Maof

Sunday
May 12th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Чудо почти произошло. В штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже должна была открыться выставка о еврейском народе и его стране. Отцензурированная, сокращенная, политкорректная - но все еще не соответствующая арабской "теории отрицания". В последнюю минуту организация ЮНЕСКО капитулировала перед арабским давлением и намеками из Вашингтона и отменила выставку

"Это возмущает, но не удивляет", - так подытоживает проф. Роберт Вистрих, глава института Видаля Сасона при Иерусалимском университете, отмену выставки о 3500 лет еврейской культуры и связи еврейского народа с Землей Израиля.

Открытие выставки в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже считалось историческим событием, прорывающим дорогу в новую эпоху. Проф.Вистрих уже купил билет на самолет, чтобы прибыть на открытие, но в последнюю минуту получил сообщение об отмене выставки. Я разговаривал с ним через 3 дня после этого.

"Мы не знаем точно какова роль США в отмене выставки", - говорит Вистрих, - "но 3 фактора действовали, чтобы торпедировать ее открытие: американский госдепартамент, арабы и ЮНЕСКО. Каждый исходя из своих интересов. И арабы, и американцы указывали на "чувствительный момент" переговоров между Израилем и "палестинцами".

Официально американцы осудили отмену открытия выставки. Они сделали это посредством своей представительницы в ООН Саманты Пауэр. Но также воздержались от того, чтовы предоставить покровительство выставке. "Если бы американцы предоставили свое покровительство, организаторы не осмелились бы отменить", - говорит Вистрих. Письмо об американском решении не предоставлять покровительство было получено за несколько дней до письма арабских стран, которое привело к тому, что главы ЮНЕСКО прогнулись.

"У непредоставления американского покровительства есть политический смысл. Я не могу доказать это, но есть большое различие по сравнению с Канадой, которая предоставила покровительство выставке. Т.е. наш американский "союзник" не готов бросать вызов арабам. Не готов давить на тех прекратить подстрекательство и отвергать исторические факты о связи еврейского народа с Землей Израиля. По этим двум темам американцы "не высказываются". С другой стороны, они давят на Израиль делать уступки на переговорах". Непредоставление американского покровительство еще более выделяется на фоне другой страны, предоставившей покровительство, - маленькой Черногории. Говоря языком еврейской истории: "Черногория - да, США - нет".

Арабский протест

Это началось 2 года назад с инициативы института Визенталя в Лос-Анжелесе. Возглавляющий институт раввин Мервин Гайер предложил Роберту Вистриху координировать проект и написать тексты к выставке. Вистрих был скептичен, что ЮНЕСКО устроит выставку, но институт Визенталя продолжал работу. Были подготовлены 24 щита, на которых рассказывалась история еврейского народа от праотца Авраама.

"Цель была представить нашу историю. Не надо объяснять значение этого проекта. ЮНЕСКО не является произраильской организацией, среди ее решений есть ряд антиизраильских резолюций и поэтому тот факт, что мы достигли соглашения с ней и сломали барьер враждебности, выглядел большим достижением. Не только для нас - для евреев всего мира. Это могло быть очень важным прецедентом".

Уже были разосланы приглашения на открытие. Название выставки было: "Народ, Книга, Страна". Под приглашением подписались члены подготовительной комиссии: Эли Визель, Эстер Купершмидт (посол доброй воли ЮНЕСКО), пастор Патрик Дюбуа, лорд Кари (в прошлом архиепископ Кантебрийский), Эрвин Котлер (крупнейший специалист по международному праву, в прошлом министр юстиции Канады) и алжирский писатель Буалем Сансаль.

"Материалы выставки были отосланы в контейнерах в Париж. Выставочные щиты уже были развешаны на стенах в специальном зале в Центре ЮНЕСКО", - рассказывает Вистрих. - "Сейчас все заперто. Нет доступа никому. Только снаружи, через окно, можно заглянуть и увидеть часть выставки".

- Поразительно, что такое может произойти сегодня. Выставка есть, смотреть запрещается.

"Есть нечто символическое в этой ситуации. Нарратив еврейского народа находится там, но публике запрещается увидеть его. И все эти из-за протеста арабских государств, входящих в ЮНЕСКО. Их представитель утверждал, что представление таких вещей (т.е. еврейской истории) сейчас будет ударом по переговорам между Израилем и палестинцами".

- Если нет переговоров с арабами, то говорят, что чтобы Израиль вернулся в международное сообщество, он должен вернуться к переговорам. Когда он возвращается, препятствуют его принятию, как в случае с выставкой, под предлогом, что это повредит переговорам.

"Арабский представитель требовал не отсрочки открытия, а отмены выставки. Он написал в своем письме, что речь идет о пропаганде и что запрещено оказывать ей поддержку. Что этой выставкой ЮНЕСКО вредит своей объективности как международной организации. Интересно, что извещение об "отсрочке" поступило через час-два после арабского протеста. В формулировку сообщения написанного британским представителем ЮНЕСКО и адресованного руководителю европейского отделения института Визенталя Шимону Самуэльсу, разумеется, было включено выражение: "к глубокому сожалению"; "в свете арабского письма у нас нет выхода, кроме как отложить мероприятие - без определенной новой даты".

Проф. Вистрих хорошо знает британцев. 3 года назад, когда я интервьюировал его по случаю выхода его книги об антисемитизме под названием "Жестокая обсессия" (сейчас у этого названия появился еще один смысл), он сказал, что британским евреям сегодня тяжело дышать. Все там насыщено антиизраильской ненавистью, антисемитизмом. Я напомнил ему тот разговор и он сказал: "Ничего не изменилось с тех пор".
Возможно, это подразумевал недавно один посол лицемерия в своем интервью, говоря, что наше положение в Европе и Британии, в частности, ухудшилось; и обвинил в этом, разумеется, Израиль, "не делающий требуемое, чтобы предотвратить это, - уступки на переговорах".

Переговоры об истории

В качестве эксперта по истории и ответственного за написание текстов Вистрих знал, что речь идет о большой ответственности: много исследований, обдумывания и ... постоянные переговоры с руководством ЮНЕСКО. "Вы знаете, сколько раз мне приходилось стирать и переписывать формулировки? И все по политическим соображениям, при чем они не скрывали этого. Но и я выставил красные линии - то, в чем я не мог уступить".

- Т.е. Вы вели дипломатические переговоры о еврейской истории.

"Да. У них была группа инспектировавших "специалистов". Вначале они были очень враждебны. Умышленно подобрали туда не заподозренных в симпатиях к евреям. Один раз мне пришлось сидеть 4 часах подряд с их специалистами и их главой Франческо Бандарином - итальянцем, вторым человеком в ЮНЕСКО, ответственным за культурные мероприятия. Он не был резко враждебен. Даже пытался быть объективным. И его реакция была: "Я не сталкивался с таким. Это был самый лучший семинар, в котором я участвовал". Это поощрило меня.

В последнем июне у меня была встреча с руководительницей ЮНЕСКО Ириной Боковой (Болгария). В конечном итоге она была ответственной за скандальное решение по отмене выставки. Уже на той встрече она сказала, что есть те, кто сделают все, чтобы предотвратить проведение выставки. Но было ее предварительное обязательство, и институт Визенталя распространил это ее обязательство, чтобы затруднить ей увильнуть от этого обязательства. Надо понимать, что в ответ на ее отмену выставки американский Конгресс отменил финансовую поддержку ЮНЕСКО. Речь идет о 80 млн долл - 20% бюджета организации".

- Как я понимаю, вновь был раскол в позиции Америки.

"Администрация Обамы была против этого решения Конгресса. Там идет непонятная американская игра. Представительница в ООН Саманта Пауэр осудила отмену выставки. Но американский представитель в ЮНЕСКО - по указанию госдепартамента - отказывался предоставить покровительство выставке. Госдеп сидел на заборе еще за несколько дней до решения об отмене. И вот за несколько дней до открытия они заявили, что "не могут". Объяснили это политическими причинами. Формулировка почти идентична выражениям в арабском письме. Возникает вопрос: не было ли согласования?
Все 3 фактора, объединившиеся для отмены выставки, не стесняясь говорят, что это сделано по политическим причинам. При этом на протяжении всего периода подготовки они все время подчеркивали мне и институту Визенталя: у ваших текстов не должно быть политического аспекта. Тот, кто видел тексты, мог понять, что во всем, касающемся современной эпохи, сионизма и государства Израиль, я был вынужден ограничиться минимумом и формулировками, которые никак никаким извращенным умом не могли быть истолкованы как оскорбительные для арабов".

- Вы отметили там непрерывность еврейского присутствия в Эрец Исраэль на протяжении всех поколений?

"Еще как! Это полностью противоречит арабскому нарративу, что, якобы, сионисты "вторглись" сюда, что еврейское присутствие здесь - это "колониализм". Для арабов это неприемлемо. Что касается ЮНЕСКО, то судя по скорости, с которой они капитулировали перед арабским давлением, видно, они подумали: "Зачем вообще соглашались на эту выставку?"

По мнению Вистриха, это очень важный вопрос. В Израиле все время говорят о необходимости борьбы против антисемитизма, но игнорируют необходимость выставить позитив - еврейскую историю, которая противоречит арабскому нарративу, с помощью которого арабы и их приспешники пытаются отрицать наши исторические права на Землю Израиля.

Чтобы Робеспьер и Сталин не обиделись

Я спросил Вистриха, где выявилась переписка истории во всей мощи. Он сказал, что были события, само упоминание которых казалось представителям ЮНЕСКО пропагандой. "Например, выставочный щит о Шестидневой войне. В итоге, несмотря на то, что все было суперобъективно, его отменили, потому что он нервировал другую сторону. Тогда я сделал упоминание о Шестидневной войне на другом щите, на котором были исторические карты. Они забраковали и это под предлогом, что "карты - это очень опасно" - формулировка Бандарина. Оставили лишь одну древнюю карту.
Был щит о положении евреев в арабских странах. О массовой репатриации оттуда. Они проверяли "с увеличительным стеклом" и в итоге сняли все. Был щит и еврействе Советского Союза. Несмотря на их чувствительность и к этому вопросу, его оставили, но мне пришлось сократить описание антисемитизма в СССР".

- Есть что-то, с чем в ЮНЕСКО готовы были согласиться в отношении евреев?

"В конце маршрута выставки были щиты об успехах и достижениях. Универсальный вклад евреев; вклад в общечеловеческое дело - открытия в науке и т.д. Это была осознанная попытка согласовать еврейский вопрос с декларируемыми идеалами ЮНЕСКО. Вначале они не хотели. Этот раздел выставки вначале назывался: Исправление мира. Затем они изменили свое мнение в положительную сторону. Я сказал им: если вы прочитаете то, что написано здесь, то увидите, что с самого начала у евреев были идеалы, которые теперь присущи всему миру. Они согласились".

- Может, если бы они посоветовались с несколькими израильскими интеллектуалами, то решили бы иначе?

"Я думаю, что они надеялись, что всеми своими поправками они измотают меня. Но, видно, я измотал их. Они делали все, чтобы увильнуть. Это большая их ошибка в долгосрочной перспективе."

- В краткосрочной перспективе они получили поддержку американской администрации (без Конгресса) и арабов.

"В этом деле все напряжено".

- Вы подразумеваете сравнение арабской истории с еврейской?

"Арабские захваты, мягко говоря, не выглядят положительно. Я разделяю между арабами и мусульманами. Об арабском захвате нельзя сказать ничего положительного. Напомнить статус "зимми"?

- И Мохаммед имеет к этому отношение.

"Я выставил его в гораздо более лучшем свете, чем он заслуживает. Я упомянул резню племени Курайш. Оказывается, что с этим у ЮНЕСКО нет проблемы. А с чем была проблема? С тем, что он убивал, отрезая головы. Это несколько чересчур для ЮНЕСКО. И еще: отрезание голов вызывает проблему для французов (напоминает гильотину).
И вообще все содержание выставки противоречило арабскому нарративу".

Вистрих также упомянул там Храмовую Гору, понимая, что его вынудят отказаться от упоминания этой темы. "Я взял арабский справочник 20-х годов - времен муфтия - по Храмовой Горе. Там прямо указывалось, что раньше там был Храм, построенный Соломоном. Мы поставили цитату на фоне фотографии Купола Скалы. Я не ожидал, что они утвердят это, и не был удивлен, что они потребовали убрать цитату".

Цензура ЮНЕСКО также вычеркнула цитату Уинстона Черчилля от 1949г., когда он находился в оппозиции. Он упрекнул министра иностранных дел Эрнста Бевина за то, что Великобритания еще не нашла правильным признать государство Израиль, уже принятое в ООН. "Вы должны понять, что государство Израиль и еврейский народ нельзя измерять сиюминутными соображениями. Значение создания государства Израиль надо измерять в перспективе трехсот и даже 1000 лет".

("Макор ришон" 24.01.2014)


Перевел Моше Борухович
МАОФ