреев.
Арабский, как и иврит, является в Израиле официальным языком, и это подчеркивает толерантность природы еврейского государства. Все уличные указатели написаны на арабском наравне с ивритом. Официальной политикой израильского правительства является поощрение языка, культуры и традиций арабского меньшинства как в системе образования, так и в повседневной жизни. Израильская арабская пресса является наиболее энергичной и независимой по сравнению с прессой в любой другой стране региона. Существует более 20 арабских периодических изданий. Они публикуют то, что желают, подвергаясь только такой же военной цензуре, как и еврейские издания. Существуют ежедневные ТВ и радио программы на арабском. Арабский изучается в еврейских средних школах. Более чем 350000 арабских детей посещают израильские школы. К моменту создания Израиля существовала лишь одна арабская средняя школа в стране. Сегодня существуют сотни арабских школ. Израильские университеты являются известными центрами по изучению истории и литературы арабского Ближнего Востока.
Зная об ограничениях, с которыми сталкиваются в Саудовской Аравии не-ваххабиты во время отправления религиозных ритуалов, Киран (моя жена) не могла скрыть своего удивления перед свободой и легкостью, с которой люди всех религий и вероисповеданий исполняли свои религиозные обязанности в Церкви Гроба Господня, в церквях у Галилейского моря и в других церквях, в открытых недавно туннелях Западной стены, у Западной стены, у гробницы царя Давида и в других святых местах, которые мы посетили.
Все религиозные сообщества в Израиле пользуются полной защитой государства.
Израильские арабы-мусульмане, так же как и многие христианские религиозные конфессии свободны в отправлении своего вероисповедания, соблюдении собственного выходного дня недели и праздников и управлении своими собственными внутренними делами. Около 80000 друзов живут в 22 деревнях на севере Израиля. Их религия недоступна для посторонних, и друзы составляют отдельное культурное, социальное и религиозное сообщество, говорящее на арабском. Друзская религиозная и духовная концепция призывает к полной лояльности своих приверженцев правительству страны, в которой они проживают. Следуя этой концепции, друзы, среди прочего, служат в Армии обороны Израиля. Каждое религиозное сообщество в Израиле имеет свой собственный религиозный совет и суд, и имеет полную юрисдикцию в религиозных делах, включая дела гражданского состояния, такие как заключение брака и развод. Святые места всех религий управляются собственной администрацией и защищены правительством.
Один индийский журналист, посетивший меня, рассказывал об открытости, которую представляет еврейское общество. Он рассказал мне, что более чем 20% израильского населения не являются евреями, из которых приблизительно 1.2 миллиона составляют мусульмане, 140000 христиане и 100000 друзы. Другие израильтяне, не-евреи, говорили мне, что христиане и друзы могут при желании поступить на службу в Армию обороны еврейского государства. Бедуины служат в десантных подразделениях, и другие арабы добровольно несут воинскую службу.
Большие дома, которыми владеют арабские израильтяне, и размах строительства, которое происходит в арабских городах, разоблачили фальшивость пропаганды, утверждающей, что Израиль дискриминирует израильских арабов и препятствует в покупке ими земли. Я выяснил, что в начале прошлого столетия Всемирным Сионистским Конгрессом был основан Еврейский Национальный Фонд для покупки земли в Палестине для еврейских поселений. Из общей площади Израиля 92% принадлежит государству и управляется администрацией Земельного Управления. Земля не продается никому, будь то еврей или араб.
Арабский ВАКФ владеет землей, которая предназначена для конкретного использования в пользу арабов-мусульман. Государственная земля может быть сдана в аренду любому, независимо от расы, религии или пола. Все израильские арабы имеют право арендовать государственную землю.
Я спросил трех израильских арабов, сталкиваются ли они с дискриминацией при приеме на работу. Все они сказали мне одно и тоже: обычно дискриминации нет, но всякий раз, когда убийцы-террористы взрывают и убивают израильтян, некоторые израильтяне испытывают определенное чувство дискомфорта, когда им приходится иметь дело с ними. Но это чувство носит временный характер и не продолжается долго.
Мой первый визит в Израиль не только укрепил мою веру в то, что Израиль жизненно необходим для стабильности в регионе, но и убедил меня также в том, что существование Израиля когда-нибудь убедит мусульман в необходимости реформирования своей теологии, а также и социологии.
Путешествие по израильской пустыне осветило другой важный аспект жизни: не только пророки могли творить чудеса, люди, верящие в себя, могут также совершать невероятные действия. Акры и акры песчаных дюн были превращены в лучшие плодородные земли; пшеница, хлопок, подсолнечник, турецкий горох, земляной орех, манго, авокадо, цитрусовые, папайя, бананы и всякие другие фрукты и овощи, которые израильтяне желают потреблять, выращиваются в самом Израиле. И действительно, вне всякого сомнения, израильтяне продемонстрировали, почему Бог завещал им эту землю - только они смогли сделать и сохранять ее зеленой.
Земля эта многократно описана в Торе как земля плодородная, «земля, текущая молоком и медом». Это описание может показаться несоответствующим образу пустыни, который видим мы в вечерних новостях, но давайте не забывать, что эта земля многократно подвергалась опустошению завоевателями, которые были решительно настроены сделать ее непригодной для проживания евреев. За несколько десятилетий, с тех пор, как евреи восстановили контроль над этой землей, мы стали свидетелями гигантского развития сельского хозяйства. Израильское сельское хозяйство получает сегодня высокие урожаи. Сельское хозяйство в Израиле очень эффективно и может покрыть около 75% собственных нужд, несмотря на ограниченные размеры пригодных для земледелия площадей.
Оглядываясь на развитие и преобразования, через которые прошла страна благодаря еврейскому новаторскому духу, тяжелому труду и стремлению к свободе во все времена, я убедился в том, что это правда, что Бог создал эту землю; но фактом является также и то, что только Израиль может сохранить эту землю от гибели.
Автор - главный редактор выходящих в Калифорнии еженедельных газет «Пакистан сегодня» и «Мусульманский мир сегодня», , президент Совета демократии и толерантности, а также адьюнкт в Гудзонском институте.
Статья опубликована 2 декабря 2005 года на Интернет-сайте www.MuslimWorldToday.com.
Перевод с английского Пауля Валерштейна для МАОФ.
Декабрь 2005 г.
Статья на английском