Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
{nomultithumb}Практика военных конфликтов последних лет свидетельствует - сегодня в войне побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кого больше жалеет мировое сообщество. Сербия проиграла в Косове не потому, что против нее воевала вся Европа - просто косовским албанцам удалось убедить весь мир в неправоте сербов.

Однако, сегодня профессиональных агитаторов и пропагандистов научились ловить за руку - это делают пользователи сети Интернет, внимательно изучающие фото- и видеосвидетельства, которыми оперируют противоборствующие стороны конфликтов. К примеру, оказалось, что значительная часть таких материалов, поступающих сейчас из Ливана, фальсифицирована, причем делают это не столько политические противники Израиля, сколько корреспонденты информационных агентств.

56.62 КБ

Привет от Геббельса

История арабо-израильского противостояния полна раскрытых информационных мифов, однако, это ничему не учит ни журналистов, ни обывателей. До нынешнего конфликта самым громким разоблачением стали так называемые "дженинские похороны" - инсценированные в апреле 2002 года палестинцами в городе Дженин "похороны погибших от израильских бомбардировок мирных жителей". 29 апреля процессия с "погибшими" двигалась к месту, где ее уже поджидали десятки телекамер мировых информационных агентств, когда в небе вдруг появился израильский самолет-разведчик. Видеокамера разведчика зафиксировала, как один из "трупов", испугавшись самолета, соскочил с носилок и бросился бежать, но суровые товарищи по борьбе пинками загнали его обратно под белые простыни и понесли дальше.

Поплачь о нем, пока он живой

Репортажи из районов боевых действий не являются независимыми прежде всего потому, что журналисты тоже люди и не хотят быть убитыми. Недавно репортер CNN Nic Robertson публично признался, что его телевизионные съемки на разрушенном юге Бейрута проходили под руководством и строгим контролем расквартированных там представителей террористической организации "Хезболла". А в начале августа на сайте Eureferendum.blogspot.com появилось сразу несколько сообщений, в которых приводились факты, свидетельствующие, по мнению редактора ресурса Ричарда Норта (Richard North), о том, что крупнейшие информагентства размещали на своих лентах постановочные снимки. В частности, Норт обратил внимание на то, как американское агентство "AP" выкладывало на ленте фотографии одной и той же убитой девочки. На снимке, который появился на ленте "AP" в 07.21, ребенок был заснят в машине "скорой помощи". В 10.21 была обнародована фотография, на которой было показано, как девочку кладут в машину "скорой помощи". И наконец, в 10.44 вышла фотография, которая показывала, как спасатель несет девочку. При этом поблизости не было никаких признаков "скорой помощи". Похожие нестыковки дотошный блоггер обнаружил в работе "AFP" и "Reuters". Посты Норта процитировали некоторые американские СМИ, после чего новостным агентствам пришлось оправдываться.

59.68 КБ

Фотошоп для фотокора

Убедительнее всех коллег вляпался в историю арабо-израильского конфликта фотограф Аднан Хадж, работающий на "Reuters". Агентство признало, что опубликовало на фотоленте отретушированный (читай - фальсифицированный) снимок из Бейрута. Показательно, что распознали фальшивки тоже пользователи сети Интернет. Фотография Хаджа, на которой столица Ливана изображена в густых клубах черного дыма, появилась на фотоленте 5 августа после утреннего авиаудара. Однако, наблюдатели нашли следы обработки в одной из графических компьютерных программ - "Фотошоп". С ее помощью фальсификатор добавил дыма и разрушений на фотографии Бейрута, чтобы картинка была пострашнее.

Признав факт подделки, на месте отретушированного снимка "Reuters" разместило оригинал, сделанный, кстати, другим фотографом, и текст: "Reuters" разрывает в воскресенье все отношения с Хаджем. Незамедлительно начато расследование в отношении других фоторабот Хаджа".

На следующий день обнаружилась еще одна фотография Аднана Хаджа, которая также оказалась подделкой. На снимке, датированном 2 августа, изображен военный истребитель (якобы израильский "F-16"), который, согласно сопроводительной подписи, "выпускает ракеты во время авианалета на мирную деревню Набатия на юге Ливана".

Как пишет "The Jawa Report", на деле истребитель отстреливает термические ловушки от ракет земля-воздух. Более того, при ближайшем рассмотрении выясняется, что "ракета", как ее называет Хадж, всего одна. Две другие пририсованы методом копирования для пущего эффекта. Расположенные рядом три "бомбы" также нарисованы: их отчетливые фрагменты идентичны. "Reuters" аннулировало и этот снимок, признав, что он также был подретуширован.

Стоит отметить, что Хаджу принадлежит целая серия снимков мертвого ребенка, которого держит в руках спасатель в городе Каны, где в результате авиаудара израильских ВВС по жилому дому, откуда обстреливался Израиль, погибли 28 человек. Многие из этих снимков тоже вызывали подозрения в постановочном характере, однако "Reuters" и другие информагентства отрицают это и поныне.

Кому верить?

Не всегда фальшивки сопровождают войны - еще чаще они становятся поводом к войне. 7 августа 1992 года в журнале "Daily Mirror" была опубликована фотография, ставшая и поводом, и символом боснийской войны. Там была изображена группа мужчин за колючей проволокой - с заголовком "Must it go on?" (Это будет продолжаться?). Снимок сопровождался подписью: заключенные мусульмане в сербском концлагере Трнополье. В феврале 1997 года немецкий журналист Томас Дайхманн докопался до правды и разоблачил своих нечистоплотных коллег: "Вокруг лагеря в Трнополье не было никакой колючей проволоки. Это была не тюрьма, и уж тем более не концлагерь, это был пункт сбора беженцев... Колючая проволока окружала не лагерь, а фотографа и журналистов. Рядом с Трнополье находился охраняемый объект, окруженный проволочными заграждениями".

Жак Мерлино, французский журналист, так прокомментировал те события: "История с теми кадрами получилась очень эмоциональной. Все видели живые мощи за колючей проволокой - и никого уже не волновало, что это фальшивка. Кому было интересно, что вся та поездка к беженцам была организована сербскими властями для решения проблемы с беженцами".

Томас Дайхман, редактор журнала "Ново", Франкфурт: "Это была одна из величайших мистификаций последнего десятилетия прошлого века. Подмена надолго определила отношение мирового сообщества к происходящему на Балканах. Обществу была навязана аналогия с холокостом, концлагерями и нацизмом, организованными исключительно одним народом - сербами".

Показательно, что автор фальшивки, Пенни Маршал, журналистка британской телекомпании "ITN", хотя и ушла с телевидения после разоблачения, но так и не признала своей роли в развязывании боснийской войны. Она лишь сетовала на "чрезмерную эксплуатацию политиками снятого ею материала в Тронополье".

4.89 КБ

Эта музыка будет вечной?

На самом деле, факт внимания миллионов читателей к публикациям СМИ в сети Интернет позволяет надеяться, что время фальшивок уходит безвозвратно. Благодаря широкому распространению Сети любая информация, любой рассказ от имени очевидца, а тем боле фото- и видеоматериалы подвергаются жесткой оценке, пристальному изучению и перекрестной проверке. И вот уже бильдредактор сайта "BBC News" Фил Кумз в комментарии на блоге "BBC" исключает "Reuters" из числа "well established names", которым его фотослужба доверяет, за инцидент с Хаджем, а в других СМИ перед публикацией теперь в обязательном порядке все фото и видеоматериалы исследуют специалисты. Хочется надеяться, что в нелегком противостоянии "кто быстрее"/"кто точнее" победят те СМИ, за которыми будет стоять самая безукоризненная репутация. Только вот много ли вы знаете таких?

Источник: Иванов+Рабинович через euraboff