Израиль принял условия предложенного Египтом прекращения огня; Хамас продолжает стрелять. Хамас намеренно нацеливает свои ракеты на мирных граждан; Израиль скрупулёзно пытается избегать жертв среди мирного населения, предупреждая по телефону об обстрелах в данном районе и даже выстреливая в намеченное здание небольшую ракету без заряда – так называемый «стук в крышу».
«В этом разница между нами», - объясняет премьер-министр Израиля. – «Мы используем ракеты для защиты нашего населения, а они используют своё население для защиты своих ракет».
Момент такой моральной ясности редко случается в международной политике. И, тем не менее, мы неизменно слышим, что эта борьба между Израилем и Газой описывается как морально эквивалентный «замкнутый круг насилия».
Но это абсурд. Какой может быть интерес у Израиля к подобной перестрелке через границу? Все знают, что эту мини-войну начал Хамас. И все знают гордо провозглашаемый raison d’etre (смысл существования) Хамаса – искоренение Израиля и его евреев.
Апологеты Хамаса объясняют его жажду крови израильской оккупацией и блокадой. Оккупация? Неужели всем настолько отшибло память? Меньше, чем 10 лет назад мировое телевидение показывало, как солдаты израильской армии стаскивают упрямых поселенцев с крыш синагог в Газе в ходе ликвидации Израилем поселений, изгнания её жителей и отвода своих войск, вручив палестинцам (арабам, населяющим полосу Газа – прим. перев.) всю Газу до последнего дюйма.
В Газе не осталось ни единого солдата, ни единого поселенца, вообще ни единого израильтянина.
И не было никакой блокады.
Наоборот. Израиль хотел, чтобы новое палестинское государство преуспело. Чтобы помочь Газе экономически, Израиль отдал палестинцам свои 3,000 теплиц, в которых выращивались фрукты и цветы на экспорт. Он открыл контрольно-пропускные пункты на границе и поощрял взаимную торговлю.
Вся идея состояла в том, чтобы создать модель для двух государств, мирно и продуктивно живущих бок о бок. Похоже, что никто не помнит, как одновременно с уходом из Газы Израиль ликвидировал четыре небольших поселения в северной части Западного Берега (в Самарии – прим. перев.) в качестве ясного сигнала о желании Израиля уйти также и из Западного Берега, чтобы реально добиться создания двух дружественных государств.
И это – не какая-то древняя история. Это было девять лет назад.
Как же отреагировали арабы Газы на то, что израильтяне вручили им нечто такое, чего они не получали ни от одного из предыдущих правителей – ни от египтян, ни от британцев, ни от турок, а именно - независимую территорию?
Прежде всего, они тут же разрушили теплицы. А потом они избрали Хамас. Вслед за этим, вместо того, чтобы приступить к построению государства со всеми его сопутствующими политическими и экономическими институтами, они потратили лучшую часть десятилетия на то, чтобы превратить Газу в массивную военную базу, до краёв наполненную смертоносным оружием, с единственной целью – вести нескончаемую войну против Израиля.
Где автомобильные шоссе и железные дороги, где промышленность и инфраструктура нового палестинского государства?
Нет их. Вместо них они построили, милю за милей, подземные туннели, чтобы прятать своё оружие, а также своих военных командиров, когда их припечёт.
Они потратили миллионы на импорт и производство ракет, пусковых установок, миномётов, стрелкового оружия, даже беспилотников.
Они умышленно разместили их в школах, больницах, мечетях и в частных жилых домах, чтобы наиболее эффективно подставить под ответные удары своих собственных мирных жителей. (Как раз в четверг, 17 июля, ООН сообщила, что она обнаружила 20 ракет в одной из школ Газы). И оттуда они запускают ракеты по Иерусалиму и Тель-Авиву.
Но зачем? Эти ракеты не могут причинить серьёзного ущерба, так как их перехватывает израильская противоракетная система Железный Купол. Даже руководитель Западного Берега Махмуд Аббас спросил их: «Чего вы хотите добиться, запуская ракеты?»
Это выглядит бессмысленным, если только вы не поймёте, что, как было объяснено 15 июля в редакционной статье «Джерузалем Пост», главная их задача – привлечь ответный огонь израильской армии.
Это позволяет продемонстрировать международному телевидению мёртвых палестинцев. Именно поэтому Хамас заставляет своих собственных жителей не пытаться уйти из своих домов после разбрасываемых Израилем листовок с предупреждением о намеченной атаке.
Намеренно вести войну таким образом, чтобы твои собственные жители могли телегенично погибнуть – это воистину моральное и тактическое безумие. Но оно базируется на весьма рациональной предпосылке: учитывая вполне орвеллианское поведение мира по отношению к Израилю (возьмите, например, этот гротескный Совет ООН по правам человека), подпитываемое смесью классического антисемитизма, почти тотальной исторической безграмотности и рефлекторной симпатии к мнимым угнетаемым жителям Третьего мира, эти бесчисленные картинки убитых палестинцев на телеэкранах мира, в конце концов, ослабляют поддержку легитимности Израиля и его права на самозащиту.
В мире с подобным кафкианским этическим извращением безнравственность Хамаса обретает смысл. Это мир, в котором бойня в Мюнхене превращается в захватывающий боевик, а убийство Клингхофера становится оперой – и в обоих этих «шедеврах» видна глубокая симпатия к убийцам. Это мир, в котором ООН игнорирует самых худших преступников против человечности, но постоянно клеймит Израиль – страну, против которой в течение 66 лет идёт война, но которая, тем не менее, идёт на самые крайние меры, чтобы избежать жертв среди невинных людей, используемых её врагами в качестве живого щита.
Это говорит только в пользу израильтян, которые среди всего этого безумия не утратили своих моральных принципов. Или силы духа. Поэтому у тех, кто живёт за пределами этого региона, есть минимальная обязанность - обличать безумие и говорить правду. Она редко проявляется столь ясно и отчётливо.
Опубликовано в газете «Вашингтон Пост»17 июля 2014 г.,
http://www.washingtonpost.com/opinions/charles-kra...23ecc0c7d23_story.html?hpid=z4
Перевод с английского Эдуарда Маркова
Хайфа, июль 2014 г.