Французский апелляционный суд в среду вынес постановление в пользу французского еврейского активиста Филиппа Карсенти, отвергнув постановление суда низшей инстанции о том, что он несправедливо обвинил телеканал Франция-2 и его корреспондента в Иерусалиме Шарля Эндерлина в фабрикации истории Мухаммеда А-Дуры.
«Приговор означает, что мы имеем полное право сказать, что Франция-2 транслировала сфабрикованные новости, а расстрел А-Дуры был инсценировкой, и они ввели в заблуждение всех и не понесли за это ответственности», - сказал Карсенти корреспонденту «Джерузалем Пост» вскоре после вынесения приговора суда.
Камера запечатлела арабского мальчика Мухаммеда А-Дуру и его отца вжавшимися в стенку на перекрестке Нецарим в секторе Газы 30 сентября 2000 года во время перестрелки между солдатами ЦАХАЛа и террористами. Франция-2 выпустила в эфир только 52 секунды отредактированной видеосъемки, оставив остальные 18 минут за кадром.
На видеозаписи, сделанной стрингером Франция-2 Талалом Абу-Рахмой, показано, как Мухаммед А-Дура прячется, а затем показано, как он лежит, вероятно, мертвый, но не показано, что ребенок был ранен.
Корреспондент Франция-2 Шарль Эндерлин, отредактировавший запись, возложил всю вину за гибель арабского мальчика на Израиль. Эти снимки быстро разошлись по миру и стали символом второй интифады. Эксперт по Ближнему Востоку и СМИ, Том Гросс, выяснил, что «Усама Бин-Ладен упоминал А-Дуру в своем обращении после терактов 11 сентября; убийцы репортера «Уолл-стрит Джорнэл» Даниэля Перла вставили фотографию в видеозапись казни журналиста; именем Мухаммеда А-Дуры называли улицы, площади и вузы. Он стал символом интифады».
Карсенти, возглавляющий наблюдательный комитет Media rating, был обвинен в клевете, после того как потребовал увольнения Эндерлина и директора новостной службы Франция-2 Арлет Шабо, заявив, что видеозапись была инсценировкой. Самого Эндерлина в Газе во время инцидента не было, но он защищал своего фоторепортера и отстаивал его честность.
В 2006 году Карсенти был обвинен в клевете и приговорен к выплате штрафа по 1380 долларов Франции-2 и Шарлю Эндерлину, и еще 4000 долларов судебных издержек, так как он написал, что «инцидент является маскарадом, дискредитирующим Францию и общественное телевидение».
Вначале ЦАХАЛ извинился за инцидент, но после проведения расследования пришел к выводу, что мальчик не мог пострадать от израильских пуль. Тем не менее, Израиль почти не оказал никакой поддержки Филиппу Карсенти, в одиночку боровшемуся за то, чтобы снять очередной кровавый навет с еврейского государства и его вооруженных сил.
Эндерлин сказал корреспонденту «Джерузалем Пост», что собирается оспорить решение апелляционного суда, так как решения трех предыдущих судов были в его пользу. Он сказал: «Апелляционный суд постановил, что слова Карсенти были клеветой, и он не смог доказать, что новости были фальшивыми или сфабрикованными». Тем не менее, в постановлении говорится, что «Карсенти имел право на критику сообщения канала Франция-2, поскольку речь шла об эмоциональной теме, и следствие, проведенное Карсенти, убедило суд, что он действовал из самых искренних побуждений».
В ответ на заявление о том, что Эндерлин оспорит решение апелляционного суда, Карсенти сказал, что тому остается только Верховный суд. «Если они будут продолжать настаивать на своей правоте, - сказал Карсенти, - мы приведем жертв терактов, которые пострадали именно из-за репортажа про А-Дуру, и они подадут иск против Франции-2». Карсенти призвал президента Франции Никола Саркози, отвечающего за общественное телевидение, «взять ответственность за защиту французским государством антисемитской лжи худшего разбора. Настало время извиниться перед всем миром за трансляцию сфабрикованных новостей, воспламенивших мусульманский мир и поставивших под угрозу мир во всем мире».
Утверждения Карсенти базируются на нестыковках отредактированного видеоряда, включая запись признания Абу-Рахмы от том, что в этом деле есть свои, недосказанные секреты, на том факте, что на стене за спиной мальчика было обнаружено всего семь пулевых отверстий, в то время как Абу-Рахма утверждал, что он находился под прямым огнем ЦАХАЛа 45 минут, на записи видно, что перестрелка началась искусственно, что на месте дежурила машина, замаскированная под карету скорой помощи, а солдаты ЦАХАЛа, дежурившие в тот день на перекрестке, сказали, что ни в какой перестрелке участия не принимали. Кроме того, на записи отсутствует сам момент гибели или даже ранения мальчика.
Несмотря на попытки Франции-2 преуменьшить значение постановления суда, некоторые аналитики называют его очень важным. Как говорит Гросс, «постановление означает, что существуют серьезные сомнения в достоверности версии Франции-2, и вся мировая пресса проявила безответственность, поверив голословным утверждениям местного арабского оператора, признавшего свою ангажированность».
Седьмой канал