Вчера, 19 мая, газета «Гаарец» опубликовала сообщение, что если запланированное Палестинской администрацией (ПА) создание правительства национального единства Фатха-Хамаса реализуется, США, как и Европейский Союз, по-видимому, его признают. Поскольку «Гаарец» неоднократно подчеркивал, что это правительство не признает Израиль и не откажется от насилия, в Израиле были весьма обеспокоены готовностью Америки и Европы распространять лживые слухи о том, что правительство, полноправным членом которого будет Хамас, согласится выполнять эти требования. Но сам Израиль уже в течение многих лет участвует в распространении не менее безумной фантазии – что партия президента ПА Махмуда Аббаса Фатх, в отличие от Хамаса, является «нашим партнёром в деле мира». Чтобы понять, насколько смехотворным является это утверждение, достаточно рассмотреть два недавних факта: статью главного переговорщика ПА Саиба Ареката в газете «Гаарец», опубликованную на прошлой неделе, и решение академического совета университета аль-Кудс, принятое двумя неделями раньше.
Статья Ареката содержит, главным образом, стандартный набор палестинских мифов и полу-мифов о Накбе (Катастрофе - так палестинские арабы называют создание Израиля – прим. перев.), не упомянув при этом ни единым словом о вторжении в только что созданный Израиль армий пяти арабских государств, развязав тем самым войну 1948 года, одним из результатов которой стало появление палестинских беженцев. Однако, среди всей этой лжи и полуправды выделялась одна фраза: «В моём родном городе Иерихоне есть два лагеря беженцев, в которых живут в жалких условиях тысячи людей». И это, надо сказать, сущая правда. Впрочем, Арекат упустил отметить одно обстоятельство – Иерихон был первым городом, который Израиль вернул в полное владение ПА в далёком уже 1994 году (по соглашению Осло – прим. перев.). Другими словами, Иерихон находится под властью ПА непрерывно уже 20 лет, в течение которых ПА была самым большим в мире в расчёте на душу населения получателем иностранной помощи. Тем не менее, ни один цент из этой помощи не был потрачен на улучшение условий жизни в лагерях беженцев, находящихся в Иерихоне. Вместо этого Арекат 20 годами позже всё ещё продолжает обвинять Израиль в «жалких условиях» в этих лагерях.
Это не такой уж тривиальный вопрос, так как весь мирный процесс строится на теории, что Фатх стремится к созданию палестинского государства. Однако создание палестинского государства предполагает, что его властные структуры возлагают на себя ответственность за решение проблем палестинских арабов, включая и улучшение условий жизни беженцев в своих лагерях, вместо того, чтобы продолжать обвинять во всём Израиль. И утверждение Ареката показывает, что ПА под руководством Фатха вовсе не заинтересована заниматься тем, чем она обязана заниматься. Она предпочитает оставлять беженцев прозябать в нищете и неустроенности, чтобы набрать ещё несколько очков против Израиля в глазах мирового общественного мнения. Другими словами, она предпочитает вести войну против Израиля вместо того, чтобы на деле проявлять свой суверенитет, повышая уровень жизни своих подданных.
Это предпочтение продолжать войну против Израиля вместо того, чтобы пытаться прийти к миру с ним, проявляется и в принятом 30 апреля решении академического совета университета аль-Кудс изгнать из штатов университета профессора за совершенное им "преступление" – поездку вместе со своими студентами в Освенцим. По формулировке совета, действуя подобным образом, профессор Мохаммед Даджани совершил преступление, выразившееся в «поведении, которое идёт вразрез с политикой и нормами совета».
Аль-Кудс – это не какой-нибудь исламский университет, находящийся в контролируемой Хамасом Газе; это флагман образовательной системы ПА, находящийся в Восточном Иерусалиме и являющийся партнёром университета Брандейс, штат Массачусетс. Президентом университета Аль-Кудс в течение почти 20 лет (до своей отставки по достижению 65 лет) был известный член Фатха Сари Нуссейбе, считавшийся умеренным лидером палестинских арабов. И вот в глазах этого «умеренного» университета его профессор, осмелившийся продемонстрировать студентам историческую правду о Холокосте, совершает преступление, достойное изгнания его из академического союза. Почему? Потому что, как объяснил другой преподаватель, это может внушить некоторым студентам симпатию к «фальшивому сионистскому нарративу». Или, другими словами, это может, в действительности, способствовать продвижению к миру за счёт облегчения взаимопонимания.
До тех пор, пока «умеренные» члены Фатха не пожелают взять на себя основополагающие обязанности, предусмотренные суверенитетом – как, например, заботу об уровне жизни своих собственных беженцев, или признать базовые исторические истины – как, например, Холокост, они будут «партнёрами в деле мира» не более чем Хамас. И распространяя сказки о том, что они таковыми являются, Израиль и страны Запада не приближают наступление мира. Они только лишь укрепляют понимание того, что у Фатха нет никаких побудительных мотивов к изменению.
Опубликовано в журнале Commentary 20 мая 2014 г.,
http://www.commentarymagazine.com/2014/05/20/the-pa-refugees-the-holocaust-and-peace/
Перевод с английского Эдуарда Маркова
Хайфа, май 2014 г.