Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
“Новости недели” 28 Октября 2001
Опубликовано на www.sedmoykanal.com

“Поручик Лукаш считал чешский народ
своего рода тайной организацией, от
которой следует держаться подальше.
На занятиях в школе вольноопределяющихся
он говорил курсантам: “Все мы чехи, но
давайте не будем говорить об этом громко””.
( Я. Гашек. “Бравый солдат Швейк”)

Траур по министру Рехавааму (Ганди) был глубоким и всенародным. О человеке, которого долгие годы обзывали фашистом и расистом, вдруг заговорили с уважением и даже с любовью. Знакомством и дружбой с ним загордились даже те, кто аккуратно отмечался во всех шаломахшавовских кафешках на ул. Шайнкин и клялся в миролюбии со страниц всех газет и перед камерами всех телеканалов. Правда, они оговаривали свое положительное отношение к покойнику полным отрицанием его политических взглядов (как будто можно разделить между человеком и его мировоззрением). Однако, в хоре осторожных гандифилов, послышались и другие голоса.

Великий израильский актер Хаим Тополь, исполнивший главную роль в осыпанном со всех сторон Оскарами фильме “Скрипач на крыше”, многократно приглашенный на исполнение главных ролей в королевский шекспировский театр и сыгравший незабвенного Салаха Шаббати в классическом фильме Эфраима Кишона, не только признался в том, что Ганди был его лучшим другом, но и в том. что полностью согласен с ним относительно способа решения арабо-израильского конфликта. Более того: “По сравнению со мной, Ганди был леваком”, - сказал Тополь.

Во дает! – публика восхитилась смелостью артиста и тут же задалась двумя непростыми вопросами:

1. Хаимке, где ты был до сих пор?

2. Таких как ты – немало. Почему они молчат?

Обычно, артист, писатель, журналист (если он не левый радикал) может резонно заметить, что его творчество к политике никакого отношения не имеет, но на самом деле это не так. На нашей либерально-демократической Израильщине даже совсем наоборот. Заподозренный в неуместной любви к своему народу и к своей стране интеллектуал рискует своим статусом в мире его профессиональных занятий и, в результате этого, потерей заработка. В наш гуманный век, очень немногие рискнут поставить на карту благополучие своей семьи.

Исторически сложилось так, что израильский культурный истэблишмент возглавили воспитанники пролеткульта, избравшие своей штаб-квартирой кафе “Касит” на ул. Дизенгоф в Тель-Авиве. Это были верные большевики и не только на словах. От них зависело признание или обструкция того или иного поэта, артиста, музыканта. Они сумели согнать творческую молодежь в стадо с единым мировоззрением и отношением к национальным ценностям. А стадо, как известно, не любит черных овец. Сколько карьер загубили товарищи-большевички. Сколько несостоявшихся талантов и невостребованных классиков остались без работы и заработка, но с сознанием собственной правоты.

Национальная поэтесса Нооми Шемер всегда была удобной мишенью. За десятки лет творчества, на нее были вылиты ушаты помоев, но очевидно, она не по зубам комиссарам от культуры. А вот писатель Моше Шамир, уже признанный классиком, был отлучен от национального театра “Габима”. Его пьеса была снята за несколько дней до генеральной репетиции и больше его не подпускали ни к одному театру на пушечный выстрел. Писатель-юморист и кинорежиссер Эфраим Кишон просто плюнул на все и уехал в Швейцарию. В Европе его просто завалили литературными премиями, но в Израиле не сочли достойным, как и журналиста Шмуэля Шницера, у которого, под дурацким предлогом, отняли государственную премию Израиля. Годами травили поэта-пророка Ури Цви Гринберга и актера Сэфи Ривлина, зато своим (Шуламит Алони, Далия Рабикович и др.) щедро раздавали награды и почести.

Не удивительно, что на демонстрации левых приходят толпы певцов и артистов. Иногда их больше чем демонстрантов. В поселения за “зеленой линией” они проникают тайком и малыми силами. После концерта они говорят поселенцам:

Ребята, мы с вами, только ша…

Парадокс, но трагическая гибель Ганди выпрямила несколько спин и открыла несколько ртов. Очень важно, чтобы процесс дебольшевизации нашей культуры продолжался, иначе она превратится в мрачного урода, имеющего поразительное сходство с соцреализмом.

P.S. Президент США ДЖ. Буш с гордостью заявил, что американские ВВС наконец достигли воздушного превосходства над… Афганистаном.


От редактора
Полтора года назад наш редактор аудио-архива на сервере, позвонил Нооми Шемер и попросил разрешение исполнить и записать ее песню “Акариш” (= акула).

Эта шуточная песня высмеивает сардина. Сардин обидевшись до глубины души на акулу, за нежелание последней сказать “шалом” (= мир), как принято здороваться в Израиле, предпринял неимоверные дипломатические усилия, и не отчаялся пока не согласился ради большого-большого мира отдать все... Это акула поняла, сказала “Шалом” широким оскалом и проглотила миротворца...

Сие произведение великой национальной поэтессы и композиторши, так никогда и не было исполнено...

“Ни в коем случае”, - как ошпаренная прокричала в трубку телефона Нооми, услышав название песни, – “Я не даю никакого согласия, я подам в суд, я... я...”. Кажется даже в СССР некоторые народные артисты не до такой степени боялись “Старшего брата”...