Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Часть первая. Волна о скалу.

“Эйфо нигмар “ани” уматхиль ами. Ума “ани” бли ами”

Я умышленно не перевожу фразу на русский язык. Вы, уважаемый читатель, уже давно говорите на иврите. А красоту этой фразы можно оценить только на этом языке, как красоту поэзии Пушкина никто не может перевести с русского.
   Но то, что Вы можете понять эту фразу это и чудо, и огромный труд одной женщины, неизвестной большинству из миллиона русских евреев, приехавших в страну в начале 90-х годов. Она родилась на Украине и во время войны попала в киргизский город Ош, где впервые столкнулась с евреями Польши, голодавшими даже без тех 300 грамм хлеба, которые получали остальные. Моя мама в то время жила во Фрунзе, в 600 км от Голды Елин. Но, в отличие от Голды, мама уже была интернационалисткой и разницы между киргизами, русскими, евреями не знала. Не хотела знать очевидного. И то, что ее дети и внуки живут в Израиле, в Иудее, в Кирьят-Арба, и понимают язык своего народа - заслуга хрупкой женщины, начавшей во время войны из Оша свой Путь в Эрец Исраэль, в страну Израиля, и проложившей этот путь еще миллиону своих соплеменников, и мне, среди них.
   Не ставлю целью написать научный труд о деятельности МАОЗа и Голды Елин - оставлю это студентам Еврейского университета, ученикам профессора Аниты Шапиро. Я не ученый - художник. И если взялся писать, то только из чувства огромной благодарности за все, что Она для меня сделала. Мы не были знакомы, но всегда наши пути пересекались. У нас уйма общих знакомых и общих переживаний. Но мне, грешнику, будет трудно писать о этой Святой Женщине. Поэтому заранее прошу у Вас, дорогой читатель, скидки за лирические отступления и возвышенный слог, за смешение описаний своей семьи и Пути Голды Елин. Тот, кто захочет скурпулезно разобраться в истории МАОЗа и жизни Голды Елин, должен будет потратить время на изучение ее архива, упорядоченного, по просьбе Голды, профессором Инной Добрускиной, и находящегося в центральном сионистском архиве в Иерусалиме. Я же воспользуюсь одной брошюрой, выпущенной Голдой на иврите в апреле 1976 года “Дарка шель “МАОЗ”  о пути людей МАОЗа по осуществлению идеи “Отпусти народ Мой!”, и теми сведениями, которые я почерпнул из книг и документов за последние два года.  Кстати, ни в одной из книг, выпущенных Голдой, я не нашел устрашающих любого издателя слов, об ответственности за перепечатку - она хотела, чтобы народ знал свою настоящую историю, историю Исхода из “нового Мицраима” под названием СССР.




   Сразу после войны Голда, оформив фиктивный брак с польским евреем, выехала сначала в Польшу, а затем в Эрец Исраэль. Ни на минуту она не забывала о страданиях евреев в “Советском Раю”. Но во вновь созданном государстве Израиль это словосочетание писали без кавычек! Сталин был Солнцем Народов и красные флаги украшали государственные учреждения. В кинотеатрах шли советские пропагандистские фильмы типа “Александр Пархоменко”, и молодежь училась по советским учебникам строительству светлого коммунистического будущего. О евреях, голодающих в СССР никто не говорил.
   С 1935 года существовало общество “Маген”, филиал социалистической партии Бен-Гуриона, ненавязчиво предлагавший не молчать о “евреях молчания”. Из этого общества вышел Шабтай Бецалель Бейт-Цви, вышел - в прямом смысле этого слова. Он считал усилия “Магена” мизерными и недостаточными по сравнению с угрозой, нависшей  в начале 50-х над миллионами его соплеменников в СССР.




   Так в октябре 1958 года он создал общество “МАОЗ”, “крепость”, в которой всегда было мало защитников, но несмотря на это простоявшую 40 лет, до 1998 года, пока не вывела из рабства нас, миллион евреев галута.
   Для меня две эти даты, очень не простые. В октябре 58-го я родился, а в апреле 1998-го окончательно вернулся в Израиль.
 В предисловии к ивритскому изданию 1976 года Голда пишет: “Алия из Советского Союза - не простая алия, в как объясняют это понятие люди из свободного мира. Это в первую очередь спасение евреев,  находящихся в опасности, в когтях страшного врага, и лишь потом, во вторую очередь - возращение на Родину. Так это представляется одновременно с еврейской и общечеловеческой точки зрения”
   Это написано в месяц освобождения, в нисан, в Песах 5736 (1976) года.  С общечеловеческой точки зрения - я освободился в октябре 1991 года, с еврейской - до сих пор в галуте. В тот месяц, когда родился МАОЗ, родился от еврейки и украинца Иван, названный в честь деда. Даже его мать не знала, что по еврейским законам - он еврей. А тот родственник, который мне это сказал, пока живет в галуте, преуспевает, доктор Гарварда.
   Но Шабтай Бецалель Бейт-Цви (Шабиби) еще до моего рождения это хорошо знал. Знала об этом и Голда Елин, и они знали, что этого ребенка надо спасать. И спасли.
   Первое, что сделал Шавиви - определил цель движения. “Окончательное уничтожение фатального взгляда на проблему евреев России”. Политика правительства Израиля в то время сводилась к словам “Ничего не поделаешь”, и вот против такого взгляда и направил всю свою деятельность МАОЗ.
  Воззвания, письма членам Кнессета, распространение листовок на улицах - это то, что делали немногочисленные члены МАОЗа. В 1960 году на собрании, посвященном памяти еврейских писателей и поэтов, уничтоженных Сталиным в августе 1952 года, впервые в Израиле заговорили о жертвах социализма. Но до сих пор (2003г.) никто кроме МАОЗа этого не делал. В 1964 году члены МАОЗ организовали кампанию “Кес-ал-дами”, убедили множество людей в Лэйл-Седер поставить стул для «русского» еврея, на котором прикреплялся плакат, напоминавший о братьях за “Железным занавесом”. Было распространено свыше 40 тысяч плакатов. Спросите у Ваших религиозных соседей, помнят ли они эту кампанию? Помнят! Но когда я спрашиваю у них, кто ее организовал - ни один не вспомнил, да и важно ли кто это сделал!? Важно действие, и его результат.
   В январе 1965 года МАОЗ собрал подписи под воззванием к Кнессету выступить в защиту евреев СССР. Сто тысяч израильтян поставили свои подписи под требованием поднять голос Народа Израиля в защиту братьев. Голда Меир, любимица Сталина, наплевала на это обращение.
 В 1966 году в Израиле гастролировал Московский цирк. Члены МАОЗа, и Голда Елин в том числе, распространяли листовки у входа, за что были задержаны полицией и обвинены в нарушении общественного порядка и в оскорблении дружественной страны. Листовка называлась “Билуй наим!” и рассказывала о судьбе евреев в тюрьмах СССР.  Министерство иностранных дел Израиля раболепно извинялось перед советским консулом “за грубую выходку экстремистов” Мы сейчас знаем, что уже в то время СССР вооружал арабов и готовил их к войне с Израилем. И знаем, что Рабин, один из тех, кто извинялся за Голду Елин, а в Шестидневную войну прятался от ответственности. И Голда Меир, подружка Сталина и Вышинского, сидела в кресле МИДа, а в Войну Судного дня побоялась нанести превентивный удар, и евреи заплатили за это своей кровью, как платят сейчас поселенцы за махинации фирмы “Гиносар, Омри Шарона и Ко”. Это мы знаем сейчас, но ездим по улице Голды Меир, вместо того, чтобы свернуть на проспект Голды Елин!
   Летом 1967 года Шавиви, глава МАОЗа, опубликовал в газете “Давар” четыре работы по теме “Евреи России в этот час”, выпущенные МАОЗом отдельной брошюрой “Они приедут!”.
   В 1968 году Шабтай Бецалель Бейт-Цви оставил МАОЗ и все свое время посветил исследованию отношения еврейского ишува к европейскому еврейству в годы Катастрофы. Восемь лет он работал над книгой “Сионизм в период после Уганды в свете Катастрофы. Исследование причин ошибок сионистского движения в период 1938-1945 гг”, которую до сих пор несправедливо замалчивает социалистическая историография Израиля.
 Почему? Потому что в этой книге этот Учитель Истории, открыл связь между отношением правления еврейского ишува к евреям Катастрофы и отношением правительства Государства Израиль к евреям СССР.
   В 1968 году вся ответственность за МАОЗ легла на хрупкие плечи Голды. С тех пор и до самой ее смерти в 2000 году, МАОЗ=ГОЛДА. Они и умерли вместе. И если дело врагов Голды продолжают их дети (Эфраим Сне, сын редактора газеты “Коль-а-Ам” Моше Сне, ярого противника МАОЗа, сталиниста, немало сделавшего для того, чтобы дело Сталина жило, а я - умер для еврейского народа), то дело Голды продолжают выпущенные ею книги. Ее детище - библиотека “Израильский Самиздат”.
   Первыми книжками в этой библиотечке стали статьи доктора Юлия (Иеhуды) Марголина “О правде сионизма” и “Неоантисемитизм”, с которым Голда познакомилась в начале 50-х. Напечатанные на допотопном ротапринте, они распространялись бесплатно. Мало того, Голда решила дать платное объявление на радио, с адресом, по которому можно заказать книги. Каково было ее удивление, когда в назначенный день, обзвонив знакомых, она села слушать у радиоприемника. Платное объявление не передали!
   В сборнике, который я держу в руках, есть отписка о невозможности передачи объявления и возвращении денег МАОЗу. Даже через тридцать лет Голда с ужасом вспоминала тот шок. Радио сионистского государства не захотело дать платное объявление о книгах еврея-сиониста по сионизму!
   Марголина и сегодня, в 2003 году не переводят на иврит. Почему?  Да потому, что его книга “Путешествие в Страну Зе-Ка” - это не Солженицын (которого Марголин уважал). Сужу по реакции моей мамы, пережившей Сталина, но не пережившей его идеи. Солженицына она может читать, а Марголина - тяжело, сердце не выдерживает. Сама обложка книги вызывает столько вопросов, что у Эфраима Сне, Иланы Даян, Далии Рабин-Философ всей жизни не хватит на них ответить.




   В 1969 году Голда заказала художнику Йосифу Кузьковскому, еврею из России, плакат “Отпусти народ Мой!”, который стал новым символом МАОЗа и памятью о художнике, умершем вскоре от гриппа, при неясных обстоятельствах, еще ждущих своего расследования, как и убийство отца и сына Кахане, Мордехая Лапида и Баруха Гольштейна.
   Плакат, как и все, что публиковала Голда Елин, по прежнему актуален. И евреи по прежнему находятся за колючей проволокой Серпа и Молота. Социалистический Интернационал Бронфмана, Переса и Арафата еще никто не предал суду. И Амир Перец, по-прежнему правит этой страной по своему усмотрению, пугая нас всеобщей забастовкой. И радио, кроме “7канала”, находится в руках социалистической банды, называющей эту народную радиостанцию “пиратской”, о чем писала Голда Елин Биби Натаниягу в 1998 году в “Меморандуме в защиту сионизма”. И даже “Израиль Плюс”, чаще приглашает Эфраима Сне и его сопартийцев, чем Йоси Ахимеира или Дова Вайсина, сына Голды (сын Марголина, спасшийся 22 июня 1948 года с “Альталены”, по которой стрелял Рабин, живет в Штатах. Вот бы 22 июня «русские» отметили начало Великой Отечественной войны, продолжающейся 55 лет, на Площади Царей  в Тель-Авиве и переименовали проспект Бен-Гуриона, отдавшего тогда приказ, в проспект Иеhуды Марголина, он упирается сейчас в Площадь Рабина)
                                                 ***
   В семидесятом году Голда Елин (подразумеваем МАОЗ) начала кампанию в связи с делом «самолетчиков» в Ленинграде. Листовки, списки с фотографиями осужденных распространялись в Израиле, абсолютно безуспешно. Официоз под предводительством Голды Меир и созданным ею “Нативом” не только молчал, но и активно противодействовал всеми силами государственного аппарата и деньгами еврейских организаций, вроде “Сохнута”, и деньгами налогоплательщиков.
   Средства Голде поступали из бюджета ее семьи, очень бедной. В 1970 году из СССР вырвались первые ласточки - Авраам Шифрин и Мордехай Лапид и стали помогать.  Голда начала действовать в странах Запада и организовала поездки Шифрина в США и страны Европы с рассказами о советских лагерях. Авраам Шифрин, отсидевший 10 лет, известен как переводчик на русский романа “Эксодус”. Его выступления в августе-сентябре 1971 года привели к тому, что день 10 декабря стали отмечать как Всемирный день защиты прав человека.
  Тогда же правительство Израиля отказало в израильском гражданстве 70-ти  советским евреям, впоследствии заключенным в советских тюрьмах. Голда устроила голодовку в знак протеста.
   Голодовка не помогла! Гражданство, бумажки способной спасти людей от советского концлагеря, не дали. Но разве действия Голды Елин были бесполезны?!
   Недавно мне написал один американский еврей, подписавший петицию о восстановлении Дома Нати Озери (да отомстится его кровь). В двух словах письмо можно выразить так “А что толку?!”
   Но Голда никогда не задавалась таким вопросом. Она, как волна о скалу, билась до последнего вздоха. Она размыла “Железный занавес”, и поправка Джексон-Веника (о связи американских поставок зерна с освобождением евреев) была проведена под девизом “Отпусти народ Мой!”, и в ее принятии участвовали многие другие люди, о которых написаны книги, и я не стану отвлекаться, лишь укажу на рава Каханe, одну из волн, разбившихся в этой борьбе с социализмом за сионизм. Забегая вперед, скажу, что 20.3.74 года Голда организовала голодовку в защиту рава в Иерусалиме возле Бейт -Гилель на улице Яффо.




   С 22 по 28 мая 1972 года группа олим-хадашим из России организовали голодовку возле Стены Плача. До этой голодовки израильское правительство не замечало, игнорировало усилия МАОЗа и отдельных борцов. И об этой акции молчали два дня. На третий день корреспондент английского радио передал сообщение о необычной акции протеста. Голда была во всеоружии. Люди стали приходить, и она раздавала подготовленные листовки, материалы МАОЗа, и правительство во главе с Меир осознало - скрыть этого нельзя. На четвертый день голодало 300 человек. И тогда правительство “взяло тремп”, организовало митинг, потянулись “хаврей а-Кнессет”. Аба Эвен, почивший недавно в почестях, пригласил голодавших в Кнесет, но принял их, голодных, в столовой жуя свой бесплатный суп. Это - со слов Элеоноры Шифрин. Только за это его надо было похоронить за забором еврейского кладбища, а не с почестями, которых он не достоин. На него имеется большой список вещей, и посерьезней.




   Я смотрю на старую фотографию премьер-министра Израиля, тезку Голды, на ее сгорбленную спину, и вспоминаю кадры кинохроники, где она в 1948 году весело смеется в обществе палача евреев (и не только) Вышинского. Мне стыдно за нее. Мне жалко смотреть на эту женщину, именем которой названы улицы в каждом городе, но такую несчастную на этой старой фотографии 1972 года, возле голодающих, за полтора года до ее бесславного ухода из политики. Сколько вреда она сделала своему народу! И насколько пустую жизнь прожила, наполненную великосветскими приемами и раутами у Ворошилова и Сталина, Вышинского и Берии.
   А рядом фотография Голды Елин, с высоко поднятой головой, объясняющую двум молодым людям что-то важное, скорее всего об антикоммунизме. Эту маленькую женщину не принимали сильные мира сего. “Не принимали” всерьез. Но жизнь ее была полна людьми, событиями и делами на благо своего народа, делами, за которые у других, менее “жестоковыйных” народов, ставят памятники при жизни. Не ищите ее имени в словарях и справочниках - нет ее там. Но каждый, знавший ее близко, говорил мне: “Эта женщина - святая!”
   Только в 2001 году я понял, как мне не повезло. Того человека, который спас меня от уничтожения, я не встретил и не поблагодарил при жизни. Сейчас, когда знакомый спрашивает меня, как же так угораздило с именем, я сразу вспоминаю МАОЗ, с которым я родился одновременно в октябре 1958 года, и не пытаюсь оправдываться. Все мое оправдание - восемь лет жизни в Кирьят-Арба и два года работы по распространению знаний, полученных мной из библиотечки Голды Елин “Самиздат в Израиле”.

                                                 ***

Окончание следует