Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Вследствие разрушения Гуш-Катифа есть большее понимание у ряда лидеров правых в отношении центральной функции, которую выполняли СМИ в реализации программы разрушения. («Макор ришон» 2.9.05)

Я чувствую – значит, я существую

Вследствие разрушения Гуш-Катифа есть большее понимание у ряда лидеров правых в отношении центральной функции, которую выполняли СМИ в реализации программы разрушения.

Громкие голоса, раздающиеся среди правых, требуют «сделать что-нибудь в отношении СМИ». Что и как они не могуь точно указать. Гнев, направленный против своих руководителей (Совет поселений и/или раввинов), не «отмежеван» от той же проблемы: где было руководство в течение лет, когда день за днем поливали грязью поселенцев до того, что позволило жестокую депортацию?

Чтобы бороться с проблемой, надо прежде всего понять мировоззрение СМИ. Научно-модернистская школа видела задачу СМИ – дать факты и информацию публике, а общество увидит и будет судить. Эта школа видит в прессе посредника, который должен быть объективным, не выражать своего личного мнения, а лишь доводить до публики точные проверенные факты.

Вторая школа выражается постмодернистским термином «нератив». Исходная точка: рассказывающий – в центре. «Нет абсолютной правды», а лишь попытка «рассказать рассказ» (передать «нератив», высказать свою точку зрения, выразить свои чувства, свое ощущение). Рассказ, получающий максимум внимания и влияющий на процессы, становится успешным рассказом без всякой связи с правдивостью изложенных в нем фактов. Влияние на чувства – это главное.

Сегодня довлеет в СМИ вторая школа, и надо отнестись к ней со всей серьезностью, и не пользоваться лишь утверждениями в объективно-фактической области.

Передача «Мабат лекесеф» по 1-му телеканалу неделю назад была посвящена экономическим аспектам «размежевания». Я попыталась выяснить будет ли обсуждаться прямой и косвенный экономический ущерб, причиненный депортируемым вследствие закрытия предприятий и вынужденной безработицы. Ответы были в стиле «Не волнуйтесь, будет обсуждаться и это». Никто не говорил о гигантских экономических достижениях сельского хозяйства Гуш-Катифа и о прямом и косвенном ущербе от разрушения этих источников дохода. И в юридическом плане не было серьезного обсуждения еврейской собственности на землю, например, в Кфар-Дароме, как не обсуждается еврейская собственность домов в Хевроне и в Старом городе в Иерусалиме.

Помимо не изложения в СМИ объективных фактов и непредоставления возможности их изложить, поражение поселенчества в СМИ еще и в другом: фактическое экономическое обсуждение влияет меньше, чем рассказ о старушке, оставшейся в коридоре больницы «из-за бюджета, переправленного поселенцам вместо здравоохранения».

В «чувствительной плоскости» выставляется лишь левый «нератив» и не дается поселенцам выразить свои чувства.

Израиль – многокультурное государство, но часть общества, которой не дают выразить свою культуру и чувства, находится в приниженном состоянии и у него нет серьезного коренного влияния.

Движение за права правых

Первый шаг для исправления ситуации – выйти из приниженного состояния. Надо прекратить позорный обычай осуждать «крайне правых», как это делал член Кнессета от МАФДАЛя Шауль Яалом, «сидя в кресле правого комментатора» во время борьбы на крышах Кфар-Дарома.

Левые никогда не осуждают свои крайние организации, тянущие веревку в их сторону – такие, как например, «Гуш Шалом», «Шуви», «Зохрот» и «Арба имаот».

Параллельно, важно выражить чувства боли и унижения от задействования разрушающей полицейской силы против демонстрантов или нарушения прав гражданина на пути на демонстрации. Можно пойти еще шаг вперед и выделить эти унижения как ставшие «понятными сами по себе» именно после Осло, а также обязанность пройти проверку и обыск при входе на автостанцию или вокзал.

Депутатам от правых нельзя молчать о непредоставлении экранного времени или при оскорблении во время передачи. Когда Амир Бар-Шалом (1-й канал) унижает депутата Ури Ариэля и говорит, что «очень беспокоит, что такие люди представляют нас в парламенте», и без надлежащей реакции назавтра продолжает Йоав Лимор и осуждает депутата Ариэля в прямом эфире, не только депутат Ури Ариэль унижен, но и десятки тысяч избирателей, отдавших ему свой голос. Даже если член Кнессета Ариэль прощает ведущему передачи лично, он не может пройти мимо оскорбления десятков тысяч, голосовавших за него.

Не только передачи актуальных событий ответственны за создание отрицательного климата в СМИ. Непредоставление выражения своих мыслей и чувств выражается и в нестерпимом бойкоте музыки, кинофильмов, литературы и спектаклей «неправильной творческой школы».

В качестве первого шага в попытке продолжения оранжевой революции все, кто видят себя лидерами общества, должны действовать для уничтожения сорных трав в СМИ, которые сейчас без помех создают отрицательный имидж их публике, и действовать всеми путями для свободы выражения мыслей, чувств и творчества этой публики.


Перевел Яков Халфин
МАОФ