Осознание было как удар молнии: при ином ходе истории так мог стоять арабский историк возле развалин первого еврейского поселка в Эрец Исраэль и документировать неудавшуюся попытку удержаться на месте * Поэтому день нашей радости - это день их беды
1. Вновь возвращаются к "накбе", упрекают нас за создание нашего государства. "Это абсурд", - сказал депутат Ахмед Тиби, - "в то время, как арабы были изгнаны со своих земель, привезли вместо них евреев со всего мира". В самом деле мы виноваты в том, что воевали за свою независимость, а не ждали, пока придут погромщики с топорами. Мы виноваты в том, что вернулись в страну наших праотцев и были готовы разделить этот небольшой участок земли с родителями Тиби, которые отреагировали на это объявлением кровавой войны против евреев.
Район, где прошло мое детство на востоке Петах-Тиквы, расположен на земле арабской деревни Фаджа, созданной в 40-е годы 19-го века переселившимися сюда египетскими феллахами. Название - от греческого слова, обозначающего "источники воды", и фигурирует в Мишне с другими свидетельствами о еврейском присутствии в этом районе. Район долго пустовал и небольшое число прибывших египетских феллахов заняло его.
С прибытием первых жителей Петах-Тиквы в 1878г. бедная арабская деревня получила экономическое благо в виде работы в мошаве и от продажи земель, которые получили даром за несколько десятков лет до этого. Это не помешало жителям Фаджи относиться к проданным евреям землям, как к своим. Я беседовал с Амноном Меламудом, который рос ребенком в районе Петах-Тиквы "Иерусалим", находившемся к востоку от 40-го шоссе на землях, купленных у жителей Фаджи. Он рассказывал о постоянных нападках жителей деревни на евреев, занимавшихся сельским хозяйством.
"Они приводили стада своих коз и овец на наши поля". Жалобы британской полиции не помогали.
2. С приходом британцев в Этец Исраэль деревня стала расти. С 200 человек в начале 20-х годов до полутора тысяч к 1948г. Прирост следовал, в основном, от арабских иммигрантов, приезжавших в поисках работы. Начиная с беспорядков 1921г., из деревни выходили банды террористов, закладывавшие мины на дорогах и участвовавшие в убийствах и грабежах в еврейских посрлениях. В 1936г. началось "большое арабское восстание", которое, кроме забастовок, включало убийства и мародерство. В августе к нему присоединились и жители Фаджи.
Газета "Давар" сообщала тогда: "Множество выстрелов со стороны деревни Фаджа. Это первый раз с начала беспорядков, что деревня Фаджа, окруженная еврейскими землями, обстреливает Петах-Тикву. Пули из Фаджи достигли Эйн-Ганим, сефардского района и кибуца Роджес (Кфар Авраам)".
В сентябре "Давар" сообщала: "Вчера в 8 часов арабы подожгли последний барак в квартале выходцев из Болгарии на границе с арабской деревней Фаджа". Газета писала, что это не первая попытка. И т.д. и т.п.
В мае 1947г. были убиты мать с дочерью в квартале, граничевшем с Фаджа с запада. Убийца был знаком с сефардскими семьями, жившими там, и пользовался их доверием. Этим объясняется то, с какой легкостью он смог проникнуть в маленький домик и зарезать двух женщин там. Следы вели в деревню Фаджа и росло опасение, что после успеха теракта возрастет мотивация арабов устраивать новые теракты.
Хагана поручила ПАЛЬМАХу поймать убийц. Во главе подразделения стоял Шломо Миллер - первый ребенок, родившийся в кибуце Гиват а-шлоша (тогда часть Петах-Тиквы). Подразделение ворвалось в кафе в деревне, в котором ранее видели бандитов. При атаке Миллер был ранен в лоб, эвакуирован в больницу "Бейлинсон" и умер от ран. Саперы ПАЛЬМАХа взорвали пустое кафе.
30 ноября 1947г., на следующий день после решения ООН о разделе Эрец Исраэль и создании еврейского государства, были атакованы 2 автобуса Эгеда возле Фаджи. Свидетельства увязывали убийство двух евреек с террористами из этой деревни. В любом случае из Фаджи был сделан первый выстрел в Войне за Независимость.
3. Во время войны часть жителей деревни бежало, а оставшиеся были изгнаны. Через 100 лет после прибытия египетских феллахов их потомки покинули район. Деревня была разрушена работниками Керен Каемет. С волнами алии Петах-Тиква нуждалась в землях для заселения новых репатриантов - беженцев из арабских стран и из Европы. Тогдашние власти из партии МАПАЙ, не поколебавшись, назвали это место "Неве кибуш" (оазис оккупации, обитель захвата). Когда справедливость твоего пути ясна, то и "захват" земель собственной Родины справедлив. Со временем "Неве кибуш" стал "Кирьят Игаль Алон".
На развалинах кафе, где погиб Шломо Миллер, в 50-е годы был построен общественный центр "Бейт Шломо". Я приехал туда в один из вечеров. Я стоял перед входом и пытался мысленно восстановить тогдашний бой - непростая задача в пасторальном районе. Все же я два года проводил исследования районов Петах-Тиквы, пока события, о которых я читал и собирал свидетельства, не стали частью моей памяти. Собравшись уходить, я повернулся и получил шок. Передо мной лежала куча камней, окруженная оградой. Это то, что осталось от Фаджи. Может, дом мухтара (старосты), может, деревенская мечеть, а может, остатки кафе, в котором Шломо Миллер нашел свою смерть. Долгие минуты я стоял, привязанный к месту, не понимая себя. С трудом оторвал себя оттуда.
Всю ночь я поражался своей реакции. К утру понял. Когда я стоял там на куче развалин Фаджи, историческое осознание молнией удароли меня и встряхнуло. Не истрепанные страницы старых книг, не рассказы о былом - "со мной это приключилось", т.е. со всеми нами. Меня пронзило в тот вечер ужасающее понимание, что при ином ходе истории мог бы арабский историк стоять возле развалин того, что когда-то было первой еврейской мошавой в современном заселении Эрец Исраэль, и документировать провалившуюся попытку удержаться здесь - попытку, которую арабы смогли ликвидировать кровью огнем и стобами дыма.
4. Ведь в этом суть Войны за Независимость: или мы, или они. Срединный путь не преуспел. Если бы победили арабы - родители Ахмеда Тиби - еврейские жители были бы вырезаны. Это то, что планировало здешнее и региональное арабское руководство: этническая чистка посредством геноцида.
Тогдашний генсек Лиги арабских государтств Абд эль-Рахман Азам Паша заявил перед вторжением армий арабских государств: "Это будет война на уничтожение и массовой резни, которая запомнится, как резни, устроенные монголами и крестоносцами". Он обратился к родителям Ахмеда Тиби: "Захват будет легким, как военная прогулка... Будет просто сбросить евреев в море... Братский совет арабам, проживающим там, оставить свои земли и дома и временно поселиться в соседних арабских странах, чтобы не быть пораженными арабскими орудиями во время войны".
Ирония заключается в том, что с тех пор и до сегодняшнего дня "палестинские беженцы" остаются орудием в пропагандистской войне против нас. По всему миру десятки миллионов беженцев устроились на новых местах, но "палестинские лагеря" остаются. Как память о разрушении. Не их разрушении, а как надежда на наше разрушение. В самом деле, день нашей радости - это день их горя.
Перевел Яков Халфин