Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Отталкивание Абу Мазеном предложения о государстве с временными границами, как было опубликовано в газете "Гаарец", сопровождалось заявлением, согласно которому любое соглашение с Израилем будет на базе "границ 1967г." И в совместной статье, опубликованной недавно в "Вашингтон Пост", призвали Збигнев Бжезинский, советник по национальной безопасности в период президента Картера, и бывший депутат Палаты представителей Конгресса Стив Соларез к решению израильско-палестинского конфликта "на базе границ 1967г."

Выясняется, что растущее количество людей, включая официальных представителей и находящихся на ключевых постах, полагают, что была признанная граница между "Западным берегом" и Израилем в 1967г. и что есть большая важность вернуть границу на "предыдущее" место. При этом все обсуждение основывается на искаженном представлении смысла линий 1967г., учитывая, что на "Западном берегу" никогда не было признанной международной границы.

Даже гос.секретарь Хиллари Клинтон провалилась, когда во время визита в Бахрейн в феврале этого года сказала, что "мы верим, что границы 1967г. с некоторым обменом территориями должны быть в центре диалога о границах".

Эта фраза противоречит официальной позиции администрации Обамы, которую он сама сформулировала с величайшей осторожностью. Согласно официальной позиции, США верят, что можно найти компромисс между палестинскими требованиями возвращения к линиям 1967г. и израильскими требованиями о безопасных границах, учитывающими нужды безопасности Израиля и действительность на местности. Клинтон поправила себя позже.

Надо помнить, что линии 1967г. – это не более, чем линии преращения огня 1949г. В то время, как на египетском и сирийском фронтах существовала история признанных международных границ, разделявших между британским мандатом и соседями, то на иорданском фронте то, что установило линию прекращения огня, было не более, чем точкой, на которой остановились израильские и арабские силы в конце Войны за Независимость с небольшими изменениями. В сущности, линии 1949г., ставшие на более позднем этапе "границами 1967г.", были линией фронта, не более того.

И 2-й параграф соглашения о прекращении огня с иорданцами ясно отмечает, что в этом соглашении нет ничего, что может отменить или поставить под угрозу какое бы то ни было будущее территориальное требование между сторонами – и это потому что соглашение "было продиктовано исключительно военными соображениями".

Другими словами, линии прекращения огня не были признаны как международная граница. Вследствие этого, с 1949г. иорданцы сохраняли для себя право требовать территории внутри Израиля в пользу арабской стороны. Следует отметить, что 31 мая 1967г. всего за несколько дней до начала Шестидневной войны поднял иорданский представитель в ООН перед Советом безопасности именно это утверждение, подчеркивая, что старое соглашение "не определяло границ".

После Шестидневной войны упорно подчеркивали составители резолюции номер 242 Совета безопасности ООН, что линии прекращения огня 1949г. должны быть заменены настоящей границей. Лорд Карадон, британский представитель в ООН, отмечал: "Я хорошо знаком с линией 1967г. Это не граница, она не устраивает, это место, где войска вынуждены были остановиться". Он подытожил свои слова: "Это не постоянная граница". Его американский коллега Артур Голдберг добавил, что "с исторической точки зрения, никогда не было признанных и безопасных границ в регионе". Он также отметил, что линии прекращения огня 1949г. не отвечали определению признанных и безопасных границ.

Для этих двух послов резолюция 242, над составлением которой они работали, должна было создать границы, которые они определили как "безопасные и признанные", границы, которые должны будут заменить линии, на базе которых вспыхнул конфликт. Президент Джонсон подчрекнул это в сентябре 1968г., сказав: "Ясно, что возвращение к действительности 4 июня 1967г. не приведет к миру. Есть необходимость в безопасных и признанных границах". Это объясняет почему резолюция номер 242 не призывала к полному отступлению со всех территорий, которые занял Израиль в ходе Шестидневной войны; линии прекращения огня 1949г. перестали быть чем-то существенным, к чему надо относиться в будущем мирном процессе.

Сегодня обратная тенденция – призывающая "забетонить" статус линий 1949г. и "освящающая" таким образом линии 1967г. как "границы" с международным статусом – набирает силу. В сущности, речь идет об одном из побочных явлений мирной арабской инициативы 2002г., которая упоминает о линиях 1967г. "Дорожная карта" от 2003г. встряла эту проблемную терминологию, указав, что мир приведет к "окончанию оккупации, начавшейся в 1967г.", при этом упоминание резолюции 242 немного затушевывает проблемность, которую создала эта терминология.

При президенте Обаме линии 1967г. вновь стали важной точкой для политического процесса. В своем письме премьер-министру Ариэлю Шарону в 2004г. прояснил президент Буш: "Нереально ожидать, что следствием переговоров о постоянном урегулировании будет полное возвращение к линиям прекращения огня 1949г."

Но в то время, как письмо президента Буша было одобрено подавляющим большинством депутатов от обеих партий в обеих палатах Конгресса, администрация Обамы воздерживается декларировать, что содержание этого письма обязательно для нее с юридической точки зрения. Это было прояснено в ходе длительных бесед между коррепондентом сети "Фокс" и зам.пресс-секретаря гос.департамента Робертом Вудом 1 июня 2009г. В своей речи в ООН выбрал Обама для цитаты из "дорожной карты" выражение, упоминающее "оккупацию, начавшуюся в 1967г.", но в отличие от своих предшественников не упомянул резолюцию 242.

Ненастойчивость Израиля в формулировке "Дорожной карты" в 2003г. – это лишь одна из многих ошибок, которые Израиль повторял в последнее десятилетие. Эти ошибки позволили возвращение линий 1967г. за счет забывания резолюции 242. Права Израиля на защитимые границы, которые должны заменить линии 1967г., защищены в международном праве и традиционном подходе Совета безопасности ООН. Будет большой ошибкой продолжать и позволять затушевывание этих прав еще до начала мирных переговоров.

Перевел Яков Халфин
МАОФ