Maof

Wednesday
Apr 24th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Большая часть мировой масс-медиа продолжает изображать палестинцев в роли Давида и Израиль – в роли Голиафа. Не говоря о болезненности сопоставления, связанного с библейским преданием, и даже не принимая в расчет, что Израиль, вне всяких сомнений, значительно более уязвим как по отношению к жестокому насилию, так и в смысле угрозы его существованию, это сравнение совершенно неверно и по другой причине. Оно неверно ввиду неправильного понимания прессой сущности СИЛЫ. Хотя сила свойственна сильному, а слабость характеризует слабого, сила может ослаблять себя, а слабость может, на самом деле, становиться источником силы.

Это любопытное суждение поразительно подходит сегодняшнему Израилю. В течение многих лет, и особенно после начала «мирного процесса» Осло, сила Израиля действовала вхолостую, в то время как палестинцы искусно превращали свою широко признаваемую слабость в полезный источник силы. Не удивительно, что «слабые» палестинцы неоднократно одерживали верх над «могучим» Израилем. По недоразумению соотнесенные с Давидом, они постоянно изображались как страдающая сторона, как несчастная жертва этого ужасного израильского Голиафа. Такое искаженное представление было одной из причин того, что большая часть мирового сообщества не замечала поощряемого Арафатом терроризма.
Что все это означает? На одном уровне это позволяет предположить, что обычные оценки источника силы в международных отношениях являются преувеличенными и, вообще говоря, неправильными. Здесь есть также определенная ирония и, если хотите, парадокс. Почти две тысячи лет евреи не имели государства и были беззащитны – и, тем не менее, в целом ряде немаловажных сфер человеческой деятельности играли заметную роль.

Сегодня, когда существует еврейское государство, обладающее ядерным оружием, еврейские граждане Израиля являются самыми уязвимыми из всех евреев, живущих в разных районах земного шара. Нигде больше на всей нашей планете евреи как таковые не подвергаются целенаправленному уничтожению более «слабым» противником. Со своей стороны, палестинцы, всячески лелея свою предполагаемую слабость по сравнению с Израилем, на самом деле демонстрируют весьма заметную для своего предгосударственного состояния силу. Действительно, их «слабость» стала основным источником этой силы. Снова, и снова, и снова напоминая миру о том, какие они несчастные и как плохо им приходится – Давиду, выступающему против израильского Голиафа с камнем в руке – палестинцы всегда ухитрялись получить то, что хотели. И получали они это путем убийства, зверского умерщвления, взрывания мужчин, женщин, детей (Фатх/Исламский джихад/Хамас особенно стремятся убивать детей топорами, ножами и бомбами) – и у них это получалось.

Скоро палестинцы получат государство. Приведет ли это к их усилению или, как в случае с Израилем, наоборот, ослабит их? Возможно, существуя бок о бок с еврейским государством, они оба - как это ни парадоксально звучит – выработают некую взаимную слабость. Но и в этом случае одна сторона будет слабее другой. Какая именно? Здесь для Израиля есть важный урок. Во-первых, израильтяне должны, наконец, начать понимать, что ракеты, самолеты, бомбы и эсминцы не обязательно являются гарантом силы, обеспечивающей выживание. Составляющие такой силы всегда будут оставаться трудноуловимыми и часто неосязаемыми. Более того, эти составляющие часто включают в себя предполагаемую противоположность силе – слабость. Что же касается того, кто в данный момент времени стоит в Израиле у власти, то для силы Израиля этот фактор имеет намного меньшее значение, чем кто-либо может предположить. В обозримом будущем любой лидер Израиля вряд ли будет способен осознать парадокс силы и слабости.

Есть в этой ситуации и еще уроки для еврейского государства. Одним из самых очевидных является потрясающая слабость, порожденная «пост-сионизмом». День за днем отступая от религиозных и духовных основ иудаизма, Израиль непрерывно терял свой наиболее критический источник силы. Стараясь изо всех сил стать «нормальными», большая доля израильского населения – в противоположность израильским арабам – ВСЕ ЕЩЕ ПРОДОЛЖАЕТ осуждать самих себя за большинство проблем региона. Соглашаясь с предполагаемыми нуждами палестинцев, эти израильские евреи НИКАК не могут понять, что они сами превращают свою силу в слабость. Без всякого стыда отвергая свою собственную историю и свою уникальность, эти евреи создали – пусть даже против своего желания – такие условия, при которых сила превращается в слабость и слабость – в силу. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мировая масс-медиа неизменно изображает Израиль Голиафом, смертельным врагом еврейского народа в библейские времена. И это, в свою очередь, еще более увеличивает слабость Израиля. Что же касается палестинцев, то эта странная инкарнация их как Давида, царя евреев, явно увеличивает их силу. Если Израилю суждено устоять – а он ОБЯЗАН устоять -, то израильтянам нужно как можно быстрее понять слабость силы и силу слабости.

Перевод с английского: Э.Марков